Дело № 2а-658/2019
24RS0029-01-2019-000634-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е., при секретаре Кетовой М.В.
с участием прокурора Павлюченко М.С.,
представителя административного ответчика Гладковича В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с учётом уточнённых требований к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действия. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании обращений о ненадлежащем содержании автомобильных дорог, расположенных в пгт. Козулька проведена проверка исполнения администрацией Жуковского сельсовета требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона. Прокуратурой района, с участием госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Козульскому району ФИО3, заместителя главы Жуковского сельсовета ФИО4 02.08.2019 проведено обследование автомобильных дорог общего пользования, расположенных в с. Жуковка. В ходе обследования установлены следующие недостатки в содержании автомобильных дорог общего пользования: <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение, по <адрес> в районе <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки площадью 120 кв.м., по <адрес> в районе <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки площадью 138 кв.м., по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак предусмотренный 2.4 ПДД РФ (Уступи дорогу)., по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак предусмотренный п. 1.14 ПДД РФ (крутой подъем), по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак предусмотренный п. 3.20 ПДД РФ (обгон запрещен), в районе железнодорожного переезда отсутствуют дорожные знаки предусмотренные п. 1.12.2 ПДД РФ (опасный поворот),п. 1.34.2 ПДД РФ (направление поворота), табличка 8.2.1 ПДД РФ (зона действия), по <адрес> от <адрес> до железнодорожного переезда на всей протяженности проезжей части, более 1 км, покрытие дороги имеет выбоины и просадки. Указанные выше недостатки при организации дорожной деятельности по содержанию улично-дорожной сети, затрудняют движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью на участках дорог по вышеуказанным адресам, а также создают угрозу безопасности дорожного движения. По результатам проверки прокуратурой Козульского района в адрес главы администрации Жуковского сельсовета внесено представление от 05.08.2019 №. Согласно ответу, предоставленного главой администрации Жуковского сельсовета выявленные нарушения не устранены.
Кроме того, в ходе проведения проверки по обращению ФИО5 выявлены следующие нарушения. Вместе с тем, в ходе обследования прокуратурой района совместно с ОГИБДД МВД России по Козульскому району участков дорожного покрытия на участке: <адрес> в районе <адрес> «<адрес>», установлено, что присутствует износ досок верхнего настила деревянного моста, в нарушении требований п.8.1, таб. 3 ГОСТ Р 33180-2014, отсутствуют дорожные знаки 6.11 ПДД РФ « <адрес>», в нарушении требований п 5.7.13 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствует дорожный знак 2.6 ПДД РФ «Преимущество встречного движения», в нарушении требований п.5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствует дорожный знак 2.7 ПДД РФ «Преимущество перед встречным движением» в нарушении требований п.5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствуют дорожные знаки 1.20.1 ПДД РФ «Сужение дороги» в нарушении требований п. 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004, в нарушении требований «Проекта организации дорожного движения по автомобильным дорогам в с. Жуковка в Козульском районе Красноярского края» том № года; на участке: <адрес>, отсутствует обустроенная автомобильная дорога, в нарушении требований статьи 12 ФЗ -196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г., статьи 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г, статьи 22 ФЗ -257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007. По данному факту прокуратурой района в адрес главы Жуковского сельсовета 27.06.2019 внесено представление №, которое рассмотрено, выявленные нарушения частично устранены. Таким образом, в ходе проверки установлен факт бездействия администрации Жуковского сельсовета по обеспечению безопасности дорожного движения в части непринятия мер по устранению выбоин просадок в дорожном покрытии автомобильных дорог, установлению дорожных знаков.
Просит признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края по обеспечению безопасности дорожного движения в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог, не проведению ремонта дорожного покрытия автомобильных дорог с. Жуковка по адресу: <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> от <адрес> до железнодорожного переезда, установлению дорожных знаков предусмотренных п. 2.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (Уступи дорогу) по <адрес>, в районе <адрес>, п. 1.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (крутой подъем) по <адрес> в районе <адрес>, п. 3.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (обгон запрещен) по <адрес> в районе <адрес>, п. 1.12.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (опасный поворот), п. 1.34.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (направление поворота), п. 8.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (зона действия) в районе железнодорожного переезда, непринятию мер к обустройству проезжей части автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами. Обязать администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в силу провести ремонтные работы дорожного покрытия автомобильных дорог <адрес> по адресу: <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> от <адрес> до железнодорожного переезда, установить дорожные знаки, предусмотренные п. 2.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (Уступи дорогу) по <адрес>, в районе <адрес>, п. 1.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (крутой подъем) по <адрес> в районе <адрес>, п. 3.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (обгон запрещен) по <адрес> в районе <адрес>, п. 1.12.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (опасный поворот), п. 1.34.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (направление поворота), п. 8.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (зона действия) в районе железнодорожного переезда, произвести обустройство проезжей части автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.
Административный истец пом. прокурора Павлюченко М.С. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление с учётом уточнений по изложенным в нём основаниям. Настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель административного ответчика Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края Гладкович В.А. в судебном заседании требования иска признал частично, суду пояснил, что работы выполнены частично,в связи с отсутствием денежных средств, просил учесть зимний период, отсутствие спецтехники, временных затрат для получения финансирования и установить срок исполнения решения суда до 01 июля 2020 года.
Заинтересованное лицо представитель ОГИБДД ОМВД России по Козульскому району в судебное заседание не явился, о дне слушании извещен своевременно, надлежащим образом, в связи, с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 6 ст. 3 указанного Закона определено, что к дорожной деятельности относится, в том числе, деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» указано, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям регламентированы Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).
Согласно п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения установлены национальный стандарт Ф ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее – ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района, с участием госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Козульскому району ФИО3, заместителя главы Жуковского сельсовета ФИО4 02.08.2019 проведено обследование автомобильных дорог общего пользования, расположенных в с. Жуковка.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда в содержании автомобильных дорог общего пользования: <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение, по <адрес> в районе <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки площадью 120 кв.м., по <адрес> в районе <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки площадью 138 кв.м., по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак, предусмотренный 2.4 ПДД РФ (Уступи дорогу)., по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак, предусмотренный п. 1.14 ПДД РФ (крутой подъем), по <адрес> в районе <адрес> отсутствует дорожный знак, предусмотренный п. 3.20 ПДД РФ (обгон запрещен), в районе железнодорожного переезда отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные п. 1.12.2 ПДД РФ (опасный поворот), п. 1.34.2 ПДД РФ (направление поворота), табличка 8.2.1 ПДД РФ (зона действия), по <адрес> от <адрес> до железнодорожного переезда на всей протяженности проезжей части, более 1 км, покрытие дороги имеет выбоины и просадки, что подтверждается исследованными фотоматериалами.
05.08.2019 в адрес главы администрации Жуковского сельсовета прокуратурой Козульского района внесено представление №, на которое 28.08.2019 года от главы администрации Жуковского сельсовета поступила информация, в которой указано, что выявленные нарушения не устранены. Ремонт дорожного покрытия автомобильных дорог с. Жуковка по адресу: <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> от <адрес> до железнодорожного переезда не выполнен. Дорожные знаки предусмотренные п. 2.4 ПДД РФ (Уступи дорогу) по <адрес>, в районе <адрес>, п. 1.14 ПДД РФ (крутой подъем) по <адрес> в районе <адрес>, п. 3.20 ПДД РФ (обгон запрещен) по <адрес> в районе <адрес>, 1.12.2 ПДД РФ (опасный поворот), п. 1.34.2 ПДД РФ (направление поворота), п. 8.2.1 ПДД РФ (зона действия) в районе железнодорожного переезда не установлены.
Кроме того, в судебном заседании установлено, прокуратурой района совместно с ОГИБДД МВД России по Козульскому району проведена проверка по обращению ФИО5 соблюдения администрацией Жуковского сельсовета требований законодательства о безопасности дорожного движения, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.
Согласно п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда участки дорожного покрытия на участке: <адрес> в районе <адрес> «<адрес>», установлено, что присутствует износ досок верхнего настила деревянного моста, в нарушении требований п.8.1, таб. 3 ГОСТ Р 33180-2014, отсутствуют дорожные знаки 6.11 ПДД РФ « <адрес>», в нарушении требований п 5.7.13 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствует дорожный знак 2.6 ПДД РФ «Преимущество встречного движения», в нарушении требований п.5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствует дорожный знак 2.7 ПДД РФ «Преимущество перед встречным движением» в нарушении требований п.5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствуют дорожные знаки 1.20.1 ПДД РФ «Сужение дороги» в нарушении требований п. 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004, в нарушении требований «Проекта организации дорожного движения по автомобильным дорогам в <адрес> в <адрес>» том № года; на участке: <адрес> – <адрес>, отсутствует обустроенная автомобильная дорога, в нарушении требований статьи 12 ФЗ -196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г., статьи 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г, статьи 22 ФЗ -257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007, что подтверждается исследованными фотоматериалами.
27.06.2019 прокуратурой района в адрес главы Жуковского сельсовета 27.06.2019 внесено представление №, на которое администрация Жуковского сельсовета дала ответ, что выявленные нарушения частично устранены. Вместе с тем, ввиду отсутствия денежных средств, в бюджете сельсовета проект организации дорожного движения по автомобильным дорогам в селе Жуковка для включения дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> не заказан, обустройство дороги в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами не произведено.
Факт выявленных недостатков стороной ответчика не оспаривался, выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.
Иных доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия в части непринятия мер по устранению выбоин просадок в дорожном покрытии автомобильных дорог, установлению дорожных знаков, вопреки требованиям п. 11 ст. 226 КАС РФ суду не представлено.
Допущенное бездействие администрации п. Козулька Козульского района Красноярского края не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей п. Козулька, иных лиц, находящихся в п. Козулька Козульского района.
В силу положений 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязывает ответчика совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, а также позицию административного ответчика, с учётом зимнего периода, временных затрат для получения финансирования, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения - до 1 июня 2020 года.
Таким образом, заявленные исковые требования предлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края по обеспечению безопасности дорожного движения в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог, не установлению дорожных знаков предусмотренных п. 2.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (Уступи дорогу) по <адрес>, в районе <адрес>, п. 1.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (крутой подъем) по <адрес> в районе <адрес>, п. 3.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (обгон запрещен) по <адрес> в районе <адрес>, п. 1.12.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (опасный поворот), п. 1.34.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (направление поворота), п. 8.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (зона действия) в районе железнодорожного переезда; непринятию мер к обустройству проезжей части автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес> соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.
Обязать администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в срок до 1 июня 2020 года установить дорожные знаки, предусмотренные п. 2.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (Уступи дорогу) по <адрес>, в районе <адрес>, п. 1.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (крутой подъем) по <адрес> в районе <адрес>, п. 3.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (обгон запрещен) по <адрес> в районе <адрес>, п. 1.12.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (опасный поворот), п. 1.34.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (направление поворота), п. 8.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (зона действия) в районе железнодорожного переезда, принять меры к обустройству проезжей части автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес> соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено: 24 декабря 2019 года.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.