Дело №
УИД №RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ гор. Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Хатулевой Е.И.,
при секретаре Вахтеровой Е.О.,
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района Псковской области ФИО4, действующей в интересах ФИО2, к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Псковского района Псковской области ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Псковского района о предоставлении на территории МО «Псковский район» благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 кв.м.
В обоснование иска указано, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отраженным в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом оснований для исключения ФИО1 из указанного списка не имеется. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер ФИО1 в списке - №. Таким образом, право ФИО1 на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда признано. Однако, жилое помещение ФИО1 не предоставлено, обеспечение жильем её не планируется в 2022 году. Согласно выписке из ЕГРН следует, что ФИО1 не имеет в собственности жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выразила волеизъявление о выборе жилого помещения на территории МО «Псковский район». Кроме того, ФИО1 находится в трудной жизненной ситуации, так как она не трудоустроена, имеет на иждивении малолетнего ребенка, в отношении которого является матерью - одиночкой (отцовство не установлено). В связи с чем, истец просит обязать Администрацию Псковского района предоставить ФИО1 на территории МО «Псковский район» благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела Администрация Псковской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Помощник прокурора Псковского района Псковской области ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
ФИО1, в интересах которой заместителем прокурора подано исковое заявление, извещенная о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Администрации Псковского района ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменный отзыв, из которого следует, что Администрация возражает против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что в настоящее время субвенций бюджету МО «Псковский район» от Комитета по социальной защите Псковской области на приобретение жилого помещения ФИО1 не предусмотрено, что влечет невозможность исполнения требования истца и исполнения решения суда. Кроме того, обеспечение жилым помещением ФИО1 в обход граждан, стоящих впереди её по списку, будет нарушением прав и законных интересов этих граждан, что является недопустимым.
Представитель третьего лица Комитета по социальной защите Псковской области ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые полежат обеспечению жилыми помещениями. Порядковый номер ФИО1 в Списке - №. Всего в списке состоят 2 076 человек. Требования об обязании ответчика обеспечить ФИО1 жилым помещением считает незаконным, поскольку фактически они являются требованиями о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. Комитет ежегодно в срок до 05 февраля текущего года на основании подтверждения наличия у лиц, которым в текущем году исполняется 18 лет, лиц от 18 лет и старше, права на предоставление жилых помещений в текущем году, формирует и направляет в территориальные отделы Комитета выписки из Списка в отношении лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе. ФИО1 не включена в выписку из Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2022 году ни в одном из муниципальных образований. Удовлетворение требования о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список до нее. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Территориального отдела Псковского района Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явился. Начальник отдела ФИО8 представила письменные возражения, в которых просила исковые требования оставить без удовлетворения, указав, что ФИО1 ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: отец-ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Территориального отдела Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ №/а-п ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующем законодательством не оспаривается. Вместе с тем, требования о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору специализированного найма фактически является требованиями о внеочередном обеспечении ее жилым помещением, что действующем законодательством не предусмотрено. Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ были исключены условия о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди. Полагает, что удовлетворение исковых требований влечет ущемление нарушение прав лиц, включенных в список детей-сирот, и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ранее ФИО1 Просила рассмотреть дело в отсутствие органа опеки.
Представитель третьего лица Администрации Псковской области ФИО11 в судебное заседание не явилась, представила в суд письменный отзыв, из которого следует, что Постановлением Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признано утратившим силу. В связи с чем, жилищная комиссия при Администрации области прекратила свое существование. Жилищная комиссия по принятию решений, связанных с формированием списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Псковской области создана при Комитете по социальной защите Псковской области в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона области от 09.01.2013 №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Средства областного бюджета бюджету соответствующего муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в форме субвенций. Администрация области, являясь самостоятельным органом исполнительной власти области, не является главным распорядителем средств областного бюджета, перечисляемых бюджету соответствующего муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации области. Выслушав помощника прокурора Псковского района ФИО5, представителя Комитета по социальной защите Псковской области ФИО7, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о смерти (л.д. 15, 16, 44).
В соответствии с сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области, права ФИО1 в ЕГРН не зарегистрированы. ФИО1 не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения по месту её регистрации по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д. 33, 37).
Приказом территориального отдела Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 постановлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением (л.д. 51).
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 52).
Из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО1 не исключена, и её право на обеспечение жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время никем не оспаривается.
Обстоятельства, по которым за истцом признано право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в настоящее время не изменились.
Кроме того, судом также установлено, что ФИО1 окончила в 2018 году «Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса», получив специальность парикмахера, в настоящее время не трудоустроена, имеет малолетнего ребенка ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которого имеет статус матери-одиночки (отцовство не установлено) (л.д. 13, 14)
ФИО1 выразила волеизъявление о выборе предоставления жилого помещения на территории муниципального образования «Псковский район», что свидетельствует о ее согласии на предоставление жилого помещения на территории Псковского района.
Вместе с тем право на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке ФИО1 до настоящего времени не реализовано; в список претендентов, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2022 году, она не включена, что следует из возражений Комитета по социальной защите Псковской области.
При разрешении спора суд учитывает, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этой же нормы и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В силу п. 1.2 ст. 5 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (введен Законом Псковской области от 27.03.2020 № 2059-ОЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, включенные до ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору, в том числе по месту жительства.
Законом Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет переданы органам местного самоуправления. При этом государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.
На основании ст. 8 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда области принимает орган исполнительной власти области, осуществляющий управление жилищным фондом области.
Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование указанного Списка, по существу, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не предполагает включение указанной категории граждан в какую-либо очередь.
Следовательно, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очередности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 г. №7-КГ14-2 и от 12.08.2014 г. №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014 года.
Оценивая доводы сторон, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав ФИО1, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Недостаточность объема финансирования, предусмотренного на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению суда, не исключает и не может исключать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, гарантированное федеральным законодательством.
Таким образом, ФИО1, является лицом, достигшим 18-летнего возраста, завершившим обучение, зарегистрированным в Псковском районе, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заместитель прокурора Псковского района ФИО4, действующая в интересах ФИО1, обоснованно обратилась в суд с иском к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Псковского района ФИО4, действующей в интересах ФИО2, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Псковского района обязанность по предоставлению ФИО1 за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м., в черте муниципального образования «Псковский район».
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Е.И. Хатулева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