Судья Скородумова Л.А.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 года № 33а-5098/2015
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Марковой М.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования Югское В.А. на решение Череповецкого районного суда от 07 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Югское Череповецкого района Вологодской области об оспаривании предписания заместителя начальника ОНД по Череповецкому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области №... от <ДАТА> - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области А.В., судебная коллегия
установила:
на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора Череповецкого района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Вологодской области от <ДАТА> №... проведена проверка территории администрации Югского муниципального образования по адресу: <адрес>, <адрес>, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки <ДАТА> в адрес администрации муниципального образования Югское заместителем начальником отдела надзорной деятельности по Череповецкому району С.Д. вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №..., а именно: в срок до <ДАТА> создать защитную противопожарную минерализованную полосу.
Не согласившись с предписанием, администрация муниципального образования Югское обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным, указав в обоснование, что на границах указанных населенных пунктов в результате плотного примыкания жилых построек к лесному массиву отсутствуют земли общего пользования, в связи с чем у администрации отсутствуют полномочия и обязанность по устройству минерализованной полосы на землях лесного фонда.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Югское Череповецкого района Вологодской области по доверенности Н.А. требования поддержала.
Представитель ОНД по Череповецкому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области С.Д. просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что на отдельных участках границ <адрес> постройки вплотную примыкают к лесному массиву. Между тем данный факт не освобождает заявителя от соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в границах территории муниципального образования.
Представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Н.К. просила в удовлетворении заявления отказать в связи с отсутствием оснований.
Представитель администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Югское В.А. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что судом при вынесении решения не дана оценка письму Департамента лесного комплекса области Череповецкого лесничества от <ДАТА> №.... Возражения представителя администрации немотивированно отклонены судом, без проверки доводов об отсутствии полномочий осуществлять мероприятия на землях лесного фонда, организация противопожарных минерализованных полос не относится к полномочиям сельских поселений.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствовался статьями 1, 2, 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьями 3,4,63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставом муниципального образования Югское, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание вынесено на основании исследования всех необходимых и представленных в ходе проведения проверки документов, подписано уполномоченным лицом, соответствует требованиям действующего законодательства, является исполнимым.
При этом суд обоснованно отметил, что требования предписания направлены на устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка при правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод апеллянта о том, что организация противопожарных минерализованных полос не относится к полномочиям сельских поселений, был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая оценка со ссылкой на действующее законодательство.
Так, согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390) на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Устройство противопожарных минерализованных полос является одной из мер противопожарного обустройства лесов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям подпунктов 9, 10 пункта 1 статьи 4 Устава муниципального образования Югское к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктом поселения.
Материалами дела подтверждено, что <адрес> и <адрес> входят в границы территории Югского сельского поселения, которое является объектом защиты от пожара, соответственно органы местного самоуправления должны принимать меры по обеспечению данного населенного пункта от пожара. Противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены: опаханы, созданы минерализованные полосы. Минерализованные полосы устраиваются фактически по территории населенного пункта, прилегающей к лесному массиву, так как они направлены на защиту именно населенного пункта от лесного пожара.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организация и благоустройство противопожарных минерализованных полос относится к полномочиям администрации муниципального образования Югское.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не дана оценка письму Департамента лесного комплекса области Череповецкого лесничества от 06 апреля 2011 года № 376, является несостоятельным, так как данное письмо датировано до утверждения Правил противопожарного режима. Кроме того, из объяснений главы муниципального образования Югское Н.Ю. данных ей <ДАТА> при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что в <адрес> в 2014 году были проведены работы по выделению земельного участка для организации минерализованной полосы из земель запаса, а в <адрес> по землям населенного пункта планируется снос деревьев для обустройства такой полосы (л.д. ...).
Как следует из отзыва Департамента лесного комплекса Вологодской области (Череповецкий территориальный отдел – государственное лесничество) от 07 июля 2015 года, в функции данного отдела входят полномочия по обеспечению противопожарного обустройства территорий, расположенных только на землях лесного фонда.
Доводы представителя заявителя о том, что отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных средств не позволяет ему исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, судебной коллегией отклоняются, поскольку ни названными выше правовыми источниками, ни какими-либо иными нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и не предусмотрено, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░