Дело № 12-168/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Республики Хакасия 11 апреля 2019 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Коротаевой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гасан О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № от 22.01.2019 г. о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана Шевцова В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № от 22.01.2019 г. должностное лицо - начальник Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана Шевцов В.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ к административному штрафу в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Гасан О.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью деяния. В обоснование жалобы указывает, что действия Шевцова В.А. носили вынужденный характер, поскольку он исполнял должностные обязанности, действовал во исполнение муниципальных правовых актов и не мог не утверждать муниципальные задания, не подписывать соответствующие соглашения о предоставлении субсидий МБУ «Абаканская служба благоустройства».
В судебное заседание Шевцов В.А. не явился, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник Гасан О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что должностным лицом антимонопольного органа необоснованно в качестве отягчающего вину обстоятельства признано совершение Шевцовым В.А. аналогичного правонарушения. Отмечает, что ранее постановление в отношении Шевцова В.А. выносилось по иным обстоятельствам дела, кроме того, указанное деяние признано решением суда от 30.05.2018 г. малозначительным, а Шевцов В.А. освобожден от административной ответственности. Поскольку фактически он к ответственности не привлекался, считает, что повторность отсутствует. Просит признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить Шевцова В.А. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Хакасского УФАС России Сунчугашев И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал по доводам жалобы, считает, что постановление законно и обосновано, материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица.
Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2), а также создание дискриминационных условий (п. 8).
Закреплённые приведённой нормой запреты распространяются прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите
конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № от 15.10.2018 г. Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана (далее УКХТ г. Абакана) признано нарушившим положения пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана, по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также работ по нанесению разметки, эксплуатации светофоров и установки дорожных знаков, которые ставят МБУ г. Абакана «Абаканская служба благоустройства» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и доказательства антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях УКХТ г. Абакана признаков нарушении пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Суд соглашается с данными выводами в силу следующего.
Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана является в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Абакана органом местного самоуправления в структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Абакан.
Управление создано в целях осуществления от имени муниципального образования город Абакан полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания населения в пределах компетенции, определенной Положением об Управлении и иными нормативными правовыми актами города Абакана.
УКХТ г. Абакана и Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана учреждено Муниципальное бюджетное учреждение г. Абакана «Абаканская служба благоустройства» (далее МБУ «Абаканская служба благоустройства»), основным видом деятельности которого является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
В соответствии с Уставом МБУ «Абаканская служба благоустройства» является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов их обустройства в границах города Абакана (пункты 1, 2.1 Устава).
Пунктом 3.4. Устава предусмотрено, что МБУ «Абаканская служба благоустройства» обязана выполнять муниципальные задания, установленные учредителем. Финансовое обеспечение выполнения МБУ «Абаканская служба благоустройства» осуществляется в виде субсидий из бюджета города Абакана (п. 4.5 Устава).
Постановлением Администрации г. Абакана от 14.12.2015 г. № 2392 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
На основании вышеуказанного постановления Администрации г. Абакана от 30.12.2016 г. между УКХТ Администрации г. Абакана и МБУ «Абаканская служба благоустройства» заключено соглашение № о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г «Абаканская служба благоустройства» (далее - Соглашение №), согласно которому Управление принимает на себя обязательства по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств бюджета города Абакана в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2017 год, а Учреждение обязуется выполнить работы, определенные муниципальным заданием на 2017 год.
Указанное соглашение является неотъемлемой частью муниципального задания, предусматривающего выполнение следующих работ: ремонт и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства; разметка дорожного хозяйства; содержание объектов дорожного хозяйства; организация освещения улиц; содержание фонтанов.
Срок действия соглашения № определён сторонами с 01.01.2017 г. по 31.10.2017 г. (с учетом дополнительного соглашения №).
Дополнительными соглашениями № к соглашению № стороны уточнили объём предоставляемой субсидии в сумме 41 315 000 руб., субсидия предоставлена до 31.10.2017 г.
29.12.2017 между УКХТ г. Абакана и МБУ «Абаканская служба благоустройства» заключено соглашение № 94 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
В соответствии с п. 1.1 соглашения № УКХТ г. Абакана приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счёт средств бюджета города Абакана и в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2018 год, а МБУ «Абаканская служба благоустройства» - выполнить аналогичные работы определённые муниципальным заданием на 2018 год.
В соответствии с дополнительным соглашением № к соглашению № объем субсидии скорректирован и составляет 48 395 300 руб., субсидия предоставляется до 31.10.2018 г.
