Судья Кислицын Д.А. дело № 33-1318/2023
дело № 2-1939/2023 (УИД 12RS0003-02-2023-001356-96)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 27 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Кузнецовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гладкова В. Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гладкова В. Г. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Управлению ГИБДД МВД по Республике Марий Эл, Регистрационно-экзаменационному отделению ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Волжский», Петрову Н. А., Межмуниципальному отделу МВД России «Волжский» о признании права собственности, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства, произвести регистрационные действия отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладков В.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее – МВД по Республике Марий Эл), управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Марий Эл (далее – УГИБДД МВД по Республике Марий Эл), Регистрационно-экзаменационному отделению ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Волжский», Петрову Н. А., в котором просил признать за истцом право собственности на мотоцикл марки УРАЛ ИМЗ-8.103-10, идентификационный номер (VIN) отсутствует, год выпуска 1989, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, кузов <№>, цвет зеленый; обязать Управление ГИБДД МВД по Республике Марий Эл выдать паспорт транспортного средства на вышеуказанный мотоцикл; обязать Управление ГИБДД МВД по Республике Марий Эл произвести регистрационные действия в отношении данного мотоцикла.
В обоснование иска указано, что <дата> между Гладковым В.Г. и Петровым Н.А. был заключен договор купли-продажи мотоцикла марки УРАЛ ИМЗ-8.103-10, идентификационный номер (VIN) отсутствует, год выпуска 1989, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, кузов <№>, цвет зеленый. <дата> истец обратился в Регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Волжский» с заявлением о регистрации транспортного средства, однако в регистрации мотоцикла было отказано в связи с отсутствием документа, идентифицирующего транспортное средство (ПТС). Истец считает себя собственником данного транспортного средства, а действия ответчиков незаконными.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> к участию в деле в качестве ответчика привлечен Межмуниципальный отдел МВД России «Волжский».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гладков В.Г. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности произвести регистрационные действия в отношении мотоцикла, вынести в данной части новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование исковых требований указано, что судом не учтено, что согласно свидетельству на мотоцикл УРАЛ модели ИМЗ-8.103-10 с коляской, мотоцикл изготовлен в соответствии с чертежами и ТУ, прошел испытания и принят ОТК завода. Свидетельство содержит и основные технические данные и характеристики. Также суду была представлена диагностическая карта, из которой следует, что транспортное средство мотоцикл УРАЛ соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств, данная карта подтверждает его допуск к участию в дорожном движении.
В отзыве на апелляционную жалобу МО МВД России «Волжский» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав представителя МВД по Республике Марий Эл Актанаева А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, <дата> между Петровым Н.А. (продавцом) и Гладковым В.Г. (покупателем) был заключен договор купли-продажи транспортного средства – мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10, идентификационный номер (VIN) отсутствует, год выпуска 1989, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, кузов <№>, цвет зеленый, принадлежащего продавцу на основании паспорта на мотоцикл, проданного <дата> в хозмаге Коркатовского РТП Моркинского района Марийской АССР.
Этим же днем транспортное средство вместе с имеющимися у продавца документами было передано покупателю.
<дата> истец обратился в Регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Волжский» с заявлением <№> о постановке на учет транспортного средства с выдачей государственного регистрационного знака, с внесением изменений в паспорт транспортного средства, приложив к заявлению договор от <дата>, страховой полис <№>, справку-счет серии <№> от <дата>, выданную Петрову Н.А. о продаже мотоцикла.
<дата> истцу было отказано в проведении регистрационного действия на основании пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пункта 92.8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (не представлены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, а именно документ, идентифицирующий транспортное средство).
Из объяснений Гладкова В.Г. следует, что транспортное средство находится в его владении, правопритязания третьих лиц на приобретенное движимое имущество истца отсутствуют.
Поскольку право собственности истца не оспаривалось, его права ответчиками не были нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части, как верно указано судом, к ответчикам не имеется. Решение суда в данной части не обжаловано.
Отказывая в удовлетворении требований в части возложения обязанности на УГИБДД МВД по Республике Марий Эл выдать паспорт транспортного средства на мотоцикл, обязать произвести регистрационные действия, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время возможность выдачи ответчиками паспорта транспортного средства (либо электронного паспорта транспортного средства) в отношении мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10, выпущенного в 1989 году и не оформленного на учет ранее с выдачей паспорта транспортного средства торговой организацией либо органами государственной инспекции безопасности дорожного движения, не предусмотрена, для совершения заявленного Гладковым В.Г. регистрационного действия необходимо предоставление паспорта транспортного средства, а при его отсутствии необходимо предоставление ряда документов, по сведениям в которых вносятся сведения в паспорт транспортного средства, в том числе документа, подтверждающего безопасность конструкции транспортного средства обязательным требованиям, кроме того, УГИБДД МВД по Республике Марий Эл входит в состав МВД по Республике Марий Эл, статусом юридического лица не обладает, истец же к данному ответчику с заявлениями не обращался.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на транспортные средства.
Порядок регистрации транспортных средств определен Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, приказом Министерства внутренних дел России от 21 декабря 2019 года №950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее – Административный регламент).
На основании пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основанием для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Перечень документов, представляемых для совершения регистрационных действий должностному лицу регистрационного подразделения, является исчерпывающим и указан в частях 1 - 5 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ, к числу которых также отнесены заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий и документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет.
Таким образом, совершение регистрационных действий возможно только по заявлению владельца транспортного средства и при предоставлении документов, предусмотренных вышеуказанной статьей, в том числе документа, устанавливающего основания для постановки транспортного средства на государственный учет.
Отказ РЭО ГИБДД МО МВД России «Волжский» в совершении регистрационных действий на основании поданного истцом заявления является правомерным, поскольку при обращении истца с заявлением о постановке мотоцикла на учет к заявлению были приложены договор от <дата>, страховой полис <№>, справка-счет серии <№> от <дата>.
Как на момент совершения структурным подразделением Межмуниципального отдела МВД России «Волжский» действий по отказу в постановке транспортного средства истца на учет, так и в настоящее время, при отсутствии паспорта транспортного средства необходимо предоставление ряда документов, по сведениям в которых вносятся сведения в паспорт транспортного средства, в том числе документа, подтверждающего безопасность конструкции транспортного средства обязательным требованиям, что истцом не представлено.
Из материалов дела следует, что данное транспортное средство ранее не было поставлено на учет, с заявлением в установленном порядке о выдаче паспорта транспортного средства в уполномоченные на выдачу такого документа в отношении транспортных средств, выпущенных предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 года, собственник не обращался.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 года № 166 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспортных средств, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства), оформленный и выданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» до 1 ноября 2019 года, является действительным до момента оформления в отношении этого транспортного средства в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года на основании заявления его собственника электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) взамен указанного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
В соответствии с положениями пунктов 14 и 15 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, регистрационные действия производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства или электронного паспорта транспортного средства со статусом «действующий» в системе электронных паспортов транспортных средств. В случае если на транспортное средство оформлен электронный паспорт, представление в регистрационные подразделение паспорта транспортного средства не требуется. Паспорт транспортного средства, взамен которого оформлен электронный паспорт, считается недействительным с даты оформления электронного паспорта.
Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года № 122, установлено, что со 2 ноября 2020 года транспортные средства, изготовленные в государствах-членах, регистрируются в РФ только при наличии электронных паспортов, оформленных в соответствии с Порядком.
Оформление электронных паспортов транспортного средства производится организациями, включенными в Единый реестр уполномоченных органов организаций государств – членов Евразийского экономического союза, размещенный на сайте Минпромторга России.
Таким образом, для постановки транспортного средства, принадлежащего истцу, на регистрационный учет необходимо наличие, в том числе, электронного паспорта транспортного средства, оформлением которых занимаются уполномоченные организации. При этом ответчики не включены в реестр уполномоченных органов (организаций) государств – членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ предусмотрена выдача регистрационным подразделением владельцам транспортных средств паспортов транспортных средств, оформленных взамен утраченных или пришедших в негодность, при отсутствии сведений об оформлении взамен них электронных паспортов; пунктом 74 Правил государственной регистрации транспортных средств также предусмотрено, что регистрационным подразделением по заявлению владельца транспортного средства или решению уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения осуществляется оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
Таким образом, вышеуказанные нормативные акты не возлагают на органы ГИБДД обязанности по выдаче первичного паспорта транспортного средства на мотоцикл.
Судебная коллегия отмечает, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность регистрационных органов допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его; в данном случае юридическим фактом, с которым положения закона связывают обязанность ответчика по предоставлению требуемой истцом государственной услуги, является соблюдение определенных требований, в том числе подача заявления установленного образца и представление заинтересованным лицом документов, предусмотренных Административным регламентом. Правомерность регистрационных действий (бездействия) регистрационных органов должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации.
В силу вышеприведенных норм паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Суды разрешают споры, возникающие при оказании государственных услуг (в частности, услуги по регистрации транспортных средств), но не могут быть органами, на которые возлагается обязанность по проверке безопасности транспортных средств, подлежащих регистрации (в том числе технической безопасности).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 года № 7-П; определения от 1 октября 2008 года № 670-О-О, от 26 января 2010 года № 124-О-О, от 23 декабря 2014 года № 2945-О и № 3001-О и др.).
Кроме того, Гладков В.Г. непосредственно к ответчику УГИБДД МВД по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на регистрационный учет мотоцикла не обращался; отказ в предоставлении государственной услуги истцом не оспаривался. УГИБДД МВД по Республике Марий Эл является структурным подразделением МВД по Республике Марий Эл, статусом юридического лица не обладает. Между тем, истцом заявлено требование о возложении на УГИБДД МВД по Республике Марий Эл обязанности произвести регистрационные действия в отношении данного мотоцикла в отсутствие доказательств подачи соответствующего заявления данному ответчику.
Нарушений норм материального и процессуального права при проверке и оценке фактических обстоятельств дела, исследовании и оценки доказательств судом первой инстанции при разрешения данного спора не установлено.
Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладкова В. Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
О.В. Скворцова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 июля 2023 года