Дело № 2-674/2020
УИД№10RS0017-01-2020-000765-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Исаченкова М.А. к Администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Исаченков М.А. в период с 2006 года по 2014 год являлся воспитанником детского дома <Данные изъяты>. Истец зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>. Указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, Исаченков М.А. поставлен на очередь для получения жилья. В 2018 году истец был осужден Сортавальским городским судом Республики Карелия, направлен для отбывания наказания в места лишения свободы. Отбывая наказание, истец обратился к Главе Сортавальского муниципального района с заявлением о разъяснении вопроса получения им жилого помещения, на что получил ответ, согласно которому Исаченков М.А. значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, но на период отбытия наказания не нуждается в нем. Истец просит обязать ответчика предоставить жилое помещение в период отбытия наказания.
В судебном заседании Исаченков М.А. доводы иска поддержал по основаниям, указанным в нем. Пояснил, что право на жилье у него возникло в 2014 году после окончания образовательного учреждения, однако обязанность ответчиком по обеспечению его жилым помещением исполнена не была. До 2018 года он вынужден был проживать по знакомым, в настоящее время имеет возможность освободиться ранее конечного срока отбытия наказания по УДО, при этом, жить ему негде. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом. Ходатайствуют о рассмотрении дело в свое отсутствие, представлен отзыв на иск. Возражают относительно удовлетворения заявленных требований. Указали, что Исаченков М.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации от 11.08.2014 №1422 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Исаченкова М.А., он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где значится под номером 3. Ссылаются на п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому, по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбытия наказания в исправительном учреждении.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Как следует из приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В силу п.3 ст.8 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 Закона.
В целях реализации полномочий Республики Карелия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Карелия принят Закон РК от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что Исаченков М.А., <Дата обезличена> года рождения, достиг возраста восемнадцати лет <Дата обезличена>.
С 21.05.2010 года по настоящее время постоянно зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>.
08.08.2014 года истец, после окончания учебного заведения, обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района №1422 от 11.08.2014 установлен факт невозможности проживания Исаченкова М.А., относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>.. Данным распоряжением истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживание которых невозможно в ранее занимаемых жилых помещениях.
Распоряжением Администрации Сортавальского поселения №560-о от 20.10.2016 жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, признано непригодным для проживания.
Также установлено, что Исаченков М.А. числится в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений и по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на получение жилого помещения специализированного найма, утвержденного приказом Министерства социальной защиты труда и занятости Республик Карелия от 07.10.2016 года №331-П, по Сортавальскому муниципальному району под номером 3.
В настоящее время, с 12.04.2018, истец отбывает наказание в местах лишения свободы, с 11.06.2019 по 14.07.2027 зарегистрирован по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы по адресу: <Адрес обезличен>, в собственности жилого помещения не имеет.
Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и включения его в список не оспаривается ответчиками.
На сегодняшний момент право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не реализовано, при этом, по мнению ответчика, такое право возникнет у истца по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.
Суд считает, что довод ответчика основан на неверном толковании норм материального права.
Так, основаниями возникновения права на предоставление жилого помещения у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение, и при наличии которых орган исполнительной власти обязан предоставить детям-сиротам специализированное жилое помещение. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
Как указано выше, возраста восемнадцати лет Исаченков М.А достиг <Дата обезличена>. Осужден к лишению свободы Исаченков М. был 12.04.2018 года.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилым помещением возникло у истца до направления его в исправительное учреждение, однако, в нарушение закона, жилое помещение ему не было предоставлено.
Определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Сортавальского муниципального района в отношении Исаченкова М.А. не исполнены.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца является законным и обоснованным, на Администрацию Сортавальского муниципального района должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
В силу ст.98 ГПК РФ с Администрации Сортавальского муниципального района в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Исаченкову М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
Взыскать с Администрации Сортавальского муниципального района в пользу Исаченкова М.А. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 22.09.2020