Д.№ 2-306/2015 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 апреля 2015 года с. Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Галановское» к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права собственности Муниципального образования «Галановское» на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация МО «Галановское» обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права собственности муниципального образования на невостребованную земельную долю площадью *** га, принадлежавшую Д. на праве собственности на основании свидетельства *** от ДД.ММ.ГГ в земельном участке с кадастровым номером ***.
Исковые требования мотивированы тем, что на территории муниципального образования «Галановское» находится в долевой собственности земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***.
В соответствии со свидетельством на право собственности на землю серия *** от ДД.ММ.ГГ Д. был предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, входящий в общую долевую собственность, площадью *** га. Администрация МО «Галановское» подготовила списки земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанному гражданину, который не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех лет и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника и опубликовало этот список в республиканской газете «*** » № *** от ДД.ММ.ГГ, а также на информационных щитах и размещено на официальном сайте МО «Галановское»
ДД.ММ.ГГ в с. Галаново было проведено общее собрание собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером *** но в связи с отсутствием кворума общего собрания, оно признано несостоявшимся, ДД.ММ.ГГ Администрация МО «Галановское», в силу пункта 7 ст.12.1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Законом УР от 29.12.2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» утвердило список собственников невостребованных земельных долей, издав постановление № ***.
Земельная доля, принадлежавшая Д. входит в список невостребованных земельных долей и от наследников возражений не поступило.
Истец просит признать право собственности Муниципального образования «Галановское» на невостребованную земельную долю площадью *** га (*** кв.м.), принадлежащую Д. на праве собственности на основании свидетельства *** от ДД.ММ.ГГ в земельном участке с кадастровым номером ***.
Представитель истца Пальшина А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Ответчик ТУ Росимущества в УР, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного рассмотрения, в суд представителя не направил. Представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. В отзыве на исковое заявление указали, что с исковыми требованиями Администрации МО «Галановское» не согласны, так как Территориальное управление представляет в суде интересы Российской Федерации в случае, если предметом рассмотрения является федеральное имущество либо иное выморочное имущество. Ответчик не был уведомлен о том, что на территории Муниципального образования «Галановское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, соответственно, Российская Федерация не могла зарегистрировать своё право на данное имущество. Ответчик не имел возможности направить свои возражения истцу в установленный законом срок. Указали, что администрация МО «Галановское» не уведомила Территориальное управление о том, что на территории муниципального образования имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорные земельные доли перешли в собственность Российской Федерации. Территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, но со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности зарегистрировать право собственности на выморочные земельные доли, распорядиться данными земельными участками, что не дает право истцу признать спорные земельные доли невостребованными и признать право собственности за муниципальным образованием «Галановское». Просит суд в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению отказать в связи с необоснованностью.
Третье лицо Администрация МО «Каракулинский район », будучи надлежащим образом извещенной о дне и месте судебного рассмотрения, в суд представителя не направила. Представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Согласно положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п.1 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельную долю, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как установлено, в судебном заседании, согласно свидетельству на право собственности на землю *** от ДД.ММ.ГГ Д. принадлежала земельная доля общей площадью *** га в земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в коллективно - долевой собственности колхоза ***.
Права на указанную земельную долю не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ.
Действовавшими до 27.01.2003 года Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением правительства РФ от 01.02.1995 года № 96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 года № 337 было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
Д. умершая ДД.ММ.ГГне передала в аренду, или не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей. Доказательств обратного суду не представлено.
Частями 3 и 4 ст.12.1 закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу ч. 5-8 ст.12.1 закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц или ) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах Д. на имеющиеся у неё объекты отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Администрацией МО «Галановское» был составлен список невостребованных земельных долей.
В газете «***» № *** от ДД.ММ.ГГ, которая является источником официального опубликования был опубликован список невостребованных земельных долей.
После опубликования списка невостребованных земельных долей возражений относительно включения спорных земельных долей в список невостребованных в Администрацию МО «Галановское» не поступило.
Согласно протоколу собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГ следует, что данное собрание является неправомочным ввиду того, что нет кворума.
Постановлением Администрации МО «Галановское» от ДД.ММ.ГГ № *** утвержден список собственников невостребованных земельных долей.
Согласно списку собственников невостребованных земельных долей Д. числится под номером ***.
Согласно ч.1 ст. 10 Закона УР от 29.12.2003 N 70-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики", в случаях, когда в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требуется опубликование сообщения в средствах массовой информации, такие сообщения подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела соответствующими доказательства: свидетельством на право собственности на землю, уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, справкой о смерти собственника земельных долей, списками невостребованных земельных долей, публикациями в газете, протоколом общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, постановлением администрации МО «Галановское» об утверждении списков невостребованных земельных долей.
Из материалов дела следует, что Д. умерла ДД.ММ.ГГ, что следует из справки о смерти отдела ЗАГС *** № ***от ДД.ММ.ГГ.. Из ответа нотариуса нотариального округа «***» на запрос суда № *** от ДД.ММ.ГГ следует, что после смерти Д. с заявлениями о принятии наследства никто не обращался.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление суд находит необоснованными. К тому же решение суда на может нарушать прав ответчика, поскольку не возлагает на него никаких обязанностей.
Порядок уведомления всех заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок истцом соблюден.
Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ » ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░, ░░░░░░░░ *** ░░ (*** ░░.░.) ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.