дело № 3а–327/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года город Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Огородник В.
с участием:
представителя административного истца Антоновой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Акционерного общества «ЗЕРНО» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
АО «ЗЕРНО» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости – 9224 000 (девять миллионов двести двадцать четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
В обоснование иска указав, что обществуна праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 29.11.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 16909760,44 рубля по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка завышена, не соответствует его рыночной стоимости, что является нарушением прав административного истца как собственника земельного участка, поскольку его кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости, имеет прямо пропорциональную зависимость к размеру налоговых платежей.
Общество обратилось в ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» для определения рыночной стоимости земельного участка.
Оценщиком ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» подготовлен Отчет № 000123Ю/2/2016 от 21.06.2016г об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки. Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> составляет 9224 000 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2015 г.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений от 27.11.2015 года № 1380, по состоянию на 01.01.2015 года значительно превышает его рыночную стоимость.
Согласно Положительному экспертному заключению № 1110/02-16 от 24.10.2016 года Саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», определенная в Отчете № 000123Ю/2/2016 от 21.06.2016г стоимость объекта оценки подтверждена, отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на нормы законодательства, указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная в установленном законом порядке, как правило, не может превышать его реальную рыночную стоимость.
С целью досудебного урегулирования спора АО «ЗЕРНО» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
На основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отказано.
В заявлении Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:25:061364:2, площадью 68 834 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: РФ, Георгиевский район, станица Александрийская, переулок Игуменский, 35 в размере, определенной в Отчете об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца Антонова Е.М. поддержала доводы административного иска в полном объеме и просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9224 000 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2015 г.
Представители административных ответчиков и заинтересованных по делу в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного административного иска частично по следующим основаниям.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог, для определения которого применяется кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.1 и п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, АО «ЗЕРНО» на основании договора купли-продажи земельного участка № 5 от 19.06.2008 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № 26-АЕ 488236 от 07.08.2008г (л.д.18).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 29.11.2016 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет 16909760, 44 рубля (л.д. 20).
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, Общество в подтверждение величины его рыночной стоимости представило составленный оценщиком ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» отчет об оценке № 000123Ю/2/2016 от 21.06.2016 года, об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки. Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> составляет 9224 000 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2015 г. (л.д.23-76).
На указанный отчет об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» дано положительное экспертное заключение № 1110/02-16 от 24.10.2016 года согласно которому Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, определенная в Отчете стоимость объекта оценки подтверждена (л.д.77-104).
В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии со статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству административного истца на основании определения суда от 07 февраля 2017 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 26/2017-Э от 20 апреля 2017 года, выполненной экспертом ООО «ТАИС», оценщиком допущены нарушения требований Федеральных стандартов оценки, предъявляемых к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, а также иные нарушения, которые могут повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Ошибок при проведении математических расчетов не выявлено. Оценщиком корректно подобраны объекты-аналоги. Информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной, проверяемой. Отчет об оценке рыночной стоимости № 000123Ю/2/2016 от 21.06.2016 года не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года (в ред. от 03 июля 2016 г. № 360-ФЗ).
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 года составляет 14730476,00 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Как следует из материалов дела представителями лиц, участвующих в деле, не представлено суду доказательств необоснованности экспертного заключения, либо наличия противоречий в выводах эксперта. Возражений по существу экспертного заключения также не представлено.
При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельных участков, заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
Отличие от кадастровой стоимости объекта недвижимости величины его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
На основании изложенного, административный иск АО «ЗЕРНО» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Федеральный закон N 135- ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По настоящему делу заявление АО «ЗЕРНО» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 01.09.2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Акционерного общества «ЗЕРНО» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости – 14730476 (четырнадцать миллионов семьсот тридцать тысяч четыреста семьдесят шесть) рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
В удовлетворении требований Акционерного общества «ЗЕРНО» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9224000 (девять миллионов двести двадцать четыре тысячи) рублей отказать.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка АО «ЗЕРНО» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 01 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Е.А.Строчкина.