88-3008/2023 (2-698/2022)
28RS0002-02-2022-000392-06
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 марта 2023 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Бузьской Е.В., Саломатиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердникова Алексея Юрьевича к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Амурской области, войсковой части № о взыскании невыплаченной пенсии, судебных расходов
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бердников А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Амурской области, войсковой части № о взыскании невыплаченной пенсии, судебных расходов.
В обоснование требований указано, что Бердников А.Ю. проходил службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Приказом командира войсковой части № от 28 августа 2018 года № 44 он был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, срок выслуги лет указан в календарном исчислении 11 лет 11 месяцев, в льготном исчислении 18 лет 5 месяцев.
Вместе с тем, командир войсковой части № в нарушение установленных требований законодательства перед увольнением Бердникова А.Ю. с военной службы не направил его личное дело в ФГКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» для подсчета выслуги лет, в связи с чем Бердникову А.Ю. только 8 июля 2021 года был произведен подсчет выслуги лет на пенсию, согласно которому общая выслуга лет составила 20 лет 10 месяцев 17 дней, что дало ему право на получение пенсии за выслугу лет.
По вине должностных лиц войсковой части № он был лишен права на получение положенной ему пенсии по выслуге лет с августа 2018 года по август 2020 года, в связи с чем, Бердников А.Ю. просил суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу невыплаченную пенсию в сумме 531 323 рубля 52 копейки, расходы по оплате услуг представителя в сумме 25 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Определениями суда от 24 марта 2022 года, от 17 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно войсковая часть №, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)».
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 декабря 2022 года, исковые требования Бердникова А.Ю. удовлетворены частично. С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Бердникова А.Ю. взысканы денежные средства в счет возмещения неполученной пенсии в размере 453 535 рублей 82 копеек, судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 21 250 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 255 рублей.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие закону. Полагает, что вина Минобороны России отсутствует, поскольку каких-либо денежных средств истца не удерживало, доходов от управления ими не получило.
В письменных пояснениях представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» поддерживает доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бердников А.Ю. проходил военную службу по контракту в войсковой части № (г. Белогорск Амурской области).
Из выписки из приказа командира 165 артиллерийской бригады от 28 августа 2018 года № 44 следует, что Бердников А.Ю., уволенный 28 августа 2018 года с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, подлежит исключению из списков личного состава воинской части, направлению на воинский учет в военный комиссариат г. Белогорск, по Белогорскому и Серышевскому районам Амурской области. Выслуга лет Бердникова А.Ю. в календарном исчислении на момент увольнения составляет 11 лет 11 месяцев, в льготном исчислении 18 лет 5 месяцев.
Решением Белогорского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии 1-го Восточного окружного суда от 7 октября 2021 года, материалами надзорных производств по обращениям Бердникова А.Ю. в военную прокуратуру Белогорского гарнизона Амурской области, установлено, что до представления Бердникова А.Ю. к увольнению с военной службы командиром войсковой части № личное дело истца не направлялось в уполномоченный орган для подсчета выслуги лет на пенсию, расчет выслуги лет произведен неверно, в адрес начальника войсковой части № военной прокуратурой вынесены представления об устранении нарушений пенсионных прав истца.
8 июля 2021 года управлением финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу Бердникову А.Ю. произведен подсчет выслуги лет на пенсию, в соответствии с которым его общая выслуга лет составила 20 лет 10 месяцев.
Как следует из выписки из приказа командира 165 артиллерийской бригады от 22 июля 2021 года № 34, в приказ от 28 августа 2018 года № 44 внесены изменения, согласно которым выслуга лет Бердникова А.Ю. в льготном исчислении составляет 20 лет 10 месяцев.
18 августа 2021 года истец обратился в Военный комиссариат Амурской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Решением Военного комиссариата Амурской области от 18 августа 2021 Бердникову А.Ю. назначена пенсия за выслугу лет с выплатой за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, то есть с августа 2020 года.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, учел положения 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, исходил из того, что Бердников А.Ю. имеет право на возмещение неполученной пенсии, которая ему не была своевременно назначена и выплачена в результате виновных действий должностных лиц войсковой части № Министерства обороны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с вышеуказанными выводами, указал, что препятствием к своевременному назначению пенсии истцу явилось отсутствие необходимой выслуги лет для назначения пенсии, так как расчет выслуги лет Бердникова А.Ю. воинской частью был произведен неверно. Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, то он имеет право на возмещение убытков Министерством обороны Российской Федерации, как органом, организующим пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что приведенные выводы судов нижестоящих инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют представленным в деле доказательствам, установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины Минобороны России в нарушении пенсионных прав истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», нормы которого устанавливают виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, порядок назначения и выплаты пенсий, в том числе ее пересмотр и перерасчет.
Исходя из содержания статьи 50 и части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть вторая статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по своевременной и в полном объеме выплате бывшему военнослужащему пенсии за выслугу лет возложена на Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее свои полномочия на местах через территориальные органы - военные комиссариаты; в случае установления вины органов, назначающих или выплачивающих пенсию, в несвоевременном получении пенсионером пенсии, неполученная сумма пенсии выплачивается ему за все прошлое время.
Установив факт несоблюдения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации порядка оформления расчета выслуги лет истцу, что явилось причиной не назначения истцу пенсии за выслугу лет своевременно, суды пришли к правильному выводу о взыскании суммы недополученной пенсии с Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи