Решение по делу № 33-6894/2020 от 28.07.2020

УИД: 54RS0010-01-2020-001930-59

Судья: Поротикова Л.В. Дело № 2-2132/2020

Докладчик: Кузнецова Н.Е. Дело № 33-6894/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Е.,

судей Давыдовой И.В., Крейса В.Р.,

при секретаре Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 03 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Мэрии г. Новосибирска – Черкашиной А.В. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Косачева А.В. к Мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, Правительству Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение,

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузнецовой Н.Е., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Косачев А.В. обратился в суд с иском к мэрии города Новосибирска, Правительству НСО, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, в котором просила обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего

времени ему не предоставлено.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 03 июня 2020 года постановлено:

«Исковые требования Косачева Александра Вячеславовича удовлетворить. Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Косачеву Александру Вячеславовичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области.»

С постановленным решением не согласился представитель ответчика Черкашина А.В., просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение суда.

В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что при предоставлении жилого помещения истцу будут нарушены права иных лиц данной категории, ранее включенных в Список.

Апеллянт обращает внимание, что в данном случае возможность осуществления истцом права на обеспечение его жилым помещением непосредственно после включения в Список фактически отсутствовала в связи с недостатком выделения денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа из областного бюджета. Вместе с тем, мэрией города Новосибирска были приняты все необходимые меры, направленные на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Представитель ответчика отмечает, что объема финансирования направляемого из средств областного бюджета на предоставление жилых помещений гражданам недостаточно для обеспечения потребностей данной категории лиц согласно Списку.

Учитывая, что Косачев А.В. в период нахождения под опекой проживал в Кемеровской области по адресу: <адрес>, что следует из решения Искитимского районного суда Новосибирской области от 27.10.2016 о лишении отца Косачева А.В. родительских прав в отношении него, апеллянт отмечает, что истцом при рассмотрении данного дела не были представлены доказательства отсутствия у него прав на данное жилое помещение.

Кроме того, истцом не подтверждено отсутствие у него брачных отношений и детей.

По мнению представителя ответчика, истцом в ходе рассмотрения данного дела не в полном объеме подтверждена нуждаемость в предоставлении истцу жилого помещения на территории города Новосибирска.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Базовым Законом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на обеспечения жилым помещением является Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положения ст. 8 указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (изменения от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из, числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).

Частями 1 и 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-03 определено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом. В список включаются лица, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.

Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 01.04.2010 года мать истца В. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Косачева А.В.

Решением Искитимского районного суда НСО от 27.10.2016 года отец истца К. также был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Косачева А. В.

Приказом главы администрации Железнодорожного района г. Новосибирска от 18.05.2010 года № 393-од Косачев А.В. был включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Из материалов дела усматривается, что как на момент помещения несовершеннолетнего под опеку и включения его в список детей-сирот нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так и в настоящее время, закрепленного за истцом жилья не имеется.

По состоянию на дату включения истца в список детей-сирот, истец зарегистрирован в квартире своего родственника, однако права собственности на данную квартиру не имеет, иного жилья также не имеет, органы местного самоуправления, проверяя нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением, обладая соответствующей информацией, пришли к выводу о наличии у истца нуждаемости в предоставлении жилого помещения, что и послужило основанием к включению его в соответствующий список. Включение истца в список детей-сирот в 2010 году, свидетельствует о том, что администрация пришла к выводу о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что истец относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, пришел к выводу, что у мэрии г. Новосибирска возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Таким образом, жилое помещение в данном случае истцу должно быть предоставлено по норме предоставления - не менее 30 кв. м.

Принимая решение суд учел, что Федеральный закон N 15 от 29.02.2012 г., с 01.01.2013 г. признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом, указанным Законом ЖК РФ дополнен ст. 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, которая предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона N 15, данный Закон вступает в силу с 01.01.2013 года. Действие положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 (в редакции данного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области N 331-03 от 05 июня 2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно Положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана оценка по правилам ст. 67 ГПК.

Доводы апелляционной жалобы мэрии г. Новосибирска о наличии очереди на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц, указанной категории, судебная коллегия не принимает, так как действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы апелляционной жалобы мэрии г. Новосибирска о недостаточном выделении ей субвенций из областного бюджета на цели обеспечения сирот жильем, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не должно препятствовать истцу в реализации его права на обеспечение жилым помещением.

Как обоснованно учел районный суд, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, поскольку реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о не представлении доказательств отсутствия у истца прав на жилое помещение в г. Белово, отсутствие у него брачных отношений и детей судебной коллегией не принимаются как основания для отмены оспариваемого решения, исходя из следующего.

В силу п.29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Поскольку в данном случае имеет место неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, то судом апелляционной инстанции были запрошены сведения о <адрес>.

Как следует из выписки из ЕГРН, указанная выше квартира находится в долевой собственности С.., Л., Б., М.. Истец собственником указанной квартиры не является.

Также, согласно уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений Косачев А.В. прав на недвижимое имущество в Кемеровской области не имеет.

Иных доказательств наличия у Косачева А.В. недвижимого имущества материалы дела не содержат, в нарушение положений ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ мэрией г. Новосибирска таких доказательств не представлено.

При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что Косачев А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Доказательств исключения Косачева А.В. из данных списков в связи с обеспеченностью жильем мэрией г. Новосибирска также не представлено.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом нуждаемости в предоставлении истцу жилого помещения на территории города Новосибирска являются несостоятельными, опровергаются письменными материалами дела.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Оценка доказательства дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03 июня 2020 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Мэрии г. Новосибирска – Черкашиной А.В. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

03.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020Передано в экспедицию
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее