ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-125/2021
№ 33а-10876/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 23 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Масагутова Б.Ф.,
судей Бураншина Т.А. и Куловой Г.Р.,
при секретаре Абдуллиной М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сулейманова Р.Р. к Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан об отказе во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., возражения Сулейманова Р.Р. и его представителя Абдрахманова Н.Х., заинтересованного лица Ишмуратовой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Сулейманов Р.Р. обратился в суд с административным иском (в порядке уточнения) к Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что дата административный истец обратился в Администрацию МР Гафурийский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В удовлетворении данного заявления административному истцу отказано, поскольку за Сулеймановым Р.Р. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
Административный истец просил суд признать отказ Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан во включении Сулейманова Р.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, незаконным; обязать Администрацию МР Гафурийский район Республики Башкортостан включить Сулейманова Р.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и предоставить за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории села Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2021 года постановлено:
уточненное административное исковое заявление представителя административного истца Сулейманова Р.Р. – Абдрахманова Н.Х. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан №451 от 20 февраля 2018 года во включении Сулейманова Р.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан включить Сулейманова Р.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
В удовлетворении уточненного административного иска в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе Администрация МР Гафурийский район Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что суд неправомерно обязал ответчика включить истца в список детей-сирот при наличии действующего постановления главы администрации от 21 октября 2010 года №2431 о закреплении жилого помещения.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Судом установлено, что Сулейманов Р.Р. родился дата и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которого Сулейманов Р.Р. и Сулейманова Ф.К. умерли дата и дата соответственно.
Постановлением Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан №... от дата опекуном над несовершеннолетним Сулеймановым Р.Р. назначен его дядя Сулейманов А.Р.
дата Сулейманову Р.Р. исполнилось 18 лет, дата - 23 года.
В период нахождения под опекой и до достижения возраста 23 лет административный истец Сулейманов Р.Р. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения включен не был.
дата Сулейманов Р.Р. обратился в Администрацию МР Гафурийский район Республики Башкортостан с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан №... от дата Сулейманову Р.Р. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
Каких-либо допустимых доказательств направления либо вручения указанного ответа истцу, материалы дела не содержат и ответчиком не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что срок обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, истцом не пропущен.
То обстоятельство, что за Сулеймановым Р.Р. на основании постановления Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан №... от дата закреплено право пользования жилым помещением по месту регистрации по адресу: адрес, не является основанием для отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Оспариваемый отказ административного ответчика (письмо №... от дата) противоречит пункту 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., поскольку не содержит основания для отказа во включении административного истца в указанный список и ссылку на соответствующую норму Федерального закона №159-ФЗ.
Кроме того, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось административным ответчиком, что жилых помещений в собственности или по договору социального (специализированного) найма Сулейманов Р.Р. не имеет.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца, поскольку Сулейманов Р.Р. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ. Вместе с тем, поскольку доказательств нарушения жилищных прав Сулейманова Р.Р. со стороны Администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан в материалы дела не представлено и вопрос о предоставлении Сулейманову Р.Р. жилого помещения Администрацией МР Гафурийский район Республики Башкортостан не рассматривался, в остальной части заявленного иска суд отказал.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).
В подпункте «г» пункта 4 Правил, к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, действующим в период подачи истцом заявления (дата) законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Б.Ф. Масагутов
Судьи Т.А. Бураншин
Г.Р. Кулова
Справка: судья Ахметов Р.Р.