Административное дело №а-176/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 июня 2021 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.
при секретаре Владимирове А.В.
с участием:
представителя административного истца Старикова И.Г.,
представителя административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Минэкономразвития Чувашии Марковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания ЭКРА» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Минэкономразвития Чувашии, БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил :
6 мая 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЭКРА» (далее – ООО «УК «ЭКРА») через представителя обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 2 октября 2020 года, земельного участка с кадастровым № (далее – участок № 1) – в размере 8001546,91 руб., с кадастровым № (далее – участок № 2) – в размере 13966944,24 рублей.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что является собственником указанных земельных участков, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость участков на 2 октября 2020 года составляет: участка № 1 – 10972635,45 руб., участка № 2 – 19523578,44 руб., однако согласно отчету оценщика ООО <данные изъяты> ФИО № от 07.04.2021 рыночная стоимость земельных участков по состоянию ту же дату составляет 8001546,92 руб. и 13966944,24 руб. соответственно.
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии в письменном отзыве от 31.05.2021 указал, что
определенная рыночная стоимость спорных земельных участков превышает их кадастровую стоимость незначительно – на 27% и 28%, что является приемлемым и допустимым расхождением в оценке рыночной стоимости предмета оценки, потому установленное расхождение не может свидетельствовать о допущенной ошибке при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости; разрешение административного иска оставляет на усмотрение суда, судебное заседание просит провести без участия своего представителя (л.д.89-90).
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике в письменном отзыве от 31.05.2021 указало, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии в соответствии со ст.16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в случае установления судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной внесение сведений в ЕГРН будет осуществлено Управлением в соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Закона № 218-ФЗ; сообщило об отсутствии заинтересованности в разрешении дела и просило о рассмотрении дела без участия своего представителя (л.д.91-92).
Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарску Чувашской Республики в отзыве на иск указало, что ООО «УК «ЭКРА» зарегистрировано в ИФНС по г.Чебоксары, а у них в соответствии со ст.85 НК РФ имеются сведения о двух спорных зарегистрированных за административным истцом земельных участках, и просило о рассмотрении дела без участия своего представителя (л.д.80-81).
В судебном заседании представитель административного истца Стариков И.Г. поддержал требования административного иска, представитель административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Минэкономразвития Чувашии Маркова Е.В. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, и аналогичную позицию выразила в письменном отзыве, поименованном как возражения; от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, администрация г.Новочебоксарска при надлежащем извещении о причинах неявки своего представителя не сообщила.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из ЕГРН от 03.03.2021 (л.д.14, 15) со 2 октября 2020 года за ООО «УК «ЭКРА» на праве собственности зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами <-1-> площадью <данные изъяты> кв.м и <-2-> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации производственной базы. В выписках из ЕГРН от 01.03.2021 (л.д.16, 17) указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <-1-> по состоянию на 2 октября 2020 года составляет 10972635,45 руб., земельного участка с кадастровым номером <-2-> по состоянию на 2 октября 2020 года – 19523578,44 рублей.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В пункте 2 ст.66 Земельного кодекса РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку ООО «УК «ЭКРА» со 2 октября 2020 года является собственником указанных выше земельных участков, а размер земельного налога зависит от их кадастровой стоимости, размер кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).
При этом Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч.4 ст.7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст.22.1, из ч.1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст.22, 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения – до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, не применяются положения ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке (п.1, пп.«а» п.2, пп.«а-в» п.3 ч.2, ч.3 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Массовая государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась БУ «Чуваштехинвентаризация» по состоянию на 1 января 2019 года, ее результаты (в том числе удельные показатели кадастровой стоимости) были утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2019 № 485.
Однако согласно выпискам из ЕГРН от 03.03.2021 оба земельных участка истца были поставлены на кадастровый учет только 2 октября 2020 года, то есть кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <-1-> – в размере 8001546,91 руб., с кадастровым номером <-2-> – в размере 13966944,24 руб. была определена БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии по состоянию на 2 октября 2020 года в соответствии со ст.16 Закона о государственной кадастровой оценке в связи с учетом земельных участков в качестве объектов недвижимости. В ЕГРН сведения о кадастровой стоимости были внесены 6 ноября 2020 года, что подтверждается выписками из ЕГРН от 01.03.2021.
В силу ч.5 ст.247 КАС РФ, а также исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
В обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет от 07.04.2021 №, выполненный оценщиком ООО <данные изъяты> ФИО, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 2 октября 2020 года земельного участка с кадастровым № <-1-> составляет 8001546,91 руб., земельного участка с кадастровым № <-2-> – 13966944,24 рублей.
В указанном отчете содержится подробное описание объектов оценки, которые эксплуатируются в соответствии с разрешенным видом использования. Мотивированно отказавшись от использования доходного и затратного подходов, эксперт использовал при определении рыночной цены предметов оценки сравнительный подход.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, отчет выполнен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки после непосредственного осмотра оценщиком оцениваемого имущества. Доказательств, опровергающих заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости на основании результатов независимой оценки: земельного участка с кадастровым № <-1-> в размере 8001546,91 руб., земельного участка с кадастровым № <-2-> в размере 13966944,24 рублей.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14, ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об установленной вступившим в законную силу решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в ЕГРН не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики объектов недвижимости будут изменены до указанного момента, – до даты внесения соответствующих измененных характеристик в ЕГРН.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «УК «ЭКРА» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалось, а с административным исковым заявлением обратилось в суд 6 мая 2021 года.
Таким образом, датой подачи ООО «УК «ЭКРА» заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 6 мая 2021 года.
С учетом вышеприведенных положений законов настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с 1 января 2021 года.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <-1-> площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8001 546 рублей 91 копейка по состоянию на 2 октября 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <-2-> площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 13966944 рубля 24 копейки по состоянию на 2 октября 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 мая 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Ю.Г. Карачкина
Мотивированное решение составлено 4 июня 2021 года.