Решение по делу № 2а-159/2020 от 20.02.2020

№ 2а-159/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна                                                                              11 марта 2020 г.

Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Пысенкова Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Володиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишкина Константина Константиновича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

     у с т а н о в и л:

Шишкин К.К. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 29 ноября 2010 г. по 22 марта 2019 г.

Шишкин К.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Истец указал, что 26 августа 2019 г. МИ ФНС России № 5 по Воронежской области в отношении него принято решение № 449 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в несвоевременной подаче налоговой декларации. Указанным решением к нему применено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. 21 октября 2019 г. указанное решение было обжаловано им в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, путем подачи жалобы. Решением от 20 декабря 2019 г. № 15-1-18/35265@ УФНС России по Воронежской области оставило жалобу без удовлетворения. Вместе с тем считает решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 449 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и необоснованным. 15 марта 2019 г. административным истцом была сдана единая упрощенная декларация за 2017 год. 10 сентября 2019 г. им было получено решение налогового органа № 449 от 26 августа 2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указано, что декларация сдана с опозданием на 14 месяцев, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Вместе с тем, получив указанную налоговую декларацию 15 марта 2019 г., поданную истцом, налоговый орган должен был составить акт установленной формы не позднее 29 марта 2019 г., а решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежало вынесению не позднее 20 мая 2019 года. Однако налоговым органом акт налоговой проверки № 323 был составлен только 01 июля 2019 г., а решение № 449 вынесено только 26 августа 2019 г., то есть несвоевременно. Чтобы оправдать несвоевременное составление акта и решения налоговая инспекция провела налоговую проверку упрощенной декларации по ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что является незаконным, поскольку акт камеральной проверки составляется только при выявлении в ходе такой проверки нарушений налогового законодательства (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации). В тоже время факт нарушения срока сдачи декларации выявляется не в ходе камеральной проверки, а непосредственно в день её несвоевременной подачи в налоговую инспекцию, и выявление этого факта не требует проведения камеральной проверки, тем более по упрощенной декларации. Налоговому органу требовалось только сопоставить установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сдачи декларации с датой её фактической сдачи в налоговую инспекцию. Своими действиями налоговая инспекция искусственно увеличила сроки на принудительное или судебное взыскание начисленного штрафа, что не соответствует закону. Просит признать незаконным и отменить решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 449 от 26 августа 2019 г. о привлечении Шишкина К.К. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации /л.д. 3-4/.

Определением Аннинского районного суда Воронежской области от 21 февраля 2020 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области.

Административный истец Шишкин К.К. в суд не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области, в суд не явился, в заявлении начальник правового отдела инспекции Копица В.В. просит рассмотреть дело по исковому заявлению Шишкина К.К. в отсутствие представителя МИ ФНС России № 5 по Воронежской области.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Шишкина К.К. начальник МИ ФНС России № 5 по Воронежской области Полянский Р.В. просит в удовлетворении исковых требований Шишкину К.К. отказать в полном объеме, как необоснованным, не соответствующим положениям налогового законодательства. Обжалуемое решение налогового органа № 449 от 26 августа 2019 г. считает законным, обоснованным и принятым в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Представитель ответчика Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области в суд не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив объяснения и доводы административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, Шишкин К.К. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 29 ноября 2010 г. по 22 марта 2019 г.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанности налогоплательщиков, в том числе представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые обязаны уплачивать.

Определение налоговой декларации (расчета), а также порядок её представления в налоговый орган установлен ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством сроки.

В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Таким образом, срок представления Единой (упрощенной) налоговой декларации за 2017 год – не позднее 22 января 2018 года.

Вместе с тем, налогоплательщиком Шишкиным К.К. единая (упрощенная) налоговая декларация за 2017 год представлена налоговому органу 15 марта 2019 г. /л.д. 6/.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки декларации установлено, что декларация представлена с опозданием, тем самым совершено виновное противоправное деяние, за которое предусмотрена налоговая ответственность п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательствам о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или не полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России № 5 по Воронежской области вынесено решение № 449 от 26 августа 2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Шишкин К.К. привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей /л.д.7-8/.

Решением УФНС России по Воронежской области от 20 декабря 2019 г. № 15-1-18/35265@ обжалуемое решение налогового органа оставлено без изменения, а жалоба Шишкина К.К. без удовлетворения /л.д. 10-11/.

В силу п. 1 ст. 10 Налогового кодекса Российской Федерации порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации), рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Дело о выявлении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматривается в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. С учетом изложенного дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится в п. 1.6 Письма ФНС России от 16 июля 2013 г № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», согласно которого, в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанный порядок применяется также в тех случаях, если по результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец Шишкин К.К. не оспаривает факт пропуска им срока представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2017 год.

Вместе с тем истец полагает, что налоговым органом нарушен срок составления акта о выявленных нарушениях налогового законодательства, и, соответственно, решения о привлечении его к ответственности. Административный истец указывает на отсутствие оснований для проведения налоговой проверки, и на возможность установить нарушение срока подачи декларации в день фактической сдачи декларации в налоговый орган.

Вместе с тем, основанием для проведения камеральной налоговой проверки, помимо не представления налоговой декларации в установленный законодательством о налогах сборах срок, послужила необходимость проверки налоговым органом соответствия расчетов и сведений, содержащихся в представленной «нулевой» декларации. Данная необходимость была вызвана бездействием самого налогоплательщика Шишкина К.К., не представившего своевременно налоговую декларацию.

Довод административного истца о возможности налогового органа установить в его действиях состав вмененного налогового правонарушения в день несвоевременной сдачи декларации не опровергает обоснованность проведенной административным истцом налоговой проверки.

Выявленное при проведении налоговой проверки событие правонарушения правомерно зафиксировано в материалах проверки, с составлением Акта налоговой проверки № 323 от 01 июля 2019 года по установленной форме.

Нарушений условий и порядка процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в действиях административного ответчика не установлено, и административный истец об этом не заявляет.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности, составляющий согласно ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации по вмененному правонарушению три года с момента, когда лицо должно было сдать декларации, налоговым органом не нарушен.

При изложенных обстоятельствах суд находит решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 449 от 26 августа 2019 г. о привлечении Шишкина К.К. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, законным, обоснованным и принятым в соответствии с действующим налоговым законодательством.

    Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска, поданного в суд Шишкиным К.К., судом не установлено, в связи с чем суд полагает необходимым в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                         р е ш и л :

Административное исковое заявление Шишкина Константина Константиновича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа № 449 от 26 августа 2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.

        Судья                                                                   Д.Н. Пысенков

        Решение изготовлено в окончательной форме 13 марта 2020 года.

2а-159/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шишкин Константин Константинович
Ответчики
МИФНС России №5 по Воронежской области
Суд
Аннинский районный суд Воронежской области
Судья
Пысенков Денис Николаевич
Дело на странице суда
anninsky.vrn.sudrf.ru
21.04.2020Регистрация административного искового заявления
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее