Решение по делу № 3а-1030/2021 от 24.02.2021

Дело № 3а-1030/2021

    32OS0000-01-2021-000317-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск                                                                                                       25 августа 2021 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                         Горбарчука С.А.,

при секретаре                                                  Скрипиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масловой Юлии Викторовны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Маслова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:

здания, назначение: нежилое, наименование: салон красоты, общей площадью 81,8 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере 900 000 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания салона красоты, общей площадью 158+/-4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке от 6 декабря 2020 г. № 118/11-2020 и от 5 декабря 2020 г. № 119/11-2020, выполненные ООО «ОЦЕНКА И ЭКСПЕРТИЗА».

Лица, участвующие в деле и их представители, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя Управления Росреестра по Брянской области Корчигиной О.В. поступило ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административных ответчиков Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» и Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. ранее в материалы дела представила письменный отзыв, в котором возражала против заявленных требований. Вместе с тем, указала, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. ранее в материалы дела представила письменные возражения, в которых указала, что Управление полагает себя ненадлежащим административным ответчиком, исковые требования в части привлечения его в данном процессуальном статусе не признает, поскольку как регистрирующий орган права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и представленный им отчет, вместе с тем по существу заявленных требований не возражает.

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в не явившихся отсутствие участников процесса.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

На территории Брянской области государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости проводилась Государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. № 1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН административному истцу на праве совместной собственности с Масловым А.В. принадлежат объекты недвижимости:

здание, назначение: нежилое, наименование: салон красоты, общей площадью 81,8 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных: 0, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания салона красоты, общей площадью 158+/-4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» кадастровая стоимость здания с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 1 930 499 руб. 63 коп. (дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 22 января 2020 г.), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 312 795 руб. 76 коп. (дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 26 января 2020 г.).

    В силу ст. 245 КАС РФ, ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Административный истец является плательщиком налогов на недвижимое имущество, которые рассчитываются исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем имеет правовой интерес в результатах определения их кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г., Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст. ст. 9, 13, 14), изложенные в письменном отзыве доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

    В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленных требований представил отчеты об оценке от 6 декабря 2020 г. № 118/11-2020 и от 5 декабря 2020 г. № 119/11-2020, выполненные ООО «ОЦЕНКА И ЭКСПЕРТИЗА», согласно которым по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером составляет 900 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером составляет 50 000 руб.

Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации) (далее - Закон об оценочной деятельности)).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

По ходатайствам представителя административного истца определением Брянского областного суда от 31 марта 2021 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Производство экспертизы поручено эксперту ООО «Брянская городская служба недвижимости».

Согласно заключению эксперта ООО «Брянская городская служба недвижимости» от 22 апреля 2021 г. № 012 отчет об оценке от 6 декабря 2020 г. № 118/11-2020, выполненный ООО «ОЦЕНКА И ЭКСПЕРТИЗА» соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки. Экспертом подтверждена рыночная стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 900 000 руб.

Вместе с тем, экспертом установлено, что отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 32:24:0560303:72 от 5 декабря 2020 г. № 119/11-2020, выполненный ООО «ОЦЕНКА И ЭКСПЕРТИЗА», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки, а именно: оценщиком были нарушены пункт 10 Федерального стандарта оценки «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 № 297.

По результатам судебной экспертизы экспертом установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 30 000 руб.

Оценивая заключение эксперта ООО «Брянская городская служба недвижимости» от 22 апреля 2021 г. № 012 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.

Эксперт ООО «Брянская городская служба недвижимости» Страшинский В.М., проводивший судебную экспертизу, с 7 ноября 2007 г. является действительным членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» (регистрационный номер 001396), имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы по состоянию на 1 января 2019 г., а именно: здания с кадастровым номером в размере 900 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером в размере 30 000 руб.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 19 января 2021 г.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Масловой Юлии Викторовны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:

здания, назначение: нежилое, наименование: салон красоты, общей площадью 81,8 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п. Суземка, ул. Вокзальная, д. 2е, с кадастровым номером , в размере 900 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания салона красоты, общей площадью 158+/-4 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п. Суземка, ул. Вокзальная, д. 2е, с кадастровым номером , в размере    30 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 января 2021 г.

    Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

    Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 8 сентября 2021 г.

        Председательствующий

        судья Брянского областного суда                                                         С.А. Горбарчук

3а-1030/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маслова Юлия Викторовна
Ответчики
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Маслов Алексей Владимирович
Администрация Суземского района
Суд
Брянский областной суд
Судья
Горбарчук С.А.
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
25.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Подготовка дела (собеседование)
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
09.08.2021Производство по делу возобновлено
25.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021Дело оформлено
01.11.2021Дело передано в архив
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее