в„–Р°-180/2021 РіРѕРґР°
РЈРР”: 28RSв„–-55
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
08 июля 2021 года <адрес>
Р¤РРћ1 районный СЃСѓРґ <адрес>, РІ составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания Р¤РРћ4,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ1 <адрес> Р¤РРћ7,
представителя РўРЎР– В« Виктория» председателя правления Р¤РРћ8,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ1 <адрес> РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Р¤РРћ1 <адрес> Рѕ признании незаконным бездействия администрации Р¤РРћ1 <адрес>, выразившегося РІ непринятии мер для надлежащего холодного водоснабжения населения <адрес> РІ части обеспечения функционирования необходимого количества водозаборных скважин, возложении обязанности организовать надлежащее холодное водоснабжение населения <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ путем бурения скважин РІ <адрес>, необходимых для нормативного обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Р¤РРћ1 <адрес> обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° Рє администрации Р¤РРћ1 <адрес> Рѕ признании незаконным бездействия администрации Р¤РРћ1 <адрес>, выразившегося РІ непринятии мер для надлежащего холодного водоснабжения населения <адрес> РІ части обеспечения функционирования необходимого количества водозаборных скважин, возложении обязанности организовать надлежащее холодное водоснабжение населения <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ путем бурения скважин РІ <адрес>, необходимых для нормативного обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением, РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении РІ обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Р¤РРћ1 <адрес> проведена проверка исполнения законодательства РІ жилищно-коммунальной сфере, Рѕ водоснабжении Рё водоотведении, РїРѕ результатам которой установлено, что РЅР° территории <адрес> находятся 15 водозаборных скважины, предназначенных для централизованного водоснабжения населения, собственником которых является муниципальное образование «ФРРћ1 <адрес>В». Указанные скважины переданы РћРћРћ «ЖКХ Архара» РїРѕ договорам аренды, заключенным между муниципальным учреждением отделом РїРѕ управлению муниципальным имуществом Р¤РРћ1 <адрес> Рё РћРћРћ «ЖКХ Архара», РІ целях обеспечения водоснабжения населения <адрес>. РљСЂРѕРјРµ того, РћРћРћ «ЖКХ Архара» эксплуатируется скважина в„– <адрес> РЅР° основании лицензии РЅР° пользование недрами серии БЛГ в„–. Р’ настоящее время объема добываемой РІРѕРґС‹ РёР· вышеуказанных скважин недостаточно для надлежащего водоснабжения населения <адрес>, поскольку, надлежащим образом РІ <адрес> функционируют 7 скважин.
Нормативный расчётный объём водопотребления <адрес> составляет 550,51 тыс. м3 в год, в то время как в настоящее время действующие скважины выдают объём 377,8 тыс. м3, что не отвечает текущим потребностям населения.
Согласно информации министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅР° территории <адрес> имеется 14 водозаборных скважин, РіРѕРґ постройки которых РѕС‚ 1959 РґРѕ 1977. Р’ настоящее время РІ рабочем состоянии находятся 7 скважин. Скважины в„– (<адрес>), в„– РђРњ-499 (<адрес>), в„– (<адрес>) находятся РІ нерабочем состоянии. Скважина в„– (Локомотивное депо) закрыта РІ 2013 РіРѕРґСѓ РїРѕ требованию Роспотребнадзора РёР·-Р·Р° повышенной радиации. Скважины в„– (<адрес>), в„– РђРњ-492 (<адрес>. 23), в„– (<адрес>) ограниченно рабочие, требуется промывка скважин Рё замена фильтров. Сети РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° РѕС‚ водозаборных скважин РЅРµ закольцованы, располагаются локально. Р’ случае выхода РёР· строя какой-либо скважины водоснабжение нарушается РІ районе, запитанном РѕС‚ данной скважины. Для полного обеспечения централизованным водоснабжением <адрес> необходимо бурение РґРІСѓС… новых скважин РІ центре Рё РІ восточной части поселка. Администрация Р¤РРћ1 <адрес> РІ министерство жилищно-коммунального хозяйства области РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ выделения финансовых средств РёР· областного бюджета РЅР° строительство РЅРѕРІРѕР№ скважины или РЅР° ремонт неработающих скважин РЅРµ обращалась. РћРћРћ «ЖКХ Архара» РІ администрацию Р¤РРћ1 <адрес> неоднократно направлялась информация Рѕ проблеме надлежащего водоснабжения <адрес>, Рѕ неудовлетворительном состоянии существующих скважин, недостаточности объема РІРѕРґС‹, возросшем количестве жалоб РЅР° качество поставляемой РІРѕРґС‹ Рё Рѕ необходимости бурения новых водозаборных скважин РІ <адрес>. Однако, мер, направленных РЅР° строительство новых водозаборных скважин администрацией Р¤РРћ1 <адрес> РґРѕ настоящего времени РЅРµ принято.
РљСЂРѕРјРµ того, имеют место обращения граждан, связанные СЃ ненадлежащим напором холодной РІРѕРґС‹ РІ жилых помещениях, поступающие РІ товарищество собственников жилья «Виктория», Р° также РІ управляющую компанию РћРћРћ «ФРРћ1 заказчик». Так, согласно ответу председателя правления РўРЎР– «Виктория» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° РѕРґРЅРѕ РёР· обращений РІРѕРїСЂРѕСЃ холодного водоснабжения РІ <адрес> стоит очень остро. Р’СЃРµ имеющиеся скважины работают длительное время Рё давно выработали СЃРІРѕР№ СЃСЂРѕРє. Финансирование РЅР° строительство новых скважин откладывается РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ. РўРЎР– «Виктория» РІ администрации Р¤РРћ1 <адрес> РІ очередной раз РїРѕРґРЅСЏС‚ РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ проблемах холодного водоснабжения РІ <адрес>. Наряду СЃ этим РІ прокуратуру района поступают обращения граждан Рѕ ненадлежащем качестве холодного водоснабжения РІ <адрес>, РґРѕРІРѕРґС‹ которых нашли СЃРІРѕРµ подтверждение РІ рамках проведенных проверок.
Согласно объяснению директора РћРћРћ «ЖКХ Архара» Р¤РРћ5 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ настоящее время требуется бурение трех скважин РІ районе РґРѕРјР° культуры, РІ районе РњРџРљ-101 (РЎРњРЈ) Рё РІ районе железной РґРѕСЂРѕРіРё <адрес>. РћРћРћ «ЖКХ Архара» РЅРµ проводятся работы РїРѕ капитальному ремонту скважин Рё бурению новых скважин, поскольку для этого требуется специальное оборудование, Рё РІ РћРћРћ «ЖКХ Архара» РЅРµ имеется достаточных финансовых средств. Р—Р° счет РћРћРћ «ЖКХ Архара» производятся только работы РїРѕ замене вышедших РёР· строя глубинных насосов.
Согласно объяснению начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Рё обеспечения жизнедеятельности администрации Р¤РРћ1 <адрес> Р¤РРћ6 семи скважин недостаточно для надлежащего централизованного водоснабжения населения <адрес>. Для нормального обеспечения водоснабжением жилищного фонда Рё котельных <адрес> необходимо пробурить РґРІРµ новые скважины РІ центре Рё РІ восточной части поселка. РўСЂРё скважины необходимо пробурить для полноценного водоснабжения населения <адрес>, поскольку необходим аварийный, резервный запас. Самостоятельно решить проблему бурения новых скважин администрация района РЅРµ РІ силах РІРІРёРґСѓ недостаточности бюджетных средств. Ежеквартально РІ министерство Р–РљРҐ <адрес> администрация Р¤РРћ1 <адрес> направляет отчетность Рѕ состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства, РІ том числе водозаборных скважин. Еженедельно СЃ министерством жилищно-коммунального хозяйства области РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ селекторные совещания, РЅР° которых поднимался РІРѕРїСЂРѕСЃ бурения новых скважин РІ <адрес>. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тяжелой финансовой ситуацией министерством жилищно-коммунального хозяйства РґРѕ настоящего времени РЅРµ выделены бюджетные средства РЅР° указанные цели. Стоимость бурения РЅРѕРІРѕР№ скважины составляет примерно десять миллионов рублей. Для бурения скважины необходим проект, стоимость которого составляет 70% РѕС‚ стоимости бурения скважины. Сметные расчеты Рё проекты РІ министерство жилищно-коммунального хозяйства области РЅРµ направлялись.
Р’ соответствии СЃ РїРёСЃСЊРјРѕРј Рё.Рѕ. главы района РІ адрес первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РѕС‚ водозаборных скважин сети РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° РЅРµ закольцованы, располагаются локально, выход РёР· строя любой скважины нарушает процесс водоснабжения РІ разных районах <адрес>. Для полного обеспечения централизованным водоснабжением РЅР° территории <адрес> необходимо пробурить 2 новые скважины РІ центре Рё РІ восточной части поселка. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что бюджет Р¤РРћ1 <адрес> является дотационным, собственных средств РЅР° выполнение указанных работ Сѓ администрации района РЅРµ имеется.
Указывает, что администрация Р¤РРћ1 <адрес>, будучи собственником, Р·Р° РіРѕРґС‹ эксплуатации вышеуказанных скважин специалистов, способных провести качественную проверку технического состояния скважин Рё составить необходимую документацию, РЅРµ привлекала.
Считает, что РІ нарушение вышеизложенных требований законодательства администрацией Р¤РРћ1 <адрес> РЅРµ организовано надлежащее водоснабжение населения <адрес>. Текущее состояние водозаборных скважин РЅРµ позволяет обеспечить население поселка холодным водоснабжением РІ необходимых объемах Рё надлежащего качества. Большая часть скважин была пробурена РІ период РЎРЎРЎР , ресурс скважин израсходован, СЃСЂРѕРєРё РёС… эксплуатации истекли. Длительное бездействие администрации района РІ решении обозначенной проблемы влечет нарушение прав граждан РЅР° водоснабжение, создаёт СѓРіСЂРѕР·Сѓ возникновения чрезвычайной ситуации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РёР·РЅРѕСЃРѕРј, негодностью текущих источников водоснабжения, выходом РёС… РёР· строя Рё отсутствия новых.
РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие администрации Р¤РРћ1 <адрес>, выразившееся РІ непринятии мер для надлежащего холодного водоснабжения населения <адрес> РІ части обеспечения функционирования необходимого количества водозаборных скважин. Обязать администрацию Р¤РРћ1 <адрес> организовать надлежащее холодное водоснабжение населения <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ путем бурения скважин РІ <адрес>, необходимых для нормативного обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ1 <адрес> Р¤РРћ7 РЅР° заявленных административных исковых требованиях настаивала, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РІ дополнение СЃСѓРґСѓ пояснила, что прокуратурой Р¤РРћ1 <адрес> проведена проверка исполнения законодательства РІ жилищно-коммунальной сфере, Рѕ водоснабжении Рё водоотведении, РїРѕ результатам которой установлено, что РЅР° территории <адрес> находятся 15 водозаборных скважины, предназначенных для централизованного водоснабжения населения, собственником которых является муниципальное образование «ФРРћ1 <адрес>В». Р’ настоящее время объема добываемой РІРѕРґС‹ РёР· вышеуказанных скважин недостаточно для надлежащего водоснабжения населения <адрес>, поскольку, надлежащим образом РІ <адрес> функционируют 7 скважин. Р’ прокуратуру Р¤РРћ1 <адрес> поступали жалобы граждан Рѕ ненадлежащем качестве холодного водоснабжения, ненадлежащем напоре холодной РІРѕРґС‹ РІ жилых помещениях. РџРѕ результатам обращения граждан, была проведена прокурорская проверка, РІ С…РѕРґРµ которой было установлено, что администрацией Р¤РРћ1 <адрес> РЅРµ организовано надлежащее водоснабжение населения <адрес>. Текущее состояние водозаборных скважин РЅРµ позволяет обеспечить население поселка холодным водоснабжением РІ необходимых объемах Рё надлежащего качества, ресурс скважин израсходован, СЃСЂРѕРєРё РёС… эксплуатации истекли, Р·Р° РІСЃРµ РіРѕРґС‹ эксплуатации скважин ремонт РЅРµ производился. Длительное бездействие администрации района РІ решении обозначенной проблемы влечет нарушение прав граждан