Муниципальные задания на 2017 и 2018 годы выданы МБУ «Абаканская служба благоустройства» для выполнения работ по содержанию и ремонту, капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства, в том числе разметке объектов дорожного хозяйства, осуществления работ по организации освещения улиц; содержанию фонтанов.
Проанализировав положения ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статей 6, 38, частей 1 и 3 ст. 69.2, ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 5 и 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные виды работ относятся к муниципальным нуждам и их финансирование должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе. Антимонопольный орган также пришёл к вводу, что спорные виды работ являются конкурентными, что подтверждается доводами ООО «Фотон», изъявившего желание участвовать в торгах.
УКХТ г. Абакана, утверждая муниципальные задания на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов на 2017-2018 гг. ставит МБУ «Абаканская служба благоустройства» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по указанным видам работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.
В силу п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.
Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
МБУ «Абаканская служба благоустройства» является хозяйствующим субъектом согласно определению, данному в п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Действующее законодательство каких-либо специальных требований к ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять.
Согласно п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе закреплены правоотношения, к которым не применяются положения названного Закона. Приведённый в норме перечень является ограниченным и расширенному толкованию не подлежит. При этом данный перечень не содержит запрета на осуществление закупок работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения.
Согласно положениям ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом отнесены (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Абакана от 14.12.2015 г. № 2392 утверждён Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, которым установлен порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Абакана, созданными на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города Абакана.
Согласно пунктам 1.2, 2.4, 2.5 Порядка №2392 муниципальные задания формируются и утверждаются отраслевыми органами Администрации города Абакана, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, находящихся в их оперативной подчинённости в соответствии со структурой оперативной подчиненности муниципальных организаций города Абакана, утвержденной постановлением Администрации города Абакана после согласования с Бюджетно-финансовым управлением Администрации города Абакана.
Муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий сроку формирования бюджета города, с учётом доведённых лимитов бюджетных обязательств (п. 2.6 Порядка № 2392).
Муниципальные задания на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов утверждены начальником УКХТ г. Абакана Шевцовым В.А., соглашения № и №, дополнения к ним подписаны Шевцовым В.А.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что действия начальника УКХТ г. Абакана по утверждению муниципальных заданий на выполнение вышеуказанных видов работ ставят МБУ «Абаканская служба благоустройства» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.
В силу изложенного является правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях Шевцова В.А. признаков нарушения пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Установленные в суде обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № от 15.10.2018 г., протоколом об административном правонарушении № от 19.11.2018 г., решением Арбитражного суда Республики Хакасия от22.02.2019 г.
Указанное нарушение антимонопольного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению ограничению или устранению конкуренции.
Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное положение Шевцова В.А., являющегося начальником Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана, подтверждается распоряжением главы г. Абакана от 15.01.2014 г. №.
Оспариваемым постановлением должностное лицо Шевцов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей. Управлением ФАС России по РХ в качестве обстоятельства отягчающего ответственность Шевцова В.А. указано на повторность совершения им однородного административного правонарушения, что было учтено при определении размера назначенного штрафа.
В данном случае Управлением ФАС России по РХ было установлено, что Шевцов В.А. ранее подвергался наказанию по постановлению от 27.03.2018 г№ за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем рассматриваемое правонарушение по постановлению № было совершено ранее состоявшего постановления о признании Шевцова В.А. виновным по однородному правонарушению, явившегося основанием применения повторности (по делу №).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Из приведенной нормы следует, что повторным не может быть признано предыдущее по времени (периоду) совершение правонарушение, что не было учтено Управлением ФАС России по РХ при рассмотрении дела.
Таким образом, указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность – повторное совершение Шевцовым В.А. однородного административного правонарушения подлежит исключению из описательно-мотивировочной части постановления, а размер назначенного административного штрафа, исчисленного с учетом отягчающего обстоятельства, подлежит снижению до 15 000 рублей, что будет отвечать принципам соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Между тем основания, позволяющие признать совершенное Шевцовым В.А. правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют. Должностному лицу в силу занимаемой должности и наделенных полномочий было известно о последствиях совершаемых действий, но мер по недопущению и предотвращению нарушений антимонопольного законодательства принято не было.
Нарушение требований Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании дискриминационных условий создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям, посягает на экономические интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в области предоставления соответствующих услуг.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № от 22.01.2019 г. о привлечении Шевцова В.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ изменить:
исключить из их описательно-мотивировочной части указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность – повторное совершение Шевцовым В.А. однородного административного правонарушения;
снизить размер, назначенного Шевцову В.А. административного штрафа до 15 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья Ю.Н. Лоцкий