УИД № 57RS0022-01-2023-003710-70
Производство № 2-462/2024 (№2-3662/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Сергея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Федотов С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование требований указал, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал вместе с семьей в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, то есть на территории, отнесенной к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
(дата обезличена) истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением пенсионного органа в досрочном назначении пенсии было отказано. По подсчетам ответчика период проживания истца на загрязненной территории с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 4 года 1 день, что дает право на назначение пенсии по достижении возраста 59 лет.
Пролагая данный отказ незаконным, Федотов С.В. просил суд признать факт его проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.11.2023.
В судебном заседании истец Федотов С.В. и его представитель Сафиуллина И.А. просили исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Ковалева Н.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в решении об отказе истцу в установлении пенсии.
Представитель третьего лица Неполодского территориального управления Орловского муниципального округа в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Поселок Зеленый Шум Орловского района Орловской области предусмотрен в качестве населенного пункта, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, действовавшем до 01.02.1998, так и в Перечнях населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При разрешении спора судом установлено, что (дата обезличена) Федотов С.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОСФР по Орловской области в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцу было отказано в связи с отсутствием права. Одновременно пенсионным органом засчитан в период проживания истца на загрязнённой территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС период с 31.12.1986 по 31.12.1990, то есть 4 года 1 день, что дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
Согласно данным паспорта истец Федотов С.В., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен).
Из справки администрации Неполодского территориального управления администрации Орловского муниципального округа за подписью и.о. начальника Неполодского территориального отдела от (дата обезличена) (номер обезличен)с следует, что Федотов С.В. постоянно был зарегистрирован по адресу: Орловский район, (адрес обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена). Данная справка выдана на основании архивных похозяйственных книг (номер обезличен) л/сч. (номер обезличен), (номер обезличен) л/сч. 1262, (номер обезличен) л/сч. (номер обезличен).
В справке ОГПН Орловского района от (дата обезличена) содержится информация о том, что (дата обезличена) в здании Неполодской сельской администрации произошел пожар, в результате которого повреждено здание администрации и уничтожены похозяйственные книги за 1991-1996 годы.
При этом в похозяйственных книгах (номер обезличен) и (номер обезличен) Федотов С.В. значится зарегистрированным и проживавшим в (адрес обезличен) Орловского района в периоды с 1997 г. по 2001 г. и с (дата обезличена) по (дата обезличена) соответственно.
В свидетельствах о рождении детей истца – ФИО5, (дата обезличена) года рождения, серии II-ТД (номер обезличен), и ФИО6, (дата обезличена) года рождения, серии II-ТД (номер обезличен), в графе «место рождения» указан (адрес обезличен) Орловского района.
Из личной карточки ООО «Завод «Монолит», где истец работал согласно данным трудовой книжки с (дата обезличена) по (дата обезличена), усматривается, что в указанный промежуток времени он проживал в (адрес обезличен) Орловского района.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянного проживания Федотова С.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по настоящее время.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Федотов С.В. в спорный период проживал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус, а потому имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С учетом признания за Федотовым С.В. права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также с учетом включенного пенсионным органом периода проживания на загрязненной территории, принимая во внимание, что к ответчику истец обратился 01.11.2023, то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с указанной даты, поскольку на эту дату у истца возникло право на досрочную пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Федотова Сергея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС– удовлетворить.
Признать за Федотовым Сергеем Васильевичем, (дата обезличена) года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Федотову Сергею Васильевичу с 01.11.2023.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.03.2024.
Судья И.В. Шалаева