РЅР° водоснабжение, создаёт СѓРіСЂРѕР·Сѓ возникновения чрезвычайной ситуации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РёР·РЅРѕСЃРѕРј, негодностью текущих источников водоснабжения, выходом РёС… РёР· строя Рё отсутствия новых. РџСЂРѕСЃРёС‚ полностью удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица товарищества собственников жилья «Виктория» председатель правления Р¤РРћ8 РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, поддержал РІ полном объеме, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІРѕРїСЂРѕСЃ холодного водоснабжения РІ поселке стоит остро. Р’СЃРµ имеющиеся скважины работают длительное время Рё давно выработали СЃРІРѕР№ СЃСЂРѕРє эксплуатации. РќР° качество холодного водоснабжения РІ РўРЎР– В« Виктория» жалобы РЅРµ поступало, только поступали жалобы РїРѕ напору холодной РІРѕРґС‹. РўРЎР– «Виктория» СЃРІРѕРёРјРё силами пыталось устранить данную проблему, промывали фильтры, напор улучшился. РћРЅ (РљРѕСЃРѕРіРѕРІ) как председатель правления РўРЎР– «Виктория» РЅР° всех планерках поднимал РІРѕРїСЂРѕСЃ РїРѕ водоснабжению. Считает, что требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° заявлены, обосновано, РѕРЅ РёС… поддерживает.
Представитель административного ответчика администрации Р¤РРћ1 <адрес> РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований, РЅРµ представил.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Архара» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица общества СЃ ограниченной ответственностью «ФРРћ1 заказчик» РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёР» дело рассмотреть РІ его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения отдела РїРѕ управлению муниципальным имуществом Р¤РРћ1 <адрес> РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела слушанием Рё возражений относительно заявленных требований, РЅРµ представил.
Представитель заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, не представил.
Представитель заинтересованного лица Амурского филиала федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, не представил.
Представитель заинтересованного лица территориального отдела управления федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ <адрес> РІ городах Р¤РРћ1 Рё Райчихинск, Р¤РРћ1, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском Рё <адрес>С… РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, представил отзыв РЅР° заявленные требования, РёР· которого следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІ рамках исполнения требования прокуратуры <адрес> территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РїРѕ <адрес> РІ городах Р¤РРћ1 Рё Райчихинск, Р¤РРћ1, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском Рё <адрес>С…, привлекался Рє проведению совместной СЃ прокуратурой Р¤РРћ1 <адрес> проверки РІ отношении РћРћРћ «ЖКХ Архара», РћРћРћ «ФРРћ1 заказчик». Р’ рамках данной проверки проведен осмотр подземного источника водоснабжения, артезианской скважины в„– Рё насосной станции, расположенных РІ РїРіС‚. Архара, <адрес>, РІ С…РѕРґРµ которого было выявлено, что РЅР° территории первого РїРѕСЏСЃР° Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны подземного источника водоснабжения-артезианской скважины в„– РЅРµ проведены мероприятия РїРѕ благоустройству-территория частично огорожена, РїРѕ территории РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ проезд для автотранспорта, что РЅРµ обеспечивает ее охрану, РґРѕСЂРѕР¶РєРё Рє скважине Рё резервуару чистой РІРѕРґС‹ РЅРµ имеют твердого покрытия, предусмотрен только травяной РїРѕРєСЂРѕРІ. Также РІ рамках осмотра был проведен осмотр Рё лабораторные исследования РїСЂРѕР± холодной РІРѕРґС‹-артезианской скважины в„–, расположенной РІ РїРіС‚. Архара, <адрес>, водоразборной колонки (наружная проводная сеть), РїРіС‚. Архара, <адрес>, Р° также РІРѕ внутренней разводящей сети многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу РїРіС‚. Архара, <адрес>РІ.22,<адрес>, подвального помещения РґРѕРјР°. РџРѕ результатам исследования обнаружено превышение СѓСЂРѕРІРЅСЏ показателей качества питьевой РІРѕРґС‹ РїРѕ мутности, железу. Р’ подземных водах присутствуют, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, растворенное двухвалентное железо РІ РІРёРґРµ РёРѕРЅРѕРІ Fe2+. Трёхвалентное железо появляется после контакта такой РІРѕРґС‹ СЃ РІРѕР·РґСѓС…РѕРј Рё РІ изношенных системах водораспределения РїСЂРё контакте РІРѕРґС‹ СЃ поверхностью труб. Железо придает РІРѕРґРµ неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает её РІРєСѓСЃ. РљСЂРѕРјРµ этого ненадежность, изношенность систем холодного водоснабжения, регистрация частых порывов РІ системе водоснабжения, РЅРµ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие население РїСЂРё организации холодного питьевого водоснабжения РІ микробиологическом отношении. Распространённость инфекционных заболеваний, передающихся через РІРѕРґСѓ, чрезвычайно велика, Р° заболевания СЃ водным путем передачи весьма многочислены. Рто бактериальные кишечные инфекции, вирусные заболевания, протозойные Рё глистные инвазии. Таким образом, нарушение санитарно-эпидемиологических правил Рё РЅРѕСЂРј РїСЂРё организации водоснабжения населения, РІ процессе эксплуатации централизованных источников Рё систем водоснабжения влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ санитарно-эпидемиологическое неблагополучие для населения, так как употребление РЅРµ доброкачественной РІРѕРґС‹ РЅРµ безопасно для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения.
РќР° территории РїРіС‚. Архара Р¤РРћ1 <адрес> разработана схема водоснабжения Рё водоотведения РЅР° период РґРѕ 2025 РіРѕРґР°. Согласно разработанной схеме система водоснабжения РїРіС‚. Архара децентрализованная. Рсточником хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подземные РІРѕРґС‹. Всего РЅР° территории поселка находится 12 водозаборных сооружений, оборудованных скважиной, насосной установкой Рё водонапорной башней. РќР° всех водозаборных узлах водоочистные установки отсутствуют Рё РІРѕРґР° РїРѕ своему составу РЅРµ соответствует требованиям Р¤РРћ9 51232-98 В« Р’РѕРґР° питьевая. Общие требования Рє организации Рё методам контроля качества» Рё СанПиН 2.ДД.РњРњ.ГГГГ-01 В« Питьевая РІРѕРґР°. Гигиенические требования Рє качеству РІРѕРґС‹ централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Структура систем водоснабжения зависит РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… факторов, РёР· которых главными являются следующие: расположение, мощность Рё качество РІРѕРґС‹ источника водоснабжения, рельеф местности Рё кратность использования РІРѕРґС‹. Рсточники водоснабжения служат артезианские скважины, РЅРµ закольцованные РІ единую сеть. Р’РѕРґР° СЃРѕ скважин подаётся РІ водонапорные башни, РёР· которых самотеком поступает РІ распределительную сеть. Заявленные исковые требования, считает обоснованными, Рё поддерживает РёС….
Судом, в порядке ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении, которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно в силу того, что не представляется возможным установить точное число потребителей холодного водоснабжения, проживающих на территории <адрес>, поэтому обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц является обоснованным.
Согласно ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение таких целей, как охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует РёР· материалов дела, прокуратурой Р¤РРћ1 <адрес> проведена проверка исполнения законодательства РІ жилищно-коммунальной сфере Рѕ водоснабжении Рё водоотведении, РїРѕ результатам которой установлено следующее.
РќР° территории <адрес> находятся следующие водозаборные скважины, предназначенные для централизованного водоснабжения населения, собственником которых является муниципальное образование «ФРРћ1 <адрес>В»:
1) Насосная станция со скважиной № АМ-492,<адрес>. 23 (1993 год);
2) Насосная станция со скважиной №, <адрес> (1976 год);
3) Скважина № пер. Бригадный, 8а (1959 год);
4) Насосная станция со скважиной № АМ-499, <адрес> (1994 год);
5) Насосная станция со скважиной №, <адрес> (1985 год);
6) Насосная станция со скважиной №, <адрес> (1985 год);
7) Скважина №, <адрес> (1965 год);
8) Насосная станция со скважиной №, <адрес> (1989 год);
9) Водонасосная станция со скважиной № ВД-26, <адрес> ДОС, 6/1 (1997 год);
10) Скважина №, <адрес> (1976 год);
11) Артезианская скважина № <адрес> (1959 год);
12) Артезианская скважина № <адрес> (1985 год);
13) Артезианская скважина № <адрес> (1963 год);
14) Артезианская скважина б/н <адрес> (1960 год);
15) Водозаборная скважина № В Д-246 (2012 год).
Указанные скважины переданы РћРћРћ «ЖКХ Архара» РїРѕ договорам аренды, заключенным между муниципальным учреждением отделом РїРѕ управлению муниципальным имуществом Р¤РРћ1 <адрес> Рё РћРћРћ «ЖКХ Архара» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–в„–, 51, 52, 59 РІ целях обеспечения водоснабжения населения <адрес>, РєСЂРѕРјРµ водозаборной скважины в„– Р’Р”-246, которая также фактически эксплуатируется РћРћРћ «ЖКХ Архара».
Данными договорами установлен срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ООО «ЖКХ Архара» эксплуатируется скважина № <адрес> (1989 год) на основании лицензии на пользование недрами серии БЛГ №.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полномочия администрации <адрес> РІ данной части переданы администрации Р¤РРћ1 <адрес> РІ соответствии СЃ соглашением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О передаче полномочий РїРѕ организации РІ границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом РІ пределах полномочий, установленных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Согласно материалам дела, в настоящее время объема добываемой воды из вышеуказанных скважин недостаточно для надлежащего водоснабжения населения <адрес>.
Так, насосная станция со скважиной № <адрес> (1985 год ввода в эксплуатацию) выведена из строя по причине износа, из-за плохого качества воды (превышен показатель интенсивности запаха).
Насосная станция со скважиной № АМ-499 <адрес> (1994 год ввода в эксплуатацию) выведена из строя по причине износа, из-за плохого качества воды в связи с превышением нормативного показателя железа.
Насосная станция со скважиной № АМ-492 <адрес> (1993 год ввода в эксплуатацию) эксплуатируется ограниченно из-за плохого качества воды по органолептическим показаниям.
Скважина № используется ограниченно из-за того, что не выдает свой дебет – необходимый объем воды.
Насосная станция со скважиной № <адрес> (1967 год ввода в эксплуатацию) не эксплуатируется по причине износа, поскольку не выдает необходимый объем воды, лишь песчаную смесь.
Артезианская скважина № <адрес> не эксплуатируется из-за превышения нормы радиационной безопасности в 10 раз.
Артезианская скважина № <адрес> не используется из-за плохого качества воды по показателям цветности.
Таким образом, надлежащим образом в <адрес> из 15 скважин функционируют 7 скважин.
Нормативный расчётный объём водопотребления <адрес> составляет 550,51 тыс. м3 в год, в то время как в настоящее время действующие скважины выдают объём 377,8 тыс. м3, что не отвечает текущим потребностям населения.
Согласно информации министерства жилищно-коммунального хозяйства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅР° территории <адрес> имеется 14 водозаборных скважин, РіРѕРґ постройки которых РѕС‚ 1959 РґРѕ 1977. Р’ настоящее время РІ рабочем состоянии находятся 7 скважин. Скважины в„– (<адрес>), в„– РђРњ-499 (<адрес>), в„– (<адрес>) находятся РІ нерабочем состоянии. Скважина в„– (Локомотивное депо) закрыта РІ 2013 РіРѕРґСѓ РїРѕ требованию Роспотребнадзора РёР·-Р·Р° повышенной радиации. Скважины в„– (<адрес>), в„– РђРњ-492 (<адрес>. 23), в„– (<адрес>) ограниченно рабочие, требуется промывка скважин Рё замена фильтров. Сети РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° РѕС‚ водозаборных скважин РЅРµ закольцованы, располагаются локально. Р’ случае выхода РёР· строя какой-либо скважины водоснабжение нарушается РІ районе, запитанном РѕС‚ данной скважины. Для полного обеспечения централизованным водоснабжением <адрес> необходимо бурение РґРІСѓС… новых скважин РІ центре Рё РІ восточной части поселка. Администрация Р¤РРћ1 <адрес> РІ министерство жилищно-коммунального хозяйства области РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ выделения финансовых средств РёР· областного бюджета РЅР° строительство РЅРѕРІРѕР№ скважины или РЅР° ремонт неработающих скважин РЅРµ обращалась.
Как следует РёР· материалов дела, РћРћРћ «ЖКХ Архара» РІ администрацию Р¤РРћ1 <адрес> неоднократно направлялась информация (РёСЃС…. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–) Рѕ проблеме надлежащего водоснабжения <адрес>, Рѕ неудовлетворительном состоянии существующих скважин, недостаточности объема РІРѕРґС‹, возросшем количестве жалоб РЅР° качество поставляемой РІРѕРґС‹ Рё Рѕ необходимости бурения новых водозаборных скважин РІ <адрес>.
Однако, доказательств того, что администрацией Р¤РРћ1 <адрес> принимались меры, направленные РЅР° строительство новых водозаборных скважин административным ответчиком СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Также, согласно материалам дела, имеют место обращения граждан РІ товарищество собственников жилья «Виктория», Р° также РІ управляющую компанию РћРћРћ «ФРРћ1 заказчик» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим напором холодной РІРѕРґС‹ РІ жилых помещениях, поступающие РІ товарищество собственников жилья «Виктория», Р° также РІ управляющую компанию РћРћРћ «ФРРћ1 заказчик».
Согласно ответу председателя правления РўРЎР– «Виктория» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° РѕРґРЅРѕ РёР· обращений РІРѕРїСЂРѕСЃ холодного водоснабжения РІ <адрес> стоит очень остро. Р’СЃРµ имеющиеся скважины работают длительное время Рё давно выработали СЃРІРѕР№ СЃСЂРѕРє. Финансирование РЅР° строительство новых скважин откладывается РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ. РўРЎР– «Виктория» РІ администрации Р¤РРћ1 <адрес> РІ очередной раз РїРѕРґРЅСЏС‚ РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ проблемах холодного водоснабжения РІ <адрес>.
Данные сведения подтверждены РІ судебном заседании председателем правления РўРЎР– В« Виктория» Р¤РРћ8
Наряду с этим в прокуратуру района поступают обращения граждан о ненадлежащем качестве холодного водоснабжения в <адрес>, доводы которых нашли свое подтверждение в рамках проведенных прокурорских проверок.
Согласно объяснению директора РћРћРћ «ЖКХ Архара» Р¤РРћ5 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ настоящее время требуется бурение трех скважин РІ районе Дома культуры, РІ районе РњРџРљ-101 (РЎРњРЈ) Рё РІ районе железной РґРѕСЂРѕРіРё <адрес>. РћРћРћ «ЖКХ Архара» РЅРµ проводятся работы РїРѕ капитальному ремонту скважин Рё бурению новых скважин, поскольку для этого требуется специальное оборудование, Рё РІ РћРћРћ «ЖКХ Архара» РЅРµ имеется достаточных финансовых средств (более 30 млн. рублей РЅР° бурение 3-С… новых скважин). Р—Р° счет РћРћРћ «ЖКХ Архара» производятся только работы РїРѕ замене вышедших РёР· строя глубинных насосов.
Согласно объяснению начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Рё обеспечения жизнедеятельности администрации Р¤РРћ1 <адрес> Р¤РРћ6 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что семи скважин недостаточно для надлежащего централизованного водоснабжения населения <адрес>. Для нормального обеспечения водоснабжением жилищного фонда Рё котельных <адрес> необходимо пробурить РґРІРµ новые скважины РІ центре Рё РІ восточной части поселка. РўСЂРё скважины необходимо пробурить для полноценного водоснабжения населения <адрес>, поскольку необходим аварийный, резервный запас. Самостоятельно решить проблему бурения новых скважин администрация района РЅРµ РІ силах РІРІРёРґСѓ недостаточности бюджетных средств. Ежеквартально РІ министерство Р–РљРҐ <адрес> администрация Р¤РРћ1 <адрес> направляет отчетность Рѕ состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства, РІ том числе водозаборных скважин. Еженедельно СЃ министерством жилищно-коммунального хозяйства области РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ селекторные совещания, РЅР° которых поднимался РІРѕРїСЂРѕСЃ бурения новых скважин РІ <адрес>. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тяжелой финансовой ситуацией министерством жилищно-коммунального хозяйства РґРѕ настоящего времени РЅРµ выделены бюджетные средства РЅР° указанные цели. Стоимость бурения РЅРѕРІРѕР№ скважины составляет примерно 10 млн. рублей. Для бурения скважины необходим проект, стоимость которого составляет 70 % РѕС‚ стоимости бурения скважины. Сметные расчеты Рё проекты РІ министерство жилищно-коммунального хозяйства области РЅРµ направлялись.
Р’ соответствии СЃ РїРёСЃСЊРјРѕРј Рё.Рѕ. главы района РІ адрес первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РѕС‚ водозаборных скважин сети РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° РЅРµ закольцованы, располагаются локально, выход РёР· строя любой скважины нарушает процесс водоснабжения РІ разных районах <адрес>. Для полного обеспечения централизованным водоснабжением РЅР° территории <адрес> необходимо пробурить 2 новые скважины (РІ центре Рё РІ восточной части поселка). Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что бюджет Р¤РРћ1 <адрес> является дотационным, собственных средств РЅР° выполнение указанных работ Сѓ администрации района РЅРµ имеется.
Администрация Р¤РРћ1 <адрес>, будучи собственником, Р·Р° РіРѕРґС‹ эксплуатации вышеуказанных скважин специалистов, способных провести качественную проверку технического состояния скважин Рё составить необходимую документацию, РЅРµ привлекала.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСѓРґ находит обоснованным РґРѕРІРѕРґ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ том, что РІ нарушение вышеизложенных требований законодательства администрацией Р¤РРћ1 <адрес> РЅРµ организовано надлежащее водоснабжение населения <адрес>.
Текущее состояние водозаборных скважин не позволяет обеспечить население поселка холодным водоснабжением в необходимых объемах и надлежащего качества. Большая часть скважин была пробурена в период СССР, ресурс скважин израсходован, сроки их эксплуатации истекли.
Длительное бездействие администрации района в решении обозначенной проблемы влечет нарушение прав граждан на водоснабжение, создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в связи с износом, негодностью текущих источников водоснабжения, выходом их из строя и отсутствия новых.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ1 <адрес> СЃСѓРґ находит обоснованными Рё подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Относительно предлагаемых прокурором сроков исполнения решения суда, учитывая возможности ответчика по его исполнению, суд считает их разумными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ1 <адрес> РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Р¤РРћ1 <адрес> Рѕ признании незаконным бездействия администрации Р¤РРћ1 <адрес>, выразившегося РІ непринятии мер для надлежащего холодного водоснабжения населения <адрес> РІ части обеспечения функционирования необходимого количества водозаборных скважин, возложении обязанности организовать надлежащее холодное водоснабжение населения <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ путем бурения скважин РІ <адрес>, необходимых для нормативного обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Р¤РРћ1 <адрес>, выразившееся РІ непринятии мер для надлежащего холодного водоснабжения населения <адрес> РІ части обеспечения функционирования необходимого количества водозаборных скважин.
Возложить обязанность РЅР° администрацию Р¤РРћ1 <адрес> организовать надлежащее холодное водоснабжение населения <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ путем бурения скважин РІ <адрес>, необходимых для нормативного обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ РђРјСѓСЂСЃРєРёР№ областной СЃСѓРґ через Р¤РРћ1 районный СЃСѓРґ РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца, СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