Решение по делу № 33-9358/2023 от 11.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 33-9358/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Лобунская Т.А.

(2-111/2023) УИД 91RS0007-01-2022-001486-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    25 октября 2023 года                                                                г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Готовкиной Т.С.,Матвиенко Н.О.
при секретаре ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Истец МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил обязать ФИО1 выплатить сумму переплаты в размере 96 356,94 руб. на счет ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом от ФИО1 был принят пакет документов, необходимый для назначения «Ежемесячного пособия по уходу за ребенком», в том числе копия трудовой книжки, в которой было указано, что ФИО1 не находится в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 6 752 руб. ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении за мерой социальной поддержки в виде «Государственной социальной помощи» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставила, в том числе, приказ, согласно которому на момент обращения за «Ежемесячным пособием по уходу за ребенком» она осуществляла трудовую деятельность в ООО «Телерадиокомпания Бытсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С указанного момента истцом был выявлен факт предоставления ответчиком недостоверной и искаженной информации - сокрытие факта осуществления трудовой деятельности, ввиду чего ей прекращено назначение «Ежемесячного пособия по уходу за ребенком», установлено наличие переплаты в сумме 96 356,94 руб. Комиссией по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат ДТСЗН администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение предложить ФИО1 возместить излишне полученные суммы социальных выплат путем добровольного погашения, о чем она уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ, однако в добровольном порядке указанная сумма возмещена не была, что послужило основанием обращения истца в суд с данным иском.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена <адрес> Республики Крым.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от                   ДД.ММ.ГГГГ исковые требования МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым удовлетворены. На ФИО1 возложена обязанность выплатить сумму переплаты в размере 96 356,94 на счет ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».

Не согласившись с решением суда, ответчик подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы сводятся к тому, что полученное пособие не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, поскольку получено при отсутствии недобросовестности со стороны ответчика, а оснований для взыскания суммы переплаты в пользу третьего лица «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-Технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» не имеется, поскольку оно является самостоятельным юридическим лицом, однако каких-либо требований о выплате суммы переплаты не заявляет.

Автор жалобы указывает, что суд первой инстанции в своем решении подтвердил факт отсутствия получения ответчиком дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что безусловным основанием для отмены решения является не привлечение к участию в деле                      ООО «Телекоммуникационной компании «Симферопольские кабельные сети» и ликвидатора ООО «ТРК «ВТВ Белком», ссылки на справки которых имеются в решении суда.

Представителем МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым подано возражение на апелляционную жалобу, в котором он указывает, что считает решение суда законным и обоснованным, просит рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с действующим законодательством.

Представителем ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-Технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» подано возражения на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда обоснованным и законным.

Представители истца и третьего лица – ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» в судебном заседании и против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, указав на ее необоснованность.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Заслушав судью–докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком», к которому приложила копии трудовой книжки, паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, справку из органов государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице, справку с места жительства заявителя о составе семьи и о совместном проживании с членами семьи, справку подтверждающую факт неполучения МСП на ребенка (л.д. 36).

Согласно свидетельствам о рождении ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе «мать» указана ФИО8 (л.д. 169, 170).

Из справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ФИО8 Администрацией <адрес> Республики Крым следует, что совместно с ней зарегистрированы в том числе: муж – ФИО9, дочь – ФИО10, дочь – ФИО11 (л.д. 38).

В предоставленной ФИО8 трудовой книжке серии ТК-IV имеются сведения от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении по соглашению сторон по ст. 77 п. 1 ч. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, приеме на работу ДД.ММ.ГГГГ и увольнении с должности 09.08.2020               (л.д. 39-40).

Согласно справке Территориального отделения ГКУ РК «Центр занятости населения в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учете как безработная не состояла, пособие по безработице не получала (л.д. 37).

Протоколом о принятии решения по заявлению МСП «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» ФИО8 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

Согласно справке Филиала Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ о выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 получала пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Общая сумма доходов составила 126 292,90 руб. (л.д. 49).

Из свидетельства о заключении брака серии I-АЯ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 вступила в брак с ФИО9, после заключения брака жене присвоена фамилия «ФИО14»                (л.д. 46).

Согласно справке, выданной ООО «Телерадиокомпания Бытсервис», с момента регистрации предприятия и до увольнения ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ деятельность ООО «Телерадиокомпания Бытсервис» не велась, движений по расчетному счету не было, заработная плата не начислялась и не выплачивалась. Предоставлен приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО8 уволена по инициативе работника с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56).

Ввиду предоставления при очередном обращении ответчика к истцу справки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении назначения МСП «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» ФИО8 прекращено назначение МСП с ДД.ММ.ГГГГ с указанием причины: «по законодательству не положено» (л.д. 34).

Ответчиком суду первой инстанции предоставлены справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ликвидатором ООО «ТРК «ВТВ-Белком», о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная директором ООО «Телекоммуникационная компания «Симферопольские кабельные сети», о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ликвидатором ООО «ТРК «Бытсервис», о доходах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что за указанные периоды ФИО8 дохода не имела (л.д. 99-100, 106).

По запросу суда первой инстанции Межрайонной ИФНС России по Республике Крым предоставлены ответы /дсп от ДД.ММ.ГГГГ и /дсп от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО1 является налогоплательщиком по налогу на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ, сумма дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 405 000,00 руб. Сведения о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ в отношении ФИО1 за 2021 год отсутствуют, за 2020 год предоставлены следующими налоговыми агентами: за 2020 год - АО «Альфастрахование», общая сумма дохода 100 000 руб.; за 2020 год – ООО «ТРК «ККК», общая сумма дохода 128 181,99 руб. Декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год ФИО1 в Инспекцию не представлены (л.д. 114-115,                 123-124).

Из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО1 имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица за период с января по август 2020 года предоставлены ООО «Телерадиокомпания «Крымский кабельный канал» (л.д. 161-162).

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, статьей 3 которого в ранее действовавшей редакции был установлен в качестве одного их видов государственных пособий – ежемесячное пособие по уходу за ребенком и было определено, что Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В соответствии со ст. 4 указанного Закона выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Статьей 4.1. Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ                  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Частями 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ было установлено, что лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Во исполнение положений указанного Закона, приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н были утверждены Порядок и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (в настоящее время утратили силу, действовали в юридически значимый период) (далее – Порядок №1012н), п. 5 которого было предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Согласно п. 6 Порядка №1012н в заявлении, указываются:

наименование организации, в которую подается заявление;

фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;

способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;

сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

В силу п. 8 Порядка №1012н при приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5-дневный срок с даты его получения (регистрации).

В случае если к заявлению, направленному по почте в организацию, назначающую пособия, не приложены или приложены не все документы, предусмотренные настоящим Порядком, организация, назначающая пособия, возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения (регистрации) этих документов заявление и приложенные к нему документы.

Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата

Согласно п.п. «а» и «д» п. 39 Порядка №1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с п. 41 Порядка №1012н лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Согласно п. 43 Порядка №1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

В силу п.п. «а» и «в» п. 45 Порядка №1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:

лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, - по месту работы, службы;

лицам, указанным в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.

Согласно п.п. «а» и «в» п. 46 Порядка №1012н выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется:

лицам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 39 настоящего Порядка, - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет;

лицам, указанным в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка, - со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет;

В соответствии с п. 48 Порядка №1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Пунктом 51 Порядка №1012н было определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в следующие сроки:

лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, - в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений), выдачи денежного довольствия;

лицам, указанным в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, ежемесячно, не позднее 26 числа месяца следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, исходя из размеров пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В п. 54 Порядка №1012н был закреплен перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае обращения лиц, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 настоящего Порядка, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, за ежемесячным пособием по уходу за ребенком в органы социальной защиты населения по месту фактического проживания, дополнительно к документам, указанным в пункте 54 настоящего Порядка, представляется справка из органа социальной защиты населения по месту регистрации, подтверждающая, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком не назначалось и не выплачивалось (п. 55 Порядка №1012н).

Согласно п. 56 Порядка №1012н лицами, указанными в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 настоящего Порядка, при заключении трудового договора по месту работы представляется справка из органов социальной защиты населения по месту жительства (а в случае проживания по другому адресу - и по месту фактического проживания) о периоде выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятые у нескольких страхователей, при обращении к одному из них по своему выбору за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком дополнительно представляют справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособия этим страхователем не осуществляется.

Решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в 10-дневный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами (п. 58 Порядка №1012н).

Согласно п.п. «а» и «в» п. 59 Порядка №1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается:

лицам, указанным в подпункте "а" пункта 39 настоящего Порядка, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

лицам из числа уволенных в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 39 настоящего Порядка, а также лицам, указанным в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка - за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачиваются за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Пунктом 83 Порядка №1012н получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется.

В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

В силу п. 85 Порядка №1012н суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.

Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Аналогичные положения впоследствии были закреплены в Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н, выступившем в силу с 03.01.2021.

Таким образом, ответчик имела право на назначение и выплату ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при этом, дифференциация установлена лишь в отношении лица, обязанного осуществлять выплату такого пособия в зависимости от того, подлежит ли заявитель обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и находится ли в отпуске по уходу за ребенком, если подлежит обязательному социальному страхованию.

Материалами дела подтверждено, что на момент обращения в Департамент ответчик являлась лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем вышеуказанная выплата подлежала назначению ей за счет Фонда социального страхования Российской Федерации и при условии нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

При этом, разрешая спор и удовлетворяя иск Департамента о взыскании выплаченных ответчику денежных средств, суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.

Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым следует, что оказание социальной помощи семьям с детьми, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.

Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи указанным категориям гражданам, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии совокупности условий для назначения социальной помощи, а также установить наличие причин, препятствующих заявителю получать государственную социальную помощь.

Доводы истца о том, что не предоставление ответчиком в Департамент сведений о трудоустройстве является основанием для лишения ее права на получение МСП в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком с даты его назначения и, как следствие, для возмещения ответчиком всей суммы выплаченного пособия, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Департаменту для назначения меры социальной поддержки ответчику необходимо было выяснить условия, при которых такая социальная помощь может быть назначена, а также выяснить наличие либо отсутствие условий, при которых государственные социальные выплаты не назначаются.

При рассмотрении заявления ответчика Департамент не выполнил свою обязанность по проверке сведений относительно трудоустройства заявителя, в том числе путем направления запросов в налоговый и пенсионный орган, располагающие такой информацией, то есть назначил выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком без установления совокупности всех условий, при наличии которых такие выплаты назначаются, и не установил наличие оснований для отказа в назначении таких выплат. Решение об отказе в назначении пособия или о возврате поданных документов Департамент не принимал.

Согласно материалам дела ФИО1 при обращении в Департамент подала все необходимые документы для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, однако не предоставила сведения о трудоустройстве.

При этом данное заявление с приложенными документами было рассмотрено компетентными органами, прошло соответствующую проверку, и было удовлетворено.

Ссылку истца на то, что техническая возможность получения сведений о трудоустройстве истца отсутствовала, судебная коллегия отклоняет, так как это противоречит нормам вышеуказанных Федерального закона и Порядка, предусматривающим для органа социальной защиты населения обязанность по установлению совокупности условий, при наличии которых у заявителя возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом, истец не был лишен возможности своевременного направления межведомственных запросов посредством почтовой или иной связи, однако таких мер не принял. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

В данном случае заявители, обращающиеся в Департамент за предоставлением мер социальной поддержки, по отношению к органу социальной защиты являются слабой стороной, не обладающей юридическими познаниями в той или иной области права.

В связи с этим на органы социальной защиты населения возложена обязанность по разъяснению гражданам, обратившимся за получением мер социальной поддержки, законов Российской Федерации, а также по проведению проверки правильности заполнения заявлений и документов с которыми обращаются граждане.

При этом, Департаментом не предоставлено доказательств принятия мер как к подробному разъяснению порядка заполнения заявлений, так и к выяснению наличия у ответчика права на назначение соответствующей меры социальной поддержки.

Суд апелляционной инстанции так же учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, согласно которой принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.

Проанализировав обстоятельства данного дела и предоставленные сторонами доказательства, коллегия приходит к выводу о том, что в процессе реализации права на получение меры социальной поддержки               ФИО1 не была в полной мере выполнена обязанность по предоставлению полных достоверных сведений, необходимых для определения права на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом коллегия учитывает, что такая обязанность заявителя корреспондирует обязанности Департамента как разъяснить заявителю порядок подачи и заполнения документов, так и проверить правильность их заполнения, установить наличие совокупности всех условий назначения соответствующего вида помощи. Однако Департаментом доказательств исполнения указанных обязанностей также не предоставлено, равно как и не доказан факт наличия умышленной недобросовестности в действиях ответчика.

Исходя из изложенного, а также с учетом необходимости соблюдения принципов справедливости и правовой определённости, а также соблюдения баланса интересов сторон, принимая во внимание то, что истец является матерью трех детей (л.д. 169-171), спорная сумма ей выплачена в связи с рождением одного из них как средства к существованию, что свидетельствует о том, что взыскание необоснованно выплаченных ей денежных сумм поставит семью в трудное материальное положение, с учетом не принятия истцом должных мер по проверке предоставленных ФИО1 сведений о доходах и отсутствия доказательств ее недобросовестности при подаче документов, направленной на неосновательное обогащение, коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Департамента о взыскании с ФИО1 излишне выплаченных сумм социальных выплат нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание то, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований, также отсутствуют основания для возмещения понесенных истцом судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Решение Белогорского районного суда Республики Крым от                    ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат, отказать полностью.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. ГотовкинаН.О. Матвиенко

33-9358/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
МКУ ДТЗСН администрации Белогорского района Республики Крым
Ответчики
Аджимуратова Лиля Бахишевна
Другие
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Администрация Белогорского района Республики Крым
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.09.2023Передача дела судье
25.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее