Дело № 33-145/2023
2.112
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.
судей Гавриляченко М.Н., Потехиной О.Б.
при участи прокурора Андреева А.И.
при ведении протокола помощником судьи Яматиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по исковому заявлению администрации Центрального района в городе Красноярске к Власовой Людмиле Владимировне, Прилепову Олегу Владимировичу, Прилепову Павлу Олеговичу о выселении
по апелляционным жалобам представителя Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» – Сидоровой К.А.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 17 мая 2022 года постановлено:
«Администрации Центрального района в городе Красноярске в удовлетворении исковых требований к Власовой Людмиле Владимировне, Прилепову Олегу Владимировичу, Прилепову Павлу Олеговичу о выселении с предоставлением иного жилого помещения, отказать.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Центрального района в городе Красноярске обратилась в суд с иском к Власовой Л.В., Прилепову О.В., Прилепову П.О. о выселении с предоставлением иного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что на основании договора социального найма жилого помещения № от 18.09.2014 Прилепову О.В. и членам его семьи Прилепову П.О. (сын), Власовой Л.В. в бессрочное владение и пользование предоставлены комнаты № в коммунальной <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 26.10.2015 № 616 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На сегодняшний день ответчики проживают в аварийном жилом помещении. В целях переселения граждан из аварийных жилых домов в связи с проведением мероприятий по благоустройству и инфраструктурному развитию города Красноярска, руководствуясь ст.ст. 86,89 ЖК РФ, на основании протокола заседания жилищной комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования администрации города Красноярска от 01.07.2021 № 21 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> распределена администрации Центрального района для переселения нанимателей из аварийного жилого дома № по <адрес>. Данное жилое помещение на основании распоряжения от 08.07.2021 № 358 предоставлено Прилепову О.В. и членам его семьи. Вместе с тем, ответчики отказываются от заключения договора социального найма в отношении вышеуказанного жилого помещения и продолжают проживать в аварийном доме № по <адрес>. Жилое помещение – двухкомнатная квартира № общей площадью 45,5 кв.м. в доме № по <адрес> предоставляемое ответчикам, является благоустроенным жилым помещением, находится в черте г.Красноярска, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, что соответствует нормам ст.89 ЖК РФ. Просила выселить Прилепова О.В., Власову Л.В., Прилепова П.О. из комнат № и № квартиры №, общей площадью 32,0 кв.м. в доме <адрес> в предоставленное жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 45,5 кв.м.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах представитель Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» – Сидорова К.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводами суда о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> не отвечает признаку равнозначности ранее занимаемому ответчиками жилому помещению, в связи с чем жилищные условия ответчиков будут ухудшены, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении и указывая соответствие предоставленной ответчикам квартиры требованиям жилищного законодательства, поскольку жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, соответствует общим требованиям к благоустроенности жилого помещения, не только равнозначно, но и более общей площади ранее занимаемого жилого помещения, находится в черте данного населенного пункта – г. Красноярска. В связи с чем полагает, что жилищные условия выселяемых в предоставляемое жилое помещение ответчиков не ухудшается. Также указывает, что граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
В письменных возражениях Прилепов О.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального района г. Красноярска просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав представителя администрации Центрального района г. Красноярска – Поташкова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, Власову Л.В., Прилепова О.В., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего решение подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
На основании части 1 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании договора социального найма № от 18.09.2014 Прилепову О.В. (нанимателю) и членам его семьи- Прилепову П.О. (сыну), Власовой Л.В. (бывшей жене) администрацией Центрального района в г.Красноярске предоставлены комнаты № в коммунальной квартире № по адресу: <адрес>.
Из выписки из технического паспорта квартиры <адрес> следует, что площадь занимаемых ответчиками комнат № и № составляет 19,9 кв.м. и 12,1 кв.м. соответственно. При этом в квартире имеется помещение общего пользования- кухня, площадью 7,7 кв.м., коридоры площадью 2,6 кв.м., 8,2 кв.м., 7,8 кв.м., 7,3 кв.м..
Заключением межведомственной комиссии об оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда от 26.10.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что дом непригоден для постоянного проживания, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению вследствие ухудшения его эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Постановлением администрации г. Красноярска от 07.11.2016 № 625 жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилой дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 – 2025 годы».
В рамках данной программы между администрацией г. Красноярска и ООО «ПСК «Красноярскстрой» заключен договор № 1-18 от 22.05.2017, о развитии застроенной территории в границах квартала <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> (л.д. 59-63 т.1).
В целях исполнения договора о развитии застроенной территории от 22.05.2017 №1-18, дополнительного соглашения от 28.04.2021 №4 к договору, по акту приема-передачи квартиры в муниципальную собственность от 28.04.2021 администрация г. Красноярска приняла в собственность муниципального образования город Красноярск двухкомнатную квартиру площадью 45,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 75-76 т. 1), и состоящую из коридора площадью 3,6 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 13,7 кв.м., а также жилой комнаты с кухней нишей площадью 24,5 кв.м. (технический план здания от 13.12.2018 л.д. 126-127 т.1).
Ответчикам в связи с выселением из указанного выше жилого помещения, признанного непригодным для проживания, предложено по договору социального найма муниципальное благоустроенное жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 45,5 кв. м, приобретенная администрацией г. Красноярска в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответствующее уведомление о предоставлении жилого помещения было направлено Прилепову О.В. 17.08.2021 за № 3139.
Ответчики отказались от переселения в предоставленное жилое помещение, ссылаясь на отсутствие в данной квартире отдельного помещения для кухни.
Далее судом установлено, что общая площадь жилых комнат в квартире <адрес> составила 96,6 кв.м., доля истцов с учетом использования ими двух комнат, площадью 32 кв.м. (19,9 и 12,1 кв.м.) составляет 33,13%. Площадь мест общего пользования – кухни и коридоров составляет 33,6 кв.м., соответственно на долю истцов приходится 11,14 кв.м. (33,6х33,13%) площади вспомогательных помещений, в связи с чем ответчикам должно быть предоставлено жилое помещение взамен ранее занимаемого, общей площадью не менее 43,14 кв.м. (19,9 кв.м. + 12, 1 кв.м. + 11,14 кв.м.).
Как было указано выше, общая площадь квартиры <адрес> 45,5 кв.м., что соответствует требованиям закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований администрации Центрального района г. Красноярска, суд первой инстанции, установив, что общая площадь предоставляемой ответчикам квартиры превышает площадь ранее занимаемого ответчиками жилого помещения, что соответствует требованиям закона, исходил из того, что в квартире <адрес> отсутствует отдельное помещение, которое могло быть использовано в качестве кухни, при этом раковина, как один из элементов кухни расположена в одной из жилых комнат, иных элементов кухни помещение не содержит, принимая во внимание, что ранее ответчики занимали две отдельные комнаты, использовали в качестве кухни отдельное помещение, учитывая, что Прилепов О.В. и Власова Л.В. не могут проживать в одной комнате, поскольку являются бывшими супругами, их сын Прилепов П.О. является совершеннолетним, оборудование кухонной ниши в одной из жилых комнат, занимаемой одним из ответчиков, будет нарушать права других лиц, которым использование такой ниши будет затруднительным, а также будет нарушать права того ответчика, в чьей комнате будет находиться такая ниша, поскольку доступ в эту комнату должен быть обеспечен для всех проживающих неограниченно, пришел к выводу, что предоставляемая ответчикам квартира имеет худшие потребительские качества по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением и не может быть расценена как равнозначное жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 89 ЖК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при неправильном применении норм материального права.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании указанного Федерального закона, а также постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 N 144-п утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 годы".
Согласно паспорту указанной программы ее целями являются: финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде муниципальных образований Красноярского края; устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда; повышение эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Программой установлен срок переселения жильцов дома <адрес> – 01.05.2025.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из материалов дела усматривается, что 13.12.2013 администрацией г. Красноярска выдано разрешение №RU24308000-01/10643-дг на строительство многоэтажных жилых домов жилого района <адрес>. 02.12.2016 и 16.08.2017 внесены изменения в проектные характеристики.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № ото 28.12.2018, выданного администрацией г. Красноярска, многоквартирный жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 45,5 кв. м, состоит из двух комнат.
В квартире <адрес> общая площадь жилых комнат составляет 96,6 кв.м., ответчики пользуются двумя комнатами площадью 19,9 кв.м. и 12,1 кв.м. (33,13% от общей площади), при этом комната площадью 12,1 кв.м. является проходной, а комната площадью 19.9 кв.м. не имеет отдельного выхода в места общего пользования. Ответчики также пользовались местами общего пользования – кухня и коридоры, площадь которых составляет 33,6 кв.м.. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ответчикам должно быть предоставлено жилое помещение взамен ранее занимаемого, общей площадью не менее 43,14 кв.м. ((33,6х33,13%)+19,9 кв.м.+12,1 кв.м.).
Как установлено судом, предоставляемая квартира благоустроена применительно к условиям г. Красноярска, равнозначна по общей и жилой площади, а также по количеству комнат ранее занимаемой.
В силу статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как следует из материалов дела, площадь кухни-ниши не включена в жилую площадь предоставляемой квартиры, а возможность размещения в квартире кухни-ниши требованиям СНиП, действующим в период в период проектирования и строительства указанного многоквартирного дома, не противоречит.
Так, согласно пункту 5.3 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр) (ред. №1 от 03.12.2016, действовавшей с 04.06.2017 до 09.02.2020, т.е. в период выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) установлено, что в многоквартирных зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования в квартирах следует предусматривать общие жилые комнаты (гостиные) и спальни, а также вспомогательные помещения: кухню (или кухню-столовую, кухню-нишу), переднюю (прихожую), туалет, ванную комнату и (или) душевую, или совмещенный санузел [туалет и ванная (душевая)], кладовую (или встроенный шкаф).
Площадь квартир социального использования государственного и муниципального жилищных фондов должна быть не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 м2, общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 м2, спальни - 8 м2 (на двух человек - 10 м2); кухни - 8 м2; кухонной зоны в кухне (столовой) - 6 м2. В квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м2 (пункт 5.7).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неравнозначности предоставляемого ответчикам жилого помещения, поскольку предлагаемая для переселения ответчикам квартира состоит из двух жилых комнат, одна из которых совмещена со вспомогательным помещением (кухней-нишей), основан на ошибочном толковании положений статей 86 - 89 ЖК РФ, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований администрации Центрального района г. Красноярска у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что занимаемые ответчиками комнаты № 4,5, одна из которой является проходной, в коммунальной квартире № по адресу: <адрес>, предоставлены им по договору найма как членам одной семьи, на момент предоставления брак между Прилеповым О.В. и Власовой Л.В. был расторгнут.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Администрация Центрального района в городе Красноярске о выселении ответчиков с предоставлением иного жилого помещения подлежит отмене с принятием нового решения о выселении Прилепова О.В., Власовой Л.В., Прилепова П.О. из комнат № и № квартиры <адрес> с предоставлением другого жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Доводы ответчиков о том, что предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр), не могут быть приняты судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с п. 1.1 указанного СНиПа от 13.05.2022 настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, и реконструируемых многоквартирных жилых зданий (в том числе блокированных) высотой до 75 м для малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки (согласно СП 42.13330), в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
Таким образом, на предоставляемое ответчикам жиле помещение, распространяются требования "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", действующего в период строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, которым предусмотрена возможность размещения в квартирах государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования кухни-ниши, а также совмещенного санузла, независимо от количества комнат жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 17 мая 2022 года – отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации Центрального района в городе Красноярске удовлетворить.
Выселить Власову Людмилу Владимировну, Прилепова Олега Владимировича, Прилепова Павла Олеговича из комнат № и № квартиры №, в <адрес> с предоставлением другого жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 45,5 кв.м.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2023 года.