Дело №2-1044/2021
УИД: 66RS0044-01-2021-000847-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,
при секретаре Курбановой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1044/2021 по иску Шешукова Александра Владимировича к Администрации городского округа Первоуральск о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать выполнение работ по строительству дороги, установке надлежащего освещения, паспортизации автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Шешуков А.В. с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, возложении обязанности организовать выполнение работ по постройке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, обеспечению переходного типа покрытия автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> соответствие с требованиями СП 34.13330.2012 в срок до 01.12.2021, установлению надлежащего освещения автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 в срок до 01.12.2021, осуществить паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, в срок до 01 декабря 2021 года.
В судебном заседании Шешуков А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог, согласно ст. 12 Закона № 196.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31 января 2012 года № 187 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск» автомобильная дорога по адресу <адрес> внесена в перечень автомобильных дорог под инвентаризационным номером 66-480 ОП МГ 22000, имеет протяженность 530 п.м., отнесена к дороге 5 категории.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
В соответствии с п.6 Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767, классификация и отнесение автомобильной дороги по категориям осуществляется по результатам оценки технического состояния автодороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления. Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» закреплены параметры и характеристики автомобильной дороги, которые должны быть отражены в процессе обследования автомобильных дорог.
Текущее состояние дороги по адресу <адрес> не соответствует транспортно-эксплуатационным характеристикам к дорогам 5 категории, закрепленным приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288.
Согласно Генеральному плану территории <адрес>, утвержденному решением Первоуральской городской Думы от 25 июня 2015 года № 319, на <адрес> предусмотрена полоса отвода земельного участка для размещения автомобильной дороги с твердым покрытием. В соответствии с п. 3.93а СП 34.13330.2012 твердым покрытием является дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384- ФЗ.
По состоянию на дату подачи иска 02.03.2021 дорога на <адрес> от <адрес> до <адрес> д.Извездная не оборудована, а существует только на генеральном плане деревни, что свидетельствует о несоблюдении органами местного самоуправления действующего законодательства в части обеспечения дорожной деятельности.
Министерством транспорта Российской Федерации 16 ноября 2012 г. издан приказ № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог », согласно подп. 4 п. 9 раздела IV которого в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с п.12.1.2-12.1.3 «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88», утвержденных Минавтодором РСФСР 29.06.88, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства, обстановка и озеленение дорог, здания автотранспортной службы. Кроме того, на указанной автомобильной дороге отсутствует освещение. Согласно п.6.9.1. ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
С апреля 2020 года им (истцом) в органы местного самоуправления неоднократно направлялись обращения по вопросу приведения спорной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в соответствие с действующим законодательством, однако по настоящее время органами местного самоуправления не принято достаточно мер, направленных устранение действующего законодательства. В связи с тем, что дорога от <адрес> до <адрес> в <адрес> фактически отсутствует, проезд по ней в весенне-летний период невозможен, полагает бездействие органов местного самоуправления незаконным.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Поскольку уполномоченным органом не принималось решения о строительстве указанной дороги, говорить об её обслуживании, ремонте, и присвоение ей категории, является неуместным, в связи с тем, что назначение сооружения отсутствует.
В связи с отсутствием улично-дорожной сети по <адрес>, которая предусмотрена Генеральным планом д. Извездная, говорить о ширине проезда к участкам, образованным для ИЖС, несвоевременно.
Улицы в зонах жилой застройки являются частью улично-дорожной сети, входящими в категорию «улицы и дороги местного значения», и поэтому в разделе 11 СП 42.13330.2016 к ним предъявляются соответствующие требования, обусловленные, прежде всего, созданием комфортных условий для проживания и передвижения людей. В соответствии с п. 11.6 СП 42.13330.2016 классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать в соответствии с таблицами 11.3 и 11.4.
Согласно п.12.18 СП 34.13330.2012. «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02.85*», при прокладке дорог через населенные пункты предусматривают покрытия дорожных одежд и тип укрепления обочин, исключающие пылеобразование. Данные пункты, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 985 от 04 июля 2020 года, включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Образование участков на данной улице изначально предусматривалась как мера государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, о чем Администрации городского округа Первоуральск было известно. В силу конституционных положений, законодатель, обладающий правом по определению конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки, правомочен использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Данная позиция широко применяется в судебной практике, в том числе отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-0.
Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений, регламентированы СНиП 1.04.03-85*(Часть II (Раздел В (подразделы 1-9), Раздел Г).
Согласно главе 5 СНиП 1.04.03-85* срок строительства автомобильной дороги V категории с усовершенствованными облегченными и переходными типам покрытия составляет норму 7 месяцев, в том числе подготовительный период 1 месяц, в случае строительства дороги протяженностью 5 км. В соответствии с СП 131.13330.2С12 «Строительная климатология» город Первоуральск относится к II дорожноклиматической зоне с умеренным климатом.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31 января 2012 г. № 187 автомобильная дорога по <адрес> имеет протяженность 530 п.м., соответственно указанный в исковом заявлении срок строительства автомобильной дороги и организации освещения на <адрес> до 01 декабря 2021 года является обоснованным и достаточным для проведения заявленных в исковом заявлении работ. На основании изложенного, исковые требования являются обоснованными.
В качестве третьего лица на стороне ответчика определение суда от 30.04.2021 по данному делу привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск (далее по тексту УЖКХиС ГО Первоуральск)
Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица УЖКХиС городского округа Первоуральск Жукова Л.А., действующая на основании доверенностей № от 11.01.2021 сроком действия один год со всеми правами и № от 29.12.2020, сроком действия до 31.12.2021 со всеми правами, исковые требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, по существу иска пояснила, что отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения городского округа не является основанием для возникновения у Администрации городского округа Первоуральск обязанности по проектированию и строительству автомобильной дороги по <адрес>, поскольку уполномоченным органом не принималось решения о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте указанной дороги, не принято решение об источнике финансирования указанных мероприятий.
Поскольку выполнение органом местного самоуправления - Администрацией городского округа Первоуральск своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по проектированию и строительству дороги общего пользования приведет также к нарушению требований статей 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. По существу истец ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации дорожной сети в приоритетном по отношению к ней порядке, без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.
В 2021 году финансирование работ по строительству автомобильной дороги по <адрес>, проектирование и строительство уличного освещения, межевание и паспортизация дороги бюджетом городского округа не предусмотрено.
Автомобильная дорога по адресу <адрес>, д. <адрес> входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск, утвержденный Постановлением Администрации городского округа <адрес> от 31 января 2012 г. №187. Обслуживание данной автомобильной дороги осуществляется в рамках заключаемых Управлением ЖКХиС городского округа Первоуральск муниципальных контрактов.
В 2020 году работы по ремонту дороги проведены по муниципальному контракту от 09.06.2020 №№, заключенному с ООО «Новатор» (Подрядчик) на выполнение работ по восстановлению профиля оснований грунтово-щебеночных автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск (далее - Муниципальный контракт). Срок выполнения работ по муниципальному контракту с 09.06.2020 по 15.10.2020. Согласно муниципальному контракту, а также локальному сметному расчету работы представляют собой: исправление профиля оснований гравийных без добавления нового материала.
Работы по восстановлению профиля основания (грейдированию) <адрес> в <адрес> проведены в соответствии с Заявкой Управления ЖКХиС городского округа Первоуральск от 30.09.2020 № в октябре 2020 года, направленной на основании Акта обследования грунтовых дорог и дорог с щебеночным покрытием на территории частного сектора городского округа Первоуральск от 01.06.2020г., составленного уполномоченными лицами Управления ЖКХиС городского округа Первоуральск. Выполнение работ подтверждается ведомостью выполнения ООО «Новатор» за период с 06.10.2020 по 09.10.2020, актом о приемке выполненных работ за октябрь 2020 № от 08.10.2020, справкой о стоимости выполненных работ и затрат № от 09.10.2020. Объемы работ проверены ПМКУ «Городское хозяйство», на основании договора № от 09.06.2020г. на осуществление контроля за ходом и качеством выполнения условий контракта.
Если потребуется после обследования дорог в 2021 году также будут проведены работы по выравниванию профиля основания дороги в рамках заключенного муниципального контракта № от 16.11.2020
Предоставляемые земельные участки в соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, должны быть обеспечены проездом шириной не менее 3,5 м. К указанным участкам проезд имеется в виде грунтовой автомобильной дороги протяженностью 530 м. В соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 №, автомобильная дорога по <адрес> относится к 5-ой категории.
В соответствии с пунктом 8.2. СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №, конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтовогидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. СП 34.13330.2012 предусматривает возможность дорожной одежды из грунта (таблица 8.1). В соответствии с таблицей 27 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 №, для автомобильных дорог 5-ой категории может применяться низший тип дорожной одежды с основным видом покрытия из грунтов. Согласно письму Минрегиона России от 15.08.2011 №/ИП-ОГ на время переходного периода и с момента вступления в силу СП 34.13330.2012 данный документ не отменяет действие СНиП 2.05.02-85.
Следовательно, требование об изменении дорожного покрытия несостоятельно.
Автомобильная дорога по адресу <адрес>, д. <адрес> существует и внесена Постановлением Администрации городского округа <адрес> от 31 января 2012 г. N 187 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск" в указанный перечень, в связи с чем требование о строительстве данной дороги несостоятельно.
В соответствии с пунктом 7.1.5. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных Решением Первоуральской городской думы от 31.05.2018 г. № 105 «Собственники индивидуальных жилых домов обязаны обустраивать, поддерживать в исправном состоянии и очищать водоотводные канавы, кюветы и трубы для стока воды, проходящие вдоль земельного участка, в весенний период обеспечивать проход талых вод». П.7.3 регламентирует, что территории улиц и объекты благоустройства, расположенные на этих территориях, не попадающие в периметр земельных участков жилых домов и ограждений, должны содержаться за счет средств всех собственников данной улицы. Организация работ по содержанию и санитарной очистке улицы возлагается на жителей данной улицы, кроме случаев, когда содержание объектов благоустройства осуществляется за счет средств муниципального контракта (дороги с автобусным движением, улицы с интенсивным движением). На капитальный ремонт <адрес> бюджетные ассигнования не выделялись.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П, от 9 июля 2020 года N 34-П).
Из системного анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечения дорожной деятельности, которые относятся к вопросам местного значения.
Вместе с тем, обращаясь в суд с иском, Шешуков А.В. фактически просит возложить на орган местного самоуправления, обязанность обеспечить строительство перечисленных выше объектов инфраструктуры.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов. Судом установлено, что согласно постановлению Администрации ГО Первоуральск от 22.06.2010 № земельный участок № по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 66:58:1601002:106 площадью 1481 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен ФИО1 и ФИО2 в общую совместную собственность однократно бесплатно с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (категория земель - земли населенных пунктов).
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 13.01.2018, ФИО2 и ФИО1, продавцы продали, а покупатель- ФИО10 купила земельный участок площадью 1481 кв.м, (кадастровый №) расположенный по адресу: <адрес>.
Отчуждаемый Земельный участок принадлежал на праве общей совместной собственности продавцам на основании постановления № от 22.06.2012г., Орган выдачи: Администрация города Первоуральска, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от 27.07.2012г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.07.2012г. сделана запись регистрации №
Право собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.15-17).
Согласно копии доверенности № ФИО7 выдала данную доверенность Шешукову А.В. для решения вопроса по оформлению и регистрации права собственности на жилой дом, по вопросу оформления и регистрации права собственности на хозяйственные постройки находящиеся по адресу: <адрес>.
Шешуков А.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции Российской Федерации). В силу части первой статья 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Соблюдение органом местного самоуправления последовательности запланированных действий по поэтапному осуществлению дорожного строительства в населенном пункте с учетом очередности такого обеспечения отдельных территорий в границах городского округа согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, тогда как в силу вышеприведенных положений закона возложение такой обязанности на Администрацию городского округа является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления, к исключительным полномочиям которого относится принятие решения по вопросам дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, организация электроснабжения Понуждение органа местного самоуправления к проектированию и строительству автомобильной дороги и освещения является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, уличного освещения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 6, ст. 30, п. 22 ч. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
К полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе, по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск является самостоятельным отраслевым органом местного самоуправления, к компетенции которого относится реализация муниципальной политики в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38, подпункта 2 пункта 4 статьи 38 Устава городского округа Первоуральск. Этот орган местного самоуправления осуществляет функции по размещению муниципального заказа в сфере дорожного хозяйства городского округа Первоуральск, по осуществлению контроля за содержанием автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений, расположенных в границах городского округа Первоуральск, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Он имеет право требовать исполнения и принимать меры по устранению нарушений требований действующего законодательства в сфере дорожного хозяйства. Управление является главным распорядителем средств бюджета городского округа Первоуральск, направляемых на финансирование дорожного хозяйства (пункт 6, подпункт 1 пункта 16, подпункт 5 пункта 17 Положения об УЖКХиС городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 29 сентября 2016 года N 501).
При таких обстоятельствах Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск также является лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог в г.о. Первоуральск и обеспечению безопасности движения по ним.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотъемлемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Управлением ЖКХиС городского округа Первоуральск по результатам электронного аукциона ежегодно заключается муниципальный контракт на содержание уличной дорожной сети, далее по тексту «Муниципальный контракт», (с ПМУП «ПО «ЖКХ» (ИНН 6625002820, г. Первоуральск, ул. Гагарина, 24- в 2019 году на 2020 год, аналогично в 2020 году на 2021-2022г.г.) по текущему содержанию, обслуживанию и восстановлению эксплуатационных характеристик объектов дорожного хозяйства городского округа Первоуральск. По муниципальному контракту ПМУП «ПО «ЖКХ» несет ответственность за надлежащее содержание автомобильных дорог на территории городского округа Первоуральск в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1.2 Муниципального контракта Подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с Техническим заданием и локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Тем же пунктом муниципального контракта установлена обязанность Подрядчика самостоятельно, либо по указанию Уполномоченного представителя Заказчика, в разумный срок выполнить иные необходимые действия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа Первоуральск, автомобильные дороги городского округа Первоуральск переданы Подрядчику в эксплуатацию го реестру приема - передачи. Подрядчик систематически осуществляет ремонтные работы по всем автомобильным дорогам общего пользования местного значения ГО Первоуральск (л.д.29-37, 38-48, 64-73,74-75).
Кроме того, Управлением ЖКХиС городского округа Первоуральск (Заказчик) был заключен с ООО «Новатор» (Подрядчик) муниципальный контракт от 09.06.2020 № на выполнение работ по восстановлению профиля оснований грунтово-щебеночных автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск далее - Муниципальный контракт). Срок выполнения работ по муниципальному контракту с 09.06.2020 по 15.10.2020. Согласно муниципальному контракту, а также локальному сметному расчету работы представляют собой: исправление профиля оснований гравийных без добавления нового материала (л.д.76-87).
Работы по восстановлению профиля основания (грейдированию) <адрес> проведены в соответствии с Заявкой Управления ЖКХиС городского округа Первоуральск от 30.09.2020 № в октябре 2020 года, направленной на основании акта обследования грунтовых дорог и дорог с щебеночным покрытием на территории частного сектора городского округа Первоуральск от 01.06.2020 (л.д. 93-94).
Выполнение работ подтверждается ведомостью выполнения ООО «Новатор» за период с 06.10.2020 по 09.10.2020, актом о приемке выполненных работ за октябрь 2020 № от 08.10.2020, справкой о стоимости выполненных работ и затрат № от 09.10.2020 (л.д.90. 91-92).
Объемы работ проверены ПМКУ «Городское хозяйство», на основании договора № от 09.06.2020 на осуществление контроля за ходом и качеством выполнения условий контракта
В соответствии с условиями Технического задания, являющегося приложением к муниципальному контракту, были соблюдены следующие требования к поверхности проезжей дороги:
восстановление профиля оснований грунтово-щебеночных автомобильных дорог общего пользования местного значения путем профилирования (грейдирования) включает планировку откосов и полотна дороги автогрейдером (планировка поверхности со срезкой неровностей, засыпкой углублений, уплотнение грунта, зачистка поверхности, планировка основной площадки полотна, разравнивание грунта).
-профиль дороги создается с заслонами от оси дороги, для отвода воды в кювет;
-профилируются канавы глубиной до 0,5 м (по необходимости), для отвода воды вдоль дороги (по необходимости) (л.д. 38-48).
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 31 января 2012 г. N 187 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск", автомобильная дорога по адресу <адрес> существует и внесена в указанный перечень (л.д.49-50,51-63).
Автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес>, утверждённый постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31.01.2012 №, как автомобильная дорога V технической категории. Категория автомобильной дороги определялась с учетом требований ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (ширина и количество полос для движения).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные Шешуковым А.В. требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
исковые требования Шешукова Александра Владимировича к Администрации городского округа Первоуральск о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать выполнение работ по строительству дороги, установке надлежащего освещения, паспортизации автомобильной дороги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2021 года
Председательствующий: Е.В. Карапетян