УИД: 29RS0024-01-2020-000382-27
Дело № 2а-478/2020
10 марта 2020 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре Корелине М.М.,
с участием прокурора Лялюшкиной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Мельникову Дмитрию Владимировичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску (далее - УМВД России по городу Архангельску) обратилось в суд с административным иском к Мельникову Д.В. об установлении административного надзора.
В обоснование требований указано, что приговором Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. осужден за совершение тяжких преступлений, предусмотренных ч.3 ст.158 УК РФ, к лишению свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев. Постановлением Соломбальского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ условное осуждение по приговору Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. был освобожден из ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области по отбытии срока наказания. Согласно характеристике УУП ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску Мельников Д.В. по месту жительства характеризуется удовлетворительно. В течение года Мельников Д.В. совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ДД.ММ.ГГГГ - административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в 500 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - административное правонарушение, предусмотренное ст.20.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 510 рублей; ДД.ММ.ГГГГ – административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 520 рублей). Все правонарушения совершены в ночное время. Просят установить административный надзор в отношении Мельникова Д.В. сроком на 2 года, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком и запрет пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства или пребывания, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22-00 до 06-00 следующих суток.
В судебное заседание административный истец, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения надлежащим образом, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Мельников Д.В. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены гл. 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 данного закона в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что приговором Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. осужден за совершение тяжких преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ и ему назначено наказание на основании ч.3 ст. 69 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы без штрафа и без ограничении свободы. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы назначено условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев.
Постановлением Соломбальского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Мельникову Д.В. отменено условное осуждение, назначенное приговором Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ и он был направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы на срок 3 года в исправительную колонию общего режима.
ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. освобожден из ИК-14 УФСИН России Архангельской области по отбытии наказания.
В силу п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на дату совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В справке-характеристике УУП ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Мельников Д.В. проживает по адресу: <адрес> совместно с сожительницей ФИО9, официально не трудоустроен. Жалобы и заявления в отношении Мельникова Д.В. в ОП №5 УМВД России по г.Архангельску не поступали.
Согласно постановлению № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 510 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 520 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановления о назначении административных наказаний не обжаловались, вступили в законную силу, что подтверждается копиями постановлений по делу об административном правонарушении, сведениями из информационной базы данных о привлечении лица к административной ответственности.
Из указанного следует, что Мельников Д.В., в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, имея непогашенную судимость за совершение тяжкого и умышленного преступления, совершил в течение одного года более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ).
Как разъяснено в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в ст. 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений.
По рассматриваемому делу судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего иска срок, указанный в ст. 4.6. КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, в отношении административных правонарушений, на которые ссылается истец, не истек, в связи с чем указанные выше административные правонарушения подлежат учету.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Мельникова Д.В. административного надзора.
Устанавливая срок административного надзора, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (п. 1, 2 и 4) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; 3) лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как разъяснено в п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Принимая во внимание мнение органа внутренних дел, обстоятельства и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства и характер совершенных гражданином после освобождения из мест лишения свободы административных правонарушений, суд приходит к выводу, что административный надзор необходимо установить на срок 2 года.
В силу п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 данного закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 данного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса об установлении административных ограничений суд принимает во внимание сведения о совершении административным ответчиком тяжких преступлений, обстоятельств совершения административных правонарушений, сведения о личности Мельникова Д.В., характеризующие его образ жизни и поведение.
Ввиду того, что согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установление административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административным истцом требования об установлении административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным органом графиком. Количество явок в рассматриваемом случае соответствует целям, для достижения которых устанавливается данный вид административного ограничения.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п. 2 и 3 ч.1 ст.11, п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона об административном надзоре).
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15).
Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, личности Мельникова Д.В. (неоднократно совершал преступления); административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, указанные административным истцом в качестве оснований для установления административного надзора, связаны с появлением Мельникова Д.В. в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, которые были им совершены в ночное время (ст. 20.21 КоАП РФ), характеристики УУП ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску (официально не работает), руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, суд полагает обоснованным требование административного истца об установлении в отношении Мельникова Д.В. административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства или пребывания, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Учитывая заключение прокурора, с учетом сведений характеризующих поведение гражданина после освобождения из мест лишения свободы, суд признает данные административные ограничения необходимыми и достаточными для достижения целей предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на Мельникова Д.В. индивидуального профилактического воздействия.
Оснований для установления иных административных ограничений на дату рассмотрения дела не усматривается.
Административные ограничения, устанавливаемые судом в отношении Мельникова Д.В. на период действия административного надзора, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Положениями ст.6 Федерального закона № 64-ФЗ при наличии к тому оснований предусмотрено право лица, в отношении которого установлен административный надзор либо его представителя обратиться с заявлением о досрочном прекращении либо частичной отмене административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 272 - 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Мельникову Дмитрию Владимировичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Мельникова Дмитрия Владимировича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в поселке Кривые озера <адрес> ФИО5 <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>; проживающего по адресу: <адрес> на срок 2 года.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
На период административного надзора установить Мельникову Дмитрию Владимировичу следующие административные ограничения: обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Разъяснить Мельникову Дмитрию Владимировичу, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ, поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях; в случае уклонения от административного надзора – ответственность, предусмотренную ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение составлено 10 марта 2020 г.