Решение по делу № 2-614/2020 от 10.12.2019

дело № 2-614/2020

50RS0036-01-2019-006987-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» июня 2020 года

г. Пушкино                                                                                    Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи                        Малюковой Т.С.,

при секретаре                                                     Талалаеве С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Л. А. к администрации городского округа <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения,

установил:

Истец Сафонова Л.А., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к администрации городского округа <адрес> о предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения на праве собственности – квартиры, общей площадью 45,4 кв.м. взамен ветхого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>.

В обосновании иска указано, что истице на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, общей площадью 45,4 кв.м. по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>. Постановлением администрации <адрес> МО от 17.09.2010 утверждена Муниципальная долгосрочная адресная программа «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы», согласно которой жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>, включен в данную программу. Основной целью Программы является переселение граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения. В рамках указанной Программы жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> признан ветхим и подлежащим сносу в 2016 <адрес> до настоящего времени никаких реальных мер для расселения дома, в котором расположена принадлежащая истице квартира, не предпринято. Истец неоднократно обращалась в администрацию с заявлениями о переселении, однако постоянно получала отказа, в том числе, из ответа главы г.о. Красноармейск от <дата> , следует, что дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> признан ветхим и подлежащим сносу в 2016 <адрес> главы г.о. Красноармейск МО от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, г.о. Красноармейск, <адрес> пр-д., <адрес>, признан подлежащим сносу, как дом, в котором невозможно предоставить жителям коммунальные услуги соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных норм и правил, организовать техническую эксплуатацию жилого помещения и восстановление которого нецелесообразно с экономической точки зрения. <дата> в жилом <адрес> произошел пожар. Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата> причиной пожара в жилом доме по адресу: <адрес>, г.о. Красноармейск, <адрес> пр-д., <адрес> послужил аварийный режим работы электросети. <дата> Межведомственной комиссией при администрации г.о. Красноармейск было принято заключение , которым жилой дом признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием строительных конструкций перекрытия, возникших, в том числе, из-за пожара. Просит суд обязать администрацию г.о. Красноармейск предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с Муниципальной долгосрочной адресной программой «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы» взамен ветхого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>.

Истец Сафонова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что в <адрес> по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> не проживает после пожара, так как денег на восстановление квартиры нет, живет у дочери. Постановление администрации г.о. Красноармейск МО от <дата>, которым ранее изданное Постановление от <дата> «Об утверждении муниципальной долгосрочной программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы» признано утратившим силу, не оспаривала, потому что о нем узнала из отзыва ответчика на исковое заявление, которое было представлено только в судебное заседание, кроме того полагала, что поскольку оно издано в период рассмотрения спора на истицу оно не распространяется.

Представитель истца Сафоновой Л.А. по доверенности Кузнецов О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске и письменном отзыве, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.о. <адрес> на основании доверенности Пакулина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве на уточненное исковое заявление, согласно которому, жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> не признан аварийным, в связи с чем у администрации отсутствует обязанность по переселению истца. Межведомственной комиссией от <дата> жилое помещение, в котором проживает истица – <адрес> признано непригодным для проживания, а не сам дом. Постановлением администрации г.о. Красноармейск МО от <дата> «Об утверждении муниципальной долгосрочной программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы», а также <адрес> пр-д., был включен в эту программу, однако данная программа не была реализована. Постановлением администрации г.о. Красноармейск МО от <дата> «Об исключении жилых домов: <адрес>, из состава муниципального имущества городского округа <адрес>», жилой дом, в котором расположена спорная квартира истицы, был исключен из муниципального имущества в результате приватизации. Постановлением администрации г.о. <адрес> от <дата> «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе <адрес> на 2013-2015 годы», жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>, в указанную программу не был включен; кроме того, Постановлением главы г.о Красноармейск МО от <дата> ранее изданное Постановление от <дата> «Об утверждении муниципальной долгосрочной программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы» признано утратившим силу.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего:

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления регулируются ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Как следует из вышеуказанных норм права, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения может возникнуть у органа местного самоуправления только в случае признания дома, в котором проживает истец, аварийным и подлежащим сносу, а также зависит от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Жилые помещения признаются аварийными в случае, если их техническое состояние определяется как состояние крайней степени непригодности для проживания (грозит обрушением и представляет угрозу жизни для проживающих граждан). При этом стоит различать понятия "аварийное жилье" и "ветхое жилье". Ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Если ветхое жилье (ветхое состояние здания) характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и, соответственно, не представляет опасности для жизни, то аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций и проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения.

Судом установлено, что истице Сафоновой Л.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, общей площадью 45,4 кв.м. по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.101).

Постановлением Главы <адрес> от 28.02.1997г. жилой <адрес> по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.

Постановлением администрации г.о. <адрес> от 17.09.2010г. утверждена Муниципальная долгосрочная адресная программа «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы (л.д.25-41).

В ветхий жилищный фонд в городском округе Красноармейск, подлежащего сносу или реконструкции за период 2010-2020г.г. также входит жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>.

Истец обращалась в администрацию г.о. <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Постановлением Главы <адрес> от <дата> «О признании домов непригодными для жилья» указанный жилой дом признан непригодным для проживания на основании акта технического состояния жилых домов от <дата>.

На территории городского округа <адрес> реализовывалась муниципальная программа городского округа <адрес> «Жилище» на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Главы г.о. <адрес> от <дата> , в соответствии с которой переселение граждан из ветхого жилищного фонда планируется в рамках развития застроенных территорий после определения источников финансирования мероприятий (л.д. 23-24).

Из ответа главы г.о. Красноармейск от <дата> , следует, что дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> признан ветхим и подлежащим сносу в 2016 г.

Постановлением главы г.о. Красноармейск МО от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, г.о. Красноармейск, <адрес> пр-д., <адрес>, признан подлежащим сносу, как дом в котором невозможно предоставить жителям коммунальные услуги соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных норм и правил, организовать техническую эксплуатацию жилого помещения и восстановление которого нецелесообразно с экономической точки зрения.

<дата> в жилом <адрес> произошел пожар.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата> причиной пожара в жилом доме по адресу: <адрес>, г.о. Красноармейск, <адрес> пр-д., <адрес> послужил аварийный режим работы электросети (л.д.93-94).

Постановлением администрации г.о. Красноармейск МО от <дата> «Об утверждении муниципальной долгосрочной программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы», а также <адрес> пр-д., был включен в эту программу, однако данная программа не была реализована.

Постановлением администрации г.о. Красноармейск МО от <дата> «Об исключении жилых домов: <адрес>, из состава муниципального имущества городского округа <адрес>», жилой дом, в котором расположена спорная квартира истицы, был исключен из муниципального имущества в результате приватизации.

Постановлением администрации г.о. <адрес> от <дата> «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе <адрес> на 2013-2015 годы», жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>, в указанную программу не был включен.

Согласно выписке из домовой книги по состоянию на <дата> в <адрес> по адресу: <адрес> пр-д., <адрес>, зарегистрирована Сафонова Л.Ф. (л.д.72), однако из выписке из домовой книги по состоянию на <дата>, Сафонова Л.Ф. зарегистрирована в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.73).

Как следует из материалов дела, сведений о том, что жилой дом по адресу: <адрес> пр-д., <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу не имеется, также как и сведений о том, что орган местного самоуправления принял решение об изъятии жилых помещений, земельного участка, на котором находится дом, либо выселении по этим основаниям граждан, проживающих в указанном жилом доме.

Следует учесть, что Межведомственной комиссией от <дата> жилое помещение, в котором проживает истица – <адрес> признано непригодным для проживания, а не сам дом.

Из материалов дела также следует, что истец, являющаяся собственником квартиры в вышеуказанном доме в компетентный орган с заявлением о создании комиссии для признания указанного жилого дома аварийным не обращалась, доказательств обратного в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

Доказательств того, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в материалы дела также не представлено.

Кроме того, Постановлением главы г.о Красноармейск МО от <дата> ранее изданное Постановление от <дата> «Об утверждении муниципальной долгосрочной программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020 годы» признано утратившим силу.

Указанное Постановление к моменту рассмотрения дела не отменено, не оспорено и не признано незаконным.

Следует учесть, что от предложения ответчика о предоставлении истице маневренного жилого фонда для временного проживания на период ремонта квартиры истицы, Сафонова Л.А. отказалась.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Сафоновой Л.А. не имеется.

Иные доводы сторон были предметом подробного судебного исследования, однако не влияют на выводы суда.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сафоновой Л. А. к администрации городского округа <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>

Судья:

2-614/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сафонова Лариса Анатольевна
Ответчики
Администрация г. Красноармейск МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Малюкова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Подготовка дела (собеседование)
23.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2020Предварительное судебное заседание
04.02.2020Предварительное судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
27.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее