Дело №2-101/2022
УИД № 42RS0014-01-2021-001984-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Мыски
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Куковинца Н.Ю., при секретаре Нижегородцевой Д.В., с участием старшего помощника Прокурора г. Мыски Ушковой И.В., представителя истца по доверенности Савинкова М. Е., представителей ответчиков, действующих на основании доверенностей Титова А. А., Катаевой Я. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клёпова К.А. к Кузбасскому акционерному обществу энергетики и электрофикации о признании приказа об отстранении от работы незаконным.
УСТАНОВИЛ:
Истец Клёпов К.А. обратился в суд с иском к Кузбасскому акционерному обществу энергетики и электрофикации о признании приказа об отстранении от работы незаконным.
Просит признать приказ № 382-к от 21.09.2021 г. «Об отстранении от работы» незаконным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и ответчиком существуют трудовые отношения на основании трудового договора от 06.03.1996 г.
Местом работы истца является непосредственно Томь - Усинская ГРЭС АО «Кузбассэнерго», расположенная по адресу: Кемеровская область, г. Мыски - 5.
21.09.2021 г. Клёпов К.А. на основании приказа № 382-к был отстранен от работы, в связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Указанный приказ истец считает незаконным по следующим основаниям: согласно Постановлению главного санитарного врача по Кемеровской области от 17.06.2021 года и последующими изменениями к нему «1.1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, относящимся к приоритету 1-го уровня вакцинации в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125-н», а так же согласно приказу Минздрава России, должно быть получено добровольное информативное согласие пациента, без данного согласия запрещается ставить прививки.
Истец указывает, что он свое согласие не давал, это является его волеизъявлением, которое гарантировано Конституцией РФ.
Кроме того, истец считает, что его трудовая деятельность не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825; Общество не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 11 Закона № 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.
Полномочиями обязать своих работников сделать прививки работодатель не наделен.
Так же ст. 76 ТК РФ не предусматривает оснований для отстранения от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации работника.
Истец считает, что отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами, проходящими в настоящее время согласно Государственному реестру лекарственных средств клинические исследования (испытания) до 31.12.2022 г., является правомерным поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Ссылаясь на ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации Клёпова К.А. указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
На основании ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это может относиться и к тем правам и свободам, которые закреплены в конвенциях, в которых Россия не участвует.
Имеет значение и ч. 2. ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Особенно это становится важным в тех случаях, когда испытания вакцины до конца не проведены.
Исходя из этого, а также с учетом того, что все нормы права должны толковаться с учетом правовых принципов, даже обязательная вакцинация, в том числе для определенных категорий работников, не может умалять право на отказ от этой вакцинации (т. е. полностью ликвидировать это право). А уж тем более вакцинация не может быть принудительной.
Положения ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливают, что ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать, что должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того считает, что ограничить в конституционных правах человека и гражданина могут только на Федеральном уровне.
Указывает, что помимо отстранения к нему могли применить такие профилактические меры как перевод на дистанционную работу, изменение трудового договора.
Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность к нему применятся не могут.
Более того, истец полагает, что был нарушен порядок отстранения его от работы, а именно не соблюден необходимый перечень процедур: ответчик не запросил сведения о противопоказаниях для вакцинации, письменное объяснение.
С учетом изложенного просит удовлетворить его требования.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, извещенного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования истца в полном объеме.
Указал, что на момент отстранения истца от работы на предприятии было привито более 60 % работников, а значит, необходимость в вакцинировании истца отсутствовала.
Кроме того, считает, что Постановление Главного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 17.06.2021 года № 10 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» носит рекомендательный характер и не может быть положено в основу отстранения истца от работы.
Представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали, подали письменные возражения, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 (в редакции от 24 декабря 2014 года).
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющий опасность для окружающих» (в редакции от 31.01.2020). Обязательность прививок обуславливается следующими требованиями нормативных актов: на основании п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению профилактических прививок.
Согласно ст. 35 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 1 Закона об иммунопрофилактике календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В силу ч. 3 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства Здравоохранения РФ № 47н от 03.02.2021, в соответствии со ст. 10 и ст. 11 Закона об иммунопрофилактике, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (коронавирусная инфекция C0VID-19).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьями 10, 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В Кемеровской области - Кузбассе принято Постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 года № 10 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление № 10), которое было впоследствии изменено Постановлением от 17 июля 2021 № 12.
В соответствии с Постановлением № 10 (в ред. от 17.07.2021) Губернатору Кемеровской области - Кузбасса постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в том числе взрослым, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях энергетики (п. 1.2); руководителям организаций, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса в сфере энергетики, вменено в срок до 19.08.2021 организовать и обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 19.09.2021 - вторым компонентом вакцины от COVID-19 не менее 60 % от общей численности работников (п. 2.1).
В целях реализации указанного Постановления принято Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 18 июля 2021 года № 104-рг «О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Согласно п. 1 данного Распоряжения организации, осуществляющие деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса, обязаны обеспечить выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17.06.2021 № 10 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции постановления от 17.07.2021 № 12) в части проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), категориям граждан, предусмотренным постановлением № 10, в установленные постановлением № 10 сроки в объеме не менее 60 % от общей численности работников.
К основным видам деятельности по ОКВЭД, осуществляемым АО «Кузбассэнерго» относятся производство электроэнергии тепловыми электростанциями, а также передача пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности тепловых сетей, кроме того АО Кузбассэнерго» Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 07.02.2017 № 256-п «Об определении единой теплоснабжающей организации на территории Мысковского городского округа» наделено статусом единой теплоснабжающей организации. Следовательно, Общество прямо относится к организациям энергетики, в которых вакцинация работников по эпидемическим показаниям является обязательной.
Таким образом, вакцинирование сотрудников организовано Обществом во исполнение указанных выше положений действующего законодательства и подзаконных нормативных актов.
Клёпов К.А. 03.09.2021 г. был уведомлен Работодателем о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, что, в свою очередь, является способом разъяснения работнику требований действующего законодательства.
За Работником сохранялось право принять решение о вакцинации или подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться от вакцинации по личным причинам.
Поскольку Клёпов К.А. отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без подтверждения невозможности вакцинации по медицинским показаниям, Работодатель обоснованно издал оспариваемый приказ № 382-к от 21.09.2021 г. об отстранении Истца от работы. Клёпов А.А был отстранен от работы на период эпиднеблагополучия, либо до выполнения Работником обязательной профилактической прививки, либо до предоставления действующего отрицательного ПЦР теста (срок действия ПЦР теста - 72 часа с момента регистрации анализа в лаборатории), с сохранением места работы (должности), но без выплаты заработной платы.
Соответственно, довод Истца о неправомерности его отстранения от работы ввиду отсутствия информативного согласия на проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, является несостоятельным.
Из буквального наименования Постановления Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 (в редакции от 24 декабря 2014 года) следует, что в нем установлен перечень работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок. Вместе с тем, в нормативных документах выделяют профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Прививка от коронавирусной инфекции COVID-19 отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, соответственно, Постановление Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 г. к рассматриваемой профилактической прививке не применимо.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 1307н.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».
Считает, что, довод истца о том, что его трудовая деятельность не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утв. в Постановлении Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 г., основан на неверном толковании норм материального права.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Феральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июля 2021 г. № ММ-П13-9509 кв по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 июля 2021 г. направлены разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных для доведения их до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.
Согласно Разъяснениям Минтруда РФ и Роспотребнадзора, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Так же представители ответчиков в обоснование возражений указывают, что право Работника на отказ от вакцинации при проведении иммунопрофилактических мероприятий не нарушено, Работник правом на отказ от вакцинации воспользовался, следствием такого отказа (при отсутствии медицинского заключения об имеющихся противопоказания), является отстранение от работы.
Приложением к Разъяснения Минтруда РФ и Роспотребднадзора являются Рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).
Действия Общества при отстранении Работника в связи с отказом от вакцинации соответствуют данным разъяснениям.
Таким образом, доводы Истца о том, что Работодатель принуждал (обязывал) Работника пройти вакцинацию, ошибочны, поскольку иммунопрофилактика сотрудников организована Обществом в соответствии с положениями действующего законодательства и подзаконных нормативных актов.
Кроме того, ссылку Истца на позицию, изложенную в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 № 17АП-4570/2021-АК несостоятельной, поскольку изложенное в указанном Постановлении нормативно-правовое обоснование не имеет отношения к рассматриваемому спору.
На основании трудового договора № 1302 от 27.01.2011 г. (в редакции дополнительного соглашения № 407 от 09.01.2017) Клёпов К.А. работает на Томь-Усинской ГРЭС в цехе топливоподачи в должности машиниста бульдозера, занятого на формировании и укатке штабелей угля и сланцев с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше 6 разряда.
Согласно п. 1.10. Должностной инструкции машиниста бульдозера, занятого на формировании и укатке штабелей угля и сланцев с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше 6 разряда № ДИ АА43215001-17, утвержденной и введенной в действие Приказом от 26.05.2020 № ТУГРЭС/138 машинист бульдозера выполняет следующие работы: управление бульдозером, перемещением массы топлива на угольном складе при закладке, выработке, планировке угольного склада; зачистку бровки штабеля, выравнивание подошвы штабеля, крутых откосов, уступов; рыхление грунта, осмотр и заправка бульдозеров горюче-смазочными материалами; контроль за работой и состоянием механизмов, чистка и смазка, обслуживаемых механизмов, выявление неисправностей в работе механизмов. Участие в техническом обслуживание и ремонте механизмов. Участие в ликвидации аварийных ситуаций. Поддержание в исправном состоянии комплекта инструмента, и средств пожаротушения.
Соответственно, исходя из специфики деятельности Работника, его перевод на удаленный режим работы с возможностью исполнения своих трудовых обязанностей не представляется возможным.
Кроме того, по роду деятельности Работник в течение рабочего дня взаимодействует с другими сотрудниками электростанции (при входе (выходе) на территорию Томь-Усинской ГРЭС через контрольно-пропускной пункт, при прохождении предсменных медицинских осмотров в здравпункте электростанции, посещении столовой и иных мест общественного пребывания на территории Томь-Усинской ГРЭС) и специфика данного взаимодействия такова, что риск передачи вируса от Работника большому числу сотрудников и наоборот, учитывая способ его передачи через поверхности, чрезвычайно высок.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. Прививка против коронавирусной инфекции имеет статус профилактической прививки по эпидемическим показаниям.
Исполнение Работодателем Постановления № 10 об обязательной вакцинации сотрудников направлено не только на обеспечение указанных конституционных прав граждан, но и на предотвращение неоправданного риска возникновения на предприятии Работодателя очага короновирусной инфекции, способного на длительное время и в значительных масштабах нарушить производственный процесс электростанции - Томь- Усинской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» по производству электроэнергии, а также теплоснабжению и горячему водоснабжению населения Мысковского городского округа в отопительный сезон 2021/2022 г.г.
В соответствии с вышеизложенным, довод Работника, что Работодатель нарушает его конституционные права и свободы, предусмотренные ст. 21 Конституции РФ, является несостоятельным.
Единоличным исполнительным органом Общества в лице представителя Кузбасского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» издан Приказ об обеспечении проведения вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) № КФ/95 от 22.07.2021, в котором указаны правовые основания, сведения о необходимости вакцинации, сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; информация о допуске работников на рабочее место с 19.09.2021, не прошедших вакцинацию или не представивших Медицинское заключение, только при наличии действующего отрицательного ПЦР теста. Срок действия ПЦР теста определить 72 часа с момента регистрации результата анализа в лаборатории.
Кроме того, Приказом директора Томь-Усинской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» «Об обеспечении проведения вакцинации от короновирусной инфекции (COVID-19)» № ТУ ГРЭС/161 от 22.07.2021 установлены сроки и порядок проведения вакцинации от новой короновирусной инфекции, а также сроки и порядок отстранения от работы работников Томь-Усинской ГРЭС не прошедших вакцинацию или не представивших медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой короновирусной инфекции (COVID-19).
24.08.2021 истец был ознакомлен с Приказом № ТУ ГРЭС/161.
19.08.2021 Клёпов К.А. оформил письменный отказ от вакцинации, медицинское заключение о наличии противопоказаний не предоставил.
03.09.2021 г Клёпов К.А. вновь был уведомлен о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 со ссылкой на Постановление № 10 и предупрежден об отстранении от работы с 19.09.2021 в случае отказа от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний.
21.09.2021 Работодатель, на основании и с соблюдением вышеперечисленных положений действующего законодательства, в соответствии с Приказом № 382-к от 1.09.2021отстранил Работника от работы на период эпиднеблагополучия, либо до выполнения Работником обязательной профилактической прививки, либо до предоставления действующего отрицательного ПЦР теста с сохранением места работы должности), но без выплаты заработной платы.
Приказ доведен до сведения Клёпова К.А. 22.09.2021, что подтверждается подписью Истца в листе ознакомления.
Следовательно, действия Работодателя по отстранению Клёпова А.А. от работы с 21.09.2021 г. законны и обоснованы, доказательства нарушения установленного порядка отстранения от работы и действующего законодательства Истцом не представлены.
Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что истец может в любой момент выйти на работу, если вакцинируется, предоставит медотвод, или действующий отрицательный ПЦР-тест, а так же в случае окончания эпидемии.
На предприятии не привито всего восемь работников – один из которых истец, двое находятся в состоянии временной нетрудоспособности, двое предоставили медицинские документы, один отказался по иным личным причинам.
Старший помощник Прокурора г. Мыски находит требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку его трудовые права не нарушены. Работодатель заблаговременно предупредил работников о предстоящей вакцинации, составил график вакцинации и создал условия ее проведения на территории предприятия. Дополнительно уведомил истца о необходимости проведения профилактической прививки, сроках отстранения от работы. А так же предоставил истцу право не вакцинироваться при наличии медицинского заключения о противопоказаниях, а так же при наличии действующего отрицательного ПЦР теста.
В связи с особенностями выполнения трудовой функции Клёпова К.А. у работодателя отсутствовала возможность перевести его на дистанционную работу.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, заключение старшего помощника прокурора г. Мыски находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.
Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 г, № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон № 157-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных, заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Данное положение отражено в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом: благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ). Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок й календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).
Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-пСоV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Приказом Минздрава России от 03.02.2021 № 47н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка, против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CоV-2.
В соответствии с абз. ч. 1 ст. 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
В Постановлении Главного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу № 10 от 17.06.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в редакции от 17.07.2021 г. указано, что по состоянию на 17.06.2021 в Кемеровской области - Кузбассе наблюдается ухудшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", пунктом 1.1. постановлено:
Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, относящимся к приоритету 1-го уровня вакцинации в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н: взрослым, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора:, в том числе в организациях энергетики.
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса, в сферах, установленных подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего постановления для категорий граждан, перечисленных в п. 1.2 в срок до 19.08.2021 организовать и обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 19.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию, в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников.
Из выписки ЕГРЮЛ основными и дополнительными видами деятельности Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности тепловых сетей (л.д. 58-134).
Кроме того, Постановлением администрации Мысковского городского округа от 07.02.2017 г. № 256-п предприятие ответчика наделено статусом единой теплоснабжающей организации. Зона ее деятельности определена на территории Мысковского городского округа в зоне действия № 1 м-на жилой застройки ГРЭС (л.д. 135).
Представителем ответчика согласно выписке из ЕГРЮЛ является ООО «Сибирская генерирующая компания» (л.д. 59)
Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу № 10 от 17.06.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» ООО «Сибирская генерирующая компания» 22.07.2021 г. издало Приказ № КФ/95 об обеспечении проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (л.д. 173-175), согласно которому директорам по направлениям деятельности, начальникам управлений служб и отделов Кузбасского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания», в том числе и директору Томь-Усинской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» приказано: усилить информационно-разъяснительную работу среди работников и персонала подрядных организаций по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
В срок до 27.07.2021 г. уведомить работников предприятия об обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19);
В срок до 27.07.2021 г. разработать график вакцинации работников предприятия;
В срок до 15.08.2021 года предложить работникам не прошедшим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подписать письменный отказ от проведения вакцинации или представить в здравпункт медицинское заключение (справку) о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой коронавирусной инфекции;
С 19.09.2021 года допуск до работы работников, не прошедших вакцинацию или не представивших медицинское заключение может быть осуществлен при наличии отрицательного ПЦР теста, срок которого определен в течении 72 часов с момента регистрации результата анализа в лаборатории.
В свою очередь АО «Кузбассэнерго» во исполнение распоряжений ООО «Сибирская генерирующая компания», указанных в вышепоименованном приказе 22.07.2021 г. издало аналогичный приказ № ТУ ГРЭС/161 (л.д. 176-177), где установило сроки уведомления работников о необходимости профилактической вакцинации от новой коронавирусной инфекции, сроки вакцинации, предложило работникам не прошедшим вакцинацию подписать письменный отказ от проведения вакцинации по предложенной форме или представить медицинское заключение (справку о наличии противопоказаний к проведению вакцинации, выданное после 29.06.2021 г., указало срок – 19.09.2021 г. - с которого допуск до работы работников, не прошедших вакцинацию или не представивших медицинское заключение может быть осуществлен при наличии отрицательного ПЦР теста, срок которого определить в течении 72 часов с момента регистрации результата анализа в лаборатории.
Так же в приказе указан срок с 19.09.2021 г., с которого работники, не прошедшие вакцинацию за исключением работников имеющих медицинское заключение будут отстранены от работы без сохранения заработной платы и зачета трудового стажа на время отстранения.
Истец и ответчик состоят в трудовых отношениях на основании трудового договора от 27.01.2011 г., дополнительных соглашений № 407 от 09.01.2017 г., № 642 от 30.10.2018 г.,согласно которым Клёпов К.А. осуществляет трудовую функцию в Цехе топливо-подачи Томь-Усинской ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго» в должности машиниста бульдозера, занятого на формировании и укатке штабелей угля и сланцев с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше 6 разряда (л.д. 138-143, 144-156, 157-158).
Согласно п. 1.10. Должностной инструкции машиниста бульдозера, занятого на формировании и укатке штабелей угля и сланцев с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше 6 разряда № ДИ АА43215001-17, утвержденной и введенной в действие Приказом от 26.05.2020 № ТУГРЭС/138 машинист бульдозера выполняет следующие работы: управление бульдозером, перемещением массы топлива на угольном складе при закладке, выработке, планировке угольного склада; зачистку бровки штабеля, выравнивание подошвы штабеля, крутых откосов, уступов; рыхление грунта, осмотр и заправка бульдозеров горюче-смазочными материалами; контроль за работой и состоянием механизмов, чистка и смазка, обслуживаемых механизмов, выявление неисправностей в работе механизмов. Участие в техническом обслуживание и ремонте механизмов. Участие в ликвидации аварийных ситуаций. Поддержание в исправном состоянии комплекта инструмента, и средств пожаротушения (л.д. 161)
Во исполнение п. 3.1.3 дополнительного соглашения № 407 к трудовому договору Клёпов К.А. обязан своевременно и точно выполнять письменный и устные распоряжения вышестоящих и непосредственных руководителей, непротиворечащие законодательству и настоящему договору.
С приказом работодателя № ТУ ГРЭС/161 от 22.07.2021 года «Об обеспечении проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Клёпов К.А. ознакомлен 24.08.2021 г. о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д. 180).
Клёповым К.А. 19.08.2021 г. подписан отказ от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции, в котором он указал, что отказывается от проведения таковой по иным личным причинам, а так же о том, что он предупрежден о последствиях такого отказа (л.д. 181).
Уведомлением от 03.09.2021 г. ответчик напомнил Клёпову К.А. о необходимости проведения профилактической вакцинации от новой коронавирусной инфекции, предложил пройти вакцинацию в Здавпункте ТУ ГРЭС, то есть по непосредственному месту работы истца, предоставив график вацинации. Указал на проведение вакцинации любом другом медицинском учреждении. Напомнил дату отстранения от работы в случае отказа от проведения профилактической прививки, а так же указал на условия допуска до работы, а именно: наличие подтверждения проведения вакцинации, медицинского заключения о медотводе, действующего отрицательного ПЦР теста, срок которого определен 72-мя часами с момента регистрации результата анализа в лаборатории (л.д. 136).
Указанное уведомление получено истцом 03.09.2021 г. о чем он сделал подпись на экземпляре работодателя (л.д. 137).
Приказом № 382-к от 21.09.2021 г. Клёпов К.А. – машиниста бульдозера, занятого на формировании и укатке штабелей угля и сланцев с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше 6 разряда отстранен от работы в связи с отказом пройти обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на период эпиднеблагополучия, либо до выполнения указанным работником обязательной профилактической прививки, либо до предоставления действующего отрицательного ПЦР теста, срок которого определен 72-мя часами с момента регистрации результата анализа в лаборатории (л.д. 182-184)
С приказом Клёпов К.А. ознакомлен 22.09.2021 г. о чем поставил подпись на листе согласования виз к приказу (л.д. 184).
Таким образом, судом установлено, что для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу АО «Кузбассэнерго» издало приказ № ТУ ГРЭС/161 от 22.07.2021 года «об обеспечении проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с которым истец был своевременно ознакомлен; организовано проведение вакцинации на территории предприятия.
При этом за работниками АО «Кузбассэнерго» сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации или подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, разъяснив последствия отказа от вакцинации.
Отказ Клёпова К.А. от вакцинации является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике, инфекционных болезней. В отказе от прохождения вакцинации Клёпова К.А. конкретных причин отказа не указал, воспользовавшись формулировкой, представленной в образце: «По иным личным причинам».
Вместе с тем, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших, вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях пандемии, необходимо для жизни и здоровья каждого работника и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной Опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Кроме того, следует принять во внимание, что АО «Кузбассэнерго» это не просто организация, осуществляющая деятельность в сфере энергетики, оно является жизнеобеспечивающим предприятием, в котором каждый работник выполняет свою функцию для обеспечения нормальной работы предприятия и обеспечения населения теплоснабжением.
Следовательно, в условиях эпидемнеблагоприятной ситуации по заболеваемости коронавирусной инфекции (COVID-19) отстранение работников, отказавшихся от вакцинации, от работы не является нарушением и не противоречит закону.
Как следует из материалов дела по роду деятельности Клёпова К.А. в течение рабочего дня взаимодействует с другими сотрудниками предприятия при прохождении через единый для всех вход на предприятие, в медицинском пункте при осмотре перед работой, в столовой и т.д. Учитывая специфику передачи вируса риск заражения чрезвычайно велик.
Поскольку Клёпов К.А., добровольно отказался, от обязательной профилактической прививки против новой корнавирусной инфекции без уважительной причины, суд считает, что работодатель АО «Кузбассэнерго» обоснованно, издал приказ об отстранении истца от работы, который в силу вышеприведенных норм является законным и отмене не подлежит.
Судом установлено, что трудовая функция Клёпова К.А. не может выполняться дистанционно, поэтому перевести его на дистанционную работу не представляется возможным.
До настоящего времени в Кемеровской области-Кузбассе сохраняется неблагополучная эпедимическая обстановка, связанная так же и с возникновением новых штаммов коронавирусной инфекции.
Распоряжение Главного государственного врача по Кемеровской области-Кузбассу № 10 от 17.06.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» не отменено и продолжает действовать. Следовательно, объективных оснований для допуска Клёпова К.А. к работе не имеется.
При этом суд не может согласиться с доводами истца и его представителя о нарушении конституционных прав истца, в том числе права на труд и здоровье, поскольку отстранение Клепова К.А. от исполнения трудовой функции в опасных условиях распространения заболевания направлено на обеспечение благоприятных условий как самого работника (исключение возможности его заражения опасным заболеванием) так и коллектива окружающих его людей, носит условный характер и может быть работодателем отменено в любой момент при выполнении Клеповым К.А. отдельных условий, в том числе предоставлением данных ПЦР теста об отсутствии признаков заболевания.
По этой же причине суд не может принять доводы представителя истца, об отсутствии оснований для понуждения Клепова К.А. к вакцинированию с учетом того, что на предприятии в момент отстранения Клепова К.А. от работы достигнут необходимый порог количества вакцинированных в 60%.
При указанных обстоятельствах Клеповым К.А. добровольно избрана модель поведения на отказ от исполнения трудовой функции, что в полной мере соответствует его конституционному праву свободно распоряжаться своим правом на труд.
Поскольку до настоящего времени истцом не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении прививки, либо данных ПЦР теста, оснований и возможности допустить к работе Клёпова К.А. нет.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Клёпова К.А. о признании приказа об отстранении от работы незаконным.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Клёпова К.А. к Кузбасскому акционерному обществу энергетики и электрофикации о признании приказа № 382-к от 21.09.2021 г. об отстранении от работы незаконным - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Кемеровский областной суд через Мысковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Ю. Куковинец
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2022 г.