Решение по делу № 2-1495/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-1495/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи                     Оляхиновой Г.З.,

при секретаре судебного заседания                Эминове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, установлении даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости,

установил:

Андреева Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 09.02.2023, после установления подлинной даты рождения и получения нового паспорта, ею подано заявление о назначении страховой пении по старости. Полное право на назначение страховой пенсии сформировалось 26.06.2022, по достижении возраста 56,5 лет. По вине государственных органов – ЗАГС г. Элисты, она была лишена возможности 26.06.2022 обратиться по вопросу назначения страховой пенсии в ОСФР по РК, поскольку до 01.02.2023 не знала о подлинной дате своего рождения. При просмотре семейного фотоальбома увидела запись отца с её именем, датой и точным временем рождения ДД.ММ.ГГГГ в 17:45. В связи с указанным 31.01.2023 она обратилась в БУ РК «Перинатальный центр им. О.А.Шунгаевой», где в журнале родов имелась актовая запись № 65, в соответствии с которой ФИО1 1941 г.р., родила в Городском родильном доме ДД.ММ.ГГГГ, живым доношенным плодом женского пола, весом 3150 гр, длиной 50 см., о чем БУ РК «Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой» выдало ей справку № 79 от 01.02.2023

В тот же день – 01.02.2023, она обратилась в Отдел ЗАГС г.Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия с указанной справкой. Как выяснилось, по вине сотрудников гор. ЗАГС Калм. АССР, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния, 31.01.1966 были указаны неверно как дата её рождения - 01.01.1966, так номер актовой записи – 76, вместо подлинной даты рождения – ДД.ММ.ГГГГ, номера актовой записи – 67. Установление подлинной даты рождения изменило ситуацию с её пенсионными правами, поскольку право на пенсию возникло бы 26.06.2022, а не 01.01.2024. Неправильно указанная по вине государственных органов дата рождения повлекла неблагоприятные последствия в виде задержки выхода на пенсию.

С 09.02.2023 - даты обращения в ОСФР по Республике Калмыкия, ей была назначена страховая пенсия по старости

В удовлетворении заявления о назначение пенсии с 26.06.2022 и выплате пенсии за период с 26.06.2022 по 08.03.2023 ей было отказано.

Полагает, что не может быть лишена права на своевременное получение пенсии, вправе требовать выплаты пенсии за период с 26.06.2022 по 08.02.2023.

Просит суд признать датой возникновения права на назначение страховой пенсии по старости 26.06.2022, дату достижения возраста 56,5 лет и наличие отложенного на 6 месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, выхода на страховую пенсию по старости; признать незаконным решение ОСФР по Республике Калмыкия от 24.03.2023 № ОЯ-39-05/281л об отказе Андреевой Е.В. в назначении пенсии со дня достижения возраста 56,5 лет, то есть с 26.06.2022; обязать ОСФР по Республике Калмыкия произвести перерасчет страховой пенсии по старости Андреевой Е.В. с 26.06.2022 по 08.02.2023 с выплатой недополученной суммы страховой пенсии по старости Андреевой Е.В. с 26.06.2022 по 08.02.2023; обязать ОСФР по Республике Калмыкия возместить расходы, связанные с вынужденной сменой даты рождения: 300 руб. – сумма государственной пошлины, уплаченная при подаче иска в суд, 300 руб. - сумма государственной пошлины, за выдачу нового паспорта, 200 руб. – стоимость расходов на изготовление фотографий на новый паспорт, 200 руб. – расходы на изготовление копий документов: лицевой страницы паспорта и страницы с регистрацией, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС, правоустанавливающих документов, транспортные расходы).

В судебном заседании истец Андреева Е.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что расходы в виде государственной пошлины за выдачу нового паспорта, на изготовление фотографий на новый паспорт, на изготовление копий документов, транспортные расходы являются её убытками. Доказательств несения расходов на изготовление копий документов, транспортных расходы в сумме 200 руб. представить суду не смогла.

Представитель ответчика - ОСФР по Республике Калмыкия – Даваева К.Н., в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом истица Андреева Е.В. до 2023 года значилась как рожденная 01.01.1966, что подтверждается свидетельством о рождении серии <данные изъяты>, выданным 31.01.1966 гор. ЗАГС Калмыцкой АССР.

Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты>, выданным повторно 01.02.2023 Отделом ЗАГС г. Элисты, дата рождения Андреевой Е.В. указана как ДД.ММ.ГГГГ.

09.02.2023, то есть после уточнения возраста, истица обратилась с ОСФР по Республике Калмыкия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа Андреевой Е.В. назначена страховая пенсия по старости с даты обращения, то есть с 09.02.2023.

Полагая, что право на назначение страховой пенсии по старости возникло у неё с 26.06.2022, Андреева Е.В. обратилась в ОСФР по Республике Калмыкия с соответствующим заявлением.

Письмом за исх. № ОЯ-39-05/281л от 24.03.2023 Андреевой Е.В. отказано в назначении страховой пенсии с периода, предшествующего дате обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, ввиду отсутствия правовых оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты «б», «ж» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом изложенного, лицам, которым в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 исполнилось 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).Требование Андреевой Е.В. о признании датой возникновения права на назначение страховой пенсии по старости 26.06.2022 - дату достижения возраста 56,5 лет, не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку возраст, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости, определен федеральным законодателем.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 названной статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н (ред. от 15.12.2022) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Правила обращения за страховой пенсией).

В силу п. 13 Правил обращения за страховой пенсией заявление о назначении пенсии по старости, накопительной пенсии может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 19 Правил обращения за страховой пенсией).

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

ОСФР по Республике Калмыкия отказано в назначении Андреевой Е.В. страховой пенсии с периода, предшествующего дате обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, ввиду отсутствия правовых оснований.

С указанным решением пенсионного органа следует согласиться, поскольку оно соответствует нормам материального права с учетом фактических обстоятельств, в частности даты обращения Андреевой Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку, в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за страховой пенсией, то есть назначение пенсии носит заявительный характер. Изменение даты рождения на более раннюю, как основание для назначения страховой пенсии по старости с иной даты, Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрено.

До достижения пенсионного возраста, равно как и до назначения страховой пенсии 09.02.2023 Андреева Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии не обращалась.

Обращение Андреевой Е.В. в ОСФР по Республике Калмыкия с вопросами о размере будущей пенсии нельзя признать заявлением о назначении страховой пенсии.

Вынесение судом решения об установлении даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости не повлечет каких-либо правовых последствий.

Таким образом, исковые требования о признании даты выхода на страховую пенсию по старости 26.06.2022; признании незаконным решения ОСФР по Республике Калмыкия от 24.03.2023 № ОЯ-39-05/281л об отказе Андреевой Е.В. в назначении пенсии со дня достижения возраста 56,5 лет, то есть с 26.06.2022 удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, то не подлежат удовлетворению вытекающие из него дополнительные требования о возложении обязанности на ОСФР по РК произвести перерасчет страховой пенсии по старости Андреевой Е.В. с 26.06.2022 по 08.02.2023 с выплатой недополученной суммы страховой пенсии по старости Андреевой Е.В. с 26.06.2022 по 08.02.2023.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Обращаясь к ответчику, Андреева Е.В. представила документы с уточненным возрастом.

Заявляя требования о взыскании с ОСФР по Республике Калмыкия убытков, понесенных с вынужденной сменой даты рождения, Андреева Е.В. доказательств того, что именно ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого понесены убытки, не представила, судом не установлено. По указанной причине исковые требования в этой части также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Андреевой Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости со дня возникновения права, установлении даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости, взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:              Г.З. Оляхинова

Решение принято в окончательной форме 31 мая 2023 года.

2-1495/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреева Елена Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и Социального страхования РФ по РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Оляхинова Гузель Зиннуровна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее