Решение по делу № 33-5868/2023 от 29.05.2023

УИД 91RS 0010-01-2022-001712-14 № 2-204/2023

№ 33-5868/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2023 года    г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:    Хмарук Н.С.,

судей:     Лозового С.В., Романовой Л.В.

при секретаре: Дмитриковец Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО4 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Братский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, администрации Красноперекопского района Республики Крым, Управлению образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третье лицо - Отделение надзорной деятельности по городу Красноперекопску и Красноперекопскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Крым, МЧС России по Республике Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,

по апелляционным жалобам Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Братский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым,

на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 9 марта 2023 года,

у с т а н о в и л а:

В декабре 2022 года заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО4 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Братский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Администрации Красноперепоского района Республики Крым, Управлению образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой Республики Крым по поручению прокуратуры Республики Крым проведена проверка в части содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в деятельности МБОУ «Братский УВК», в результате которой выявлены нарушения законодательства в сфере содержания и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: Республики <адрес>А, находящегося на праве собственности у МБОУ «Братский УВК», а именно нарушены пункты приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В связи с изложенным, межрайонной прокуратурой 01 августа 2022 в адрес МБОУ «Братский УВК» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о гражданской обороне, которое рассмотрено и не удовлетворено.

При этом в соответствии с информацией ОНД по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 09 ноября 2022 указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Истец просил обязать МБОУ «Братский УВК» устранить нарушения законодательства о гражданской обороне касательно эксплуатации противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: <адрес>А, а именно:

устранить нарушение герметизации и гидроизоляции помещений противорадиационного укрытия;

установить герметические двери при входе в противорадиационное укрытие;

установить аварийные безнапорные емкости для питьевой воды;

установить аварийные резервуары для сбора фекалий;

установить напорные емкости аварийного запаса питьевой воды, в которых должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток;

установить нары для размещения укрываемых;

устранить неисправное состояние инженерно-технического оборудования;

произвести окрашивание в светлые тона стен, потолков перегородок противорадиационного укрытия;

произвести окрашивание элементов инженерных систем в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ;

обязать Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, администрацию

Красноперекопского района Республики Крым выделить из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне касательно эксплуатации противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: <адрес>А.

Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МЧС по Республике Крым.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, Управление образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Администрация Красноперекопского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым каждый самостоятельно подали апелляционные жалобы, в которых, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просили его отменить.

В обоснование своих доводов апеллянты указали, что выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права, при этом судом не установлено какими нормативными актами предусмотрен порядок содержания и эксплуатации убежища, на кого возлагается данная обязанность, кто вправе проводить необходимые для поддержания надлежащего технического состояния работы и за чей счет они должны быть проведены, какой объем работ необходим для восстановления объекта до состояния соответствующего его назначению как убежища, необходимо ли назначение экспертизы для возможности проведения ответчиком отдельных видов работ, кем эти работы должны быть выполнены, а также отвечает ли указанный перечень работ требованиям нормативных актов, устанавливающих критерии готовности защитных сооружений к использованию.

Кроме того, апеллянты указали, что возложение на Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым обязанности выделить из бюджета финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне является неисполнимым, так как только администрация может принять решение и выделить денежные средства.

Прокурором Красноперекопской межрайонной прокуратуры направлены в суд возражения на поданные ответчиками по делу апелляционные жалобы, в которых прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С. проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав прокурора, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Федеральный закон № 28- ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Статьей 2 Федерального закона № 28-ФЗ определено, что основными задачами в области гражданской обороны, в том числе являются подготовка населения в области гражданской обороны; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно пункту 10 которого основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (в редакции от 30 октября 2019 года) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище - защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 (в редакции от 14 сентября 2015 года) также утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2005 года № 7032), согласно которому содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких    вставок, металлических рукавов, табличек с

наименованием завода изготовителя и техническими данными инженернотехнического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Допускается устройство в помещениях ЗС ГО временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, но не более чем за 6 часов.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженернотехнического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.

Использование систем воздухоснабжения ЗС ГО в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

В мирное время запрещается использование следующих элементов инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО: вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции; фильтров- поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей; аварийных резервуаров для сбора фекалий. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.

При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время (раздел II).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых, согласно пункту 1.2, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженернотехнического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (пункт. 3.2.2 Правил).

В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил инженернотехническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В соответствии с пунктом 3.4.4 указанных Правил при режиме повседневной    деятельности выполняется    комплекс    требований,

обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о государственной регистрации МБОУ «Братский УВК» МО <адрес> Республики Крым на основании постановления администрации Красноперекопского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ передано в оперативное управление здание детского сада, лит. «А», площадью 1061,90 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>А (л.д. 99-104).

В ходе проведенной прокуратурой района проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере содержания и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, а именно: противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: <адрес>А, принадлежащего на праве оперативного управления МБОУ «Братский УВК» МО <адрес> Республики Крым.

Паспортом убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ установлено назначение убежища в мирное время - детский сад (л.д. 66).

Согласно акта проверки Отделения надзорной деятельности по городу Красноперекопску и Красноперекопскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , которые выражаются в следующем:

Допускается нарушение герметизации и гидроизоляции помещений,

что является нарушением п. 3.2.1 и п. 3.2.2 Правил;

При входе в ЗС ГО отсутствуют герметические двери, что является нарушением п. 3.2.1 и п. 3.2.5 Правил;

В помещениях ЗС ГО допускается оштукатуривание потолков и стен. При этом не обеспечено окрашивание в светлые тона стен, потолков перегородок ЗС ГО, что является нарушением п. 3.2.8 Правил;

Содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование ЗС ГО, что является нарушением п. 3.2.1 и п. 3.2.11 Правил;

Отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды, что является нарушением п. 3.2.21 Правил;

Отсутствуют аварийные резервуары для сбора фекалий, что является нарушением п. 3.2.23 Правил;

В ЗС ГО отсутствуют напорные емкости аварийного запаса питьевой воды, в которых должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, что является нарушением п. 3.2.20 Правил;

Отсутствуют нары для размещения укрываемых в ЗС ГО, что является нарушением п. 6.4.2 Правил;

Не соответствует требованиям окраска элементов инженерных систем ЗС ГО, что является нарушением п. 3.2.10 Правил, в соответствие с которым элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:

в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;

в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров- поглотителей), емкости хранения горюче - смазочных материалов для дизельной электростанции;

в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;

в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;

в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;

в коричневый - трубы системы отопления;

в серый - защитно-герметическая дверь, герметическая дверь, ставни, ворота, клапаны избыточного давления.

В связи с выявленными нарушениями, межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Братский УВК» МО <адрес> Республики Крым направлено требование № Исорг-20350015-2512- 22/20350015 не позднее ДД.ММ.ГГГГ представить в адрес межрайонной прокуратуры сведения об устранении указанных нарушений по каждому пункту (л.д. 20-22).

ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Братский УВК» МО <адрес> Республики Крым направило в адрес прокуратуры ответ, согласно которому на имя начальника Управления образования и молодежи администрации <адрес> были направлены бюджетные запросы на финансирование расходов, связанных с устранением нарушений, но средства не выделены (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Братский УВК» внесено представление №Исорг/20350015 об устранении указанных нарушений в течение месяца (л.д. 43-45).

ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Братский УВК» МО <адрес> Республики Крым предоставлен ответ согласно которому проведено совещание при директоре по рассмотрению вопроса по факту выявленных нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. Ответственному за эксплуатацию защитных сооружений ГО ФИО5 указано на недопустимость совершения ошибок в части п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5, 3.29, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ . Приказом директора МБОУ «Братский УВК» ответственному лицу ФИО5 вынесено дисциплинарное взыскание (л.д. 46).

При этом, согласно информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения надзорной деятельности по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым в адрес Красноперекопского межрайонного прокурора, вышеуказанные нарушения не устранены (л.д. 49-51).

Таким образом, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное противорадиационное укрытие не соответствует требованиям законодательства и в настоящее время не готово к эксплуатации, чем нарушены права населения, в том числе сотрудников МБОУ «Братский УВК», на защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в связи с чем, исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб относительно того, что решение суда в части возложения обязанности на Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым выделить из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне, является неисполнимым, поскольку только администрация может принять решение и выделить из своего бюджета денежные средства, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.

Статьей 42 Устава муниципального образования Красноперекопский

район, утвержденного решением Красноперекопского районного совета от 25 ноября 2014 года №23 определено, что администрация Красноперекопского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.

Администрация Красноперекопского района является главным распорядителем средств бюджета района, предусмотренных на содержание администрации Красноперекопского района и реализацию возложенных на нее полномочий.

Согласно ст. 44 Устава администрация Красноперекопского района в области охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

обеспечивает составление проекта бюджета района;

вносит на утверждение Красноперекопского районного совета проект бюджета района с необходимыми документами и материалами;

разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

обеспечивает исполнение бюджета района и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета района на утверждение Красноперекопского районного совета.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Согласно п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении образования и молодежи администрации Красноперекопского района, утвержденного решением Красноперекопского районного совета от 28 сентября 2021 года №252, управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Красноперекопского района, уполномоченным осуществлять управление в сфере образования, молодежной политики и спорта на территории муниципального образования Красноперекопский район в пределах своей компетенции.

Согласно п. 2.8 указанного Положения Управлению подведомственно казенное учреждение, обеспечивающее финансовую и хозяйственную деятельность, учебно-методическое и информационно аналитическое сопровождение Управления и подведомственных образовательных учреждений Красноперекопского района.

Пунктом 3.5 Положения определено, что Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в области финансово-хозяйственной деятельности:

является главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств и главным администратором (администратором) доходов средств бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым по отрасли образования, молодежной политики и спорта;

составляет и утверждает бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств;

определяет порядок составления и утверждения плана финансовохозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства;

ведет бухгалтерский и налоговый учет и составляет бухгалтерскую, налоговую отчетность. Формирует бюджетную отчетность главного распорядителя Бюджетных средств и предоставляет ее в финансовый орган администрации Красноперекопского района;

обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

обеспечивает предоставление межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов образовательным учреждениям, расположенным на территории Красноперекопского района, в соответствии с действующим законодательством;

вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи в орган, осуществляющий финансовое управление администрации Красноперекопского района;

совместно с органом, осуществляющим управление муниципальным имуществом администрации Красноперекопского района Республики Крым, осуществляет контроль за сохранностью и эффективностью использования объектов муниципальной собственности, находящихся в оперативном управлении у подведомственных учреждений.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, вышеуказанные нормы материального закона, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на администрацию Красноперекопского района Республики Крым и на Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым выделить из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне касательно эксплуатации противорадиационного укрытия , поскольку устранение вышеуказанных нарушений законодательства о гражданской обороне требует финансирования из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, а МБОУ «Братский УВК» является дотационным учреждением, которое отнесено к ведению администрации Красноперекопского района и Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым.

Иные доводы апелляционных жалоб фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции в части обоснованности исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 9 марта 2023 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Администрации Красноперекопского района Республики Крым и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Братский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5868/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноперекопская межрайонная прокуратура
Ответчики
Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым
МБОУ "Братский УВК" МО Красноперекопский район Республики Крым
Администрация Красноперекопского района Республики Крым
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Главное управление МЧС России по Республике Крым
Отделение надзорной деятельности по городу Красноперекопску и Красноперекопскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.05.2023Передача дела судье
21.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Передано в экспедицию
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее