Дело № 2а-1401/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Оксенчук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Калининградской областной таможни к Яровой о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что в ходе камеральной проверки было установлено, что в период с 20 февраля по 11 октября 2017 года в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Калининград Калининградской областной таможни ИП Яровой воздушным транспортом осуществлено 110 отправок товаров "одежда различных наименований и бактериальная лиофилизированная заквасочная культура" как товаров ЕАЭС с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.
В качестве документов, подтверждающих статус перемещаемых товаров, как товаров ЕАЭС, отправителем товаров - ИП Яровой были представлены CMR к транзитным декларациям, спецификации к CMR и счета - проформы. В результате сравнения копий документов установлено несоответствие сведений в представленных ИП Яровой счетах - проформах сведениям счетов - проформ, имеющихся в пакетах документов к транзитным декларациям в части:
- наименования и адреса продавцов, покупателей, грузоотправителей, грузополучателей;
- ассортимента товаров;
- количества товаров отдельных наименований.
Кроме того, общий вес товаров, заявленных к отправкам с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, значительно превышает вес и количество товаров, указанных в документах, представленных для подтверждения статуса товаров, как товаров ЕАЭС.
С учтем изложенного, таможенный орган пришел к выводу о том, что рассматриваемые товары не могут быть признаны товарами ЕАЭС и являются незаконно перемещенными.
Актом камеральной таможенной проверки от < Дата > №/А0000023 зафиксирован вышеуказанный факт, копия акта была направлена в адрес ИП Яровой письмом от < Дата > №. Письмо было возвращено в таможню < Дата > в связи с невручением адресату. Возражения по акту от ИП Яровой не были представлены.
< Дата > по результатам проверки таможенным органом было принято решение №/Т0000023 о возложении на ИП Яровую обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ, в связи с чем, в её адрес направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000044, от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000068, от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000141.
Согласно направленным уведомлениям ИП Яровой надлежало в срок не позднее 15 рабочих дней со дня их получения оплатить задолженность по уплате таможенных платежей в размере 20 058 122,50 руб. и пени в размере 2 357 864,96 руб. Уведомления ИП Яровой вручены < Дата >.
Вместе с тем, поскольку < Дата > ИП Яровая прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание задолженности производится за счет имущества физического лица.
С учетом вышеизложенного, Калининградская областная таможня просила суд взыскать за счет имущества Яровой суммы неуплаченных таможенных платежей всумме 20058122,50 руб., и пени по состоянию на < Дата > в сумме 5084947,89 руб.
В последующем, с учетом уточнений иска, истец просил суд взыскать с ответчика по состоянию на < Дата > задолженность по уплате таможенных платежей в размере 20058122,50 руб. и пени в размере 8157734,70 руб., а всего 28215857,20 руб.
Представитель Калининградской областной таможни Фролова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, на их удовлетворении настаивала, пояснив, что до настоящего времени ответчиком уведомление об уплате таможенных платежей и пени не исполнено.
Яровая в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежаще времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Шахов М.В. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая, что перед подачей искового заявления к физическому лицу Яровой , таможенному органу следовало уточнить в направленных в её адрес уведомлениях статус плательщика и новый размер пени. Кроме того, ответчик полагал, что уведомления были изготовлены и направлены в адрес ответчика с нарушением срока, предусмотренного законом, и таможенным органом был пропущен 6-ти месячный срок для обращения в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 07 мая по 16 ноября 2018 года Калининградской областной таможней проведана камеральная таможенная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Яровой требований, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В ходе проверки таможенным органом было установлено, что в период с 20 февраля по 11 октября 2017 года в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Калининград Калининградской областной таможни ИП Яровой воздушным транспортом осуществлено 110 отправок товаров «одежда различных наименований и бактериальная лиофилизированная заквасочная культура» с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийской экономического союза.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об
Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Калининградской области создана и функционирует Особая экономическая зона, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. В этой связи, на территории Калининградской области находятся различные по статусу товары: товары ЕАЭС и иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, определено, что для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ в Калининградской области, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено.
На основании статьи 16.1 вышеуказанного Федерального закона № 16-ФЗ таможенные операции в отношении товаров ЕАЭС, связанные с подтверждением их статуса как товаров ЕАЭС, совершаются в таможенных органах, расположенных в местах убытия на территории Калининградской области, до начала воздушной перевозки таких товаров. Заинтересованным лицом в таможенный орган для таможенныхцелей представляются документы, подтверждающие статус товаров, как товаров ЕАЭС, и коммерческие, транспортные (перевозочные) документы с описью представленных документов.
Заинтересованным лицом в таможенный орган для таможенных целей представляются документы, подтверждающие статус товаров, указанных в части 1 настоящей статьи, как товаров Евразийского экономического союза, и коммерческие, транспортные (перевозочные) документы с описью представленных документов либо составленная в произвольной форме опись товаров (в случае, если такие товары перевозятся в личном багаже пассажира без коммерческих, транспортных (перевозочных) документов). Данные документы должны содержать следующие сведения:
1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся отправителями товаров;
2) наименование товаров, количество мест, вес брутто, вид упаковки, стоимость;
3) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся получателями товаров;
4) наименования пункта погрузки и пункта выгрузки товаров.
По завершении таможенным органом таможенных операций на территории Особой экономической зоны в отношении товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых с территории Особой экономической зоны воздушным транспортом, уполномоченным должностным лицом таможенного органа на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и описи представленных документов либо на описи товаров проставляется отметка: "Товар ТС. Вывоз разрешен", заверяемая оттиском личной номерной печати с проставлением даты и подписи.
Из акта камеральной проверки от < Дата > №/А0000023 следует, что такая отметка содержится на документах по 110 отправкам, исследованнымпри проведении проверки. В качестве документов, подтверждающих статусперемещаемых товаров, как товаров ЕАЭС, отправителем товаров - ИП Яровой были представлены CMR к транзитным декларациям, спецификации к CMRи счета - проформы.
В результате сравнения копий документов установлено несоответствиесведений в представленных ИП Яровой счетах - проформах сведениямсчетов - проформ, имеющихся в пакетах документов к транзитным декларациям вчасти:
-наименования и адреса продавцов, покупателей, грузоотправителей, грузополучателей;
- ассортимента товаров;
- количества товаров отдельных наименований.
Кроме того, общий вес товаров, заявленных к отправкам с территории ОЭЗв Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС,значительно превышает вес и количество товаров, указанных в документах,представленных для подтверждения статуса товаров, как товаров ЕАЭС.
С учётом изложенного, таможенный орган пришел к выводу о том, что рассматриваемые товары не могут быть признаны товарами ЕАЭС и являются незаконно перемещенными, о чем был составлен вышеуказанный акт камеральной проверки от < Дата > №/А0000023. Возражения по акту ответчиком в установленные законом сроки представлены не были.
< адрес > таможни по результатам таможенной проверки №/Т000023 от < Дата >, в соответствии с п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, принято решение о возложении обязанности на ИП Яровую по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с выявлением фактов незаконного перемещения с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС воздушным транспортом части товаров с использованием документов содержащих недостоверных сведений о товарах, как товарах ЕАЭС, в нарушение порядке, предусмотренного ст. 16.1 Федерального закона от < Дата > №- ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Апелляционным определением Калининградского районного суда г. Калининграда от < Дата > №а-5655/2019 в удовлетворении административных исковых требований Яровой о признании незаконным и отмене решения < адрес > таможни №/Т000023 от < Дата > было отказано.
Согласно п.15, 16 ст. 73 Федеральный закон от < Дата > № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок. Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным.
Из материалов дела следует, что в связи с обнаружением факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей в размере 20 058 122,50 руб. и пени в размере 2 357 864,96 руб. ИП Яровой посредством почтовой связи направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин,налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов ипени от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000044, от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000068, от < Дата > №№/Ув2019/№/Ув2019/0000141, которые были получены последней - < Дата >.
На основании Федерального закона от < Дата > № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей» физическое лицо перестает быть индивидуальным предпринимателем с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно выписке из ЕГРП < Дата > ИП Яровая прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Наличие задолженности по таможенным платежам не является основанием для отказа регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, заисключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Положения данной статьи применяются независимо от того, используется указанное имущество в предпринимательской деятельности или нет. Поэтому прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не влияет на исполнение обязательств, возникших в период такой деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.71 Федерального закона №289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых,компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.
Таким образом, когда физическим лицом, зарегистрированным в качествеиндивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность в качествеиндивидуального предпринимателя, взыскание задолженности производится за счет имущества физического лица в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.11, 14 ст.72 Федерального закона №289 - ФЗ при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подачетаможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления и допринятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно. При этом со дня, следующего за днем формирования уведомления применяется ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка РоссийскойФедерации.
Согласно уточнённому исковому заявлению размер задолженности ответчика по уплате таможенных платежей в размере 20058122,50 руб. и пени по состоянию на < Дата > составляет 8157734,70 руб., а всего 28215857,20 руб.
Согласно ч.2 ст. 81 ТК ТС, действовавшего на период спорных правоотношений, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив, что Яровой был осуществлен вывоз товаров с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без надлежащего подтверждения статуса товаров, как товаров ЕАЭС. Следовательно, вывезенные товары являются незаконно перемещенными и подлежат таможенному декларированию в соответствии таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин, суд, с учетом приведенных норм материального права, приходит к выводу о том, что у Яровой возникла обязанность по уплате таможенных платежей, на сумму которых, в связи с неуплатой их в установленный срок, таможенным органом правомерно были начислены пени.
Представленный расчет таможенных платежей и пени по состоянию на < Дата >, то есть на день вынесения решения, проверен судом и является верным. Другого расчета ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные < адрес > таможней административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а с Яровой в пользу < адрес > таможни подлежат взысканию таможенные платежи в размере 20058122,50 руб. и пени по состоянию на < Дата > в размере 8157734,70 руб., а всего 28215857,20 руб.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что уведомление от 22,23 и < Дата > об уплате обязательных таможенных платежей, подлежащие исполнению не позднее 15 рабочих дней со дня их получения, были направлены в адрес Яровой и получены последней < Дата >, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления.
Поскольку в установленный срок, т.е. до < Дата > обязанность по уплате таможенных платежей Яровой не была исполнена, Калининградская областная таможня < Дата >, т.е. в пределах 6 - месячного срока первоначально обратилась к мировому судье 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Яровой неуплаченных таможенных платежей и пени. Определением мирового судьи от < Дата > судебный приказ был отменен.
< Дата > Калининградская областная таможня обратилась с настоящим исковым заявлением в Центральный районный суд г. Калининграда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с административным иском в суд Калининградская областная таможня обратилась в пределах шести месячного срока предусмотренного законом для обращения в суд, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске указанного срока суд находит необоснованными.
Доводы о том, что уведомления были изготовлены и направлены в адрес ответчика с нарушением срока, предусмотренного законом в судебном заседании также не нашли подтверждения.
Доводы ответчика о том, что перед подачей искового заявления к физическому лицу Яровой , таможенному органу следовало уточнить в направленных в её адрес уведомлениях статус плательщика и новый размер пени, не могут служить основанием для не взыскания с ответчика таможенных платежей и пени.
Частью 1 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что Калининградская областная таможня в силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, такая государственная пошлина в размере 60 000 руб. подлежит взысканию с Яровой в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования < адрес > таможни удовлетворить.
Взыскать с Яровой в пользу < адрес > таможни начисленные таможенные платежи в размере 20058122,50 руб. и пени по состоянию на < Дата > в размере 8157734,70 руб., а всего 28215857,20 руб.
Взыскать с Яровой в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 60 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12 марта 2020 года.
Судья