Решение по делу № 2-543/2015 от 14.05.2015

Дело № 2-543/2015 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация, Ставропольский край, 21 мая 2015 года

Курский район, станица Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Хаматкоева А.В., при секретаре Денисенко С.М., с участием помощника прокурора Курского района Ставропольского края Федорова М.Н., представителя заинтересованного лица главы администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края Балацкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Курский районный суд Ставропольского края с заявлением: о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Ростовановского сельсовета Курского муниципального района Ставропольского края, выразившееся в необращении в период с 01.01.2015 года по 27.04.2015 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение - донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение – рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»; возложении на орган местного самоуправления администрацию Ростовановского сельсовета Курского муниципального района обязанность в срок не позднее трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объёме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение - донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение - рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»; возложении на орган местного самоуправления администрацию Ростовановского сельсовета Курского муниципального района обязанность в срок не позднее трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение – донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение – рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В обоснование заявления прокурор указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края. В ходе проверки установлено, что на территории Курского муниципального района в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, в юго-западной части х. Медведева, географические координаты 43°51'5,4" с.ш., 44°38'50,28" в.д. расположены гидротехнические сооружения в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение – донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение - рыборазведение. На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: На низовом откосе водопроводного сооружения наличие локальных оползней. Разрушение железобетонных плит облицовки верхового откоса водопорного сооружения. Корозийный износ металлической водопроводящей части водосборного сооружения, отсутствие подъемного механизма на входном оголовке сооружения, отсутствие служебного мостика. Уровень Безопасности эксплуатационного состояния ГТС - неудовлетворительный. Проверкой выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утверждённых постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6: отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС; отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта; не составлена декларация безопасности ГТС; не определены критерии безопасности ГТС и его класс; не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ; не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС; не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга; на ГТС отсутствует устройство сигнализации, блокировки, защиты от перегрузок, КИА, КИП, средства связи и освещения; ширина и конструкция подъездных дорог не соответствуют действующим требованиям, отсутствуют дорожные знаки, схема подъездных дорог, схема движения людей и автотранспорта, на территорию ГТС возможен въезд постороннего автотранспорта; комиссионно не определена необходимость в проверке устойчивости дамб; отсутствует план ликвидации аварии, не определены средства связи, технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, ликвидации аварии, не определено место их хранения; не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС; не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС; лица, осуществляющие работы по эксплуатации ГТС не имеют профессионального образования в соответствии с профилем выполняемых работ; комиссионно 2 раза в год ГТС не подвергается осмотрам; не разработана местная инструкция, определяющая порядок и периодичность осмотров подводных частей ГТС; не произведено страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в случае аварии на ГТС; не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план - схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС; отсутствует система оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС; ежегодно в 1 квартале текущего года в территориальный орган Ростехнадзора России не предоставляется информация о состоянии ГТС. Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствии. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределённому кругу лиц и окружающей среде. По данным отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по Курскому району право собственности на указанные выше ГТС пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности. При этом, полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с 01.01.2015 года отнесены к вопросам местного значения сельских поселений. Таким образом, наличие на территории муниципального образования Ростовановского сельсовета Курского муниципального района объекта повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления - администрацией района обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией Ростовановского сельсовета Курского муниципального района мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанных гидротехнических сооружений может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выразившееся в ухудшении состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера.    Бездействие администрации Ростовановского сельсовета Курского района в период с 01.01.2015 года выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе плановой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края.

В судебном заседании помощник прокурора Курского района Ставропольского края Федоров М.Н. заявление поддержал, просил удовлетворить по указанным в нём основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края Балацкая Е.В. с заявлением согласилась в части подтверждения наличия ГТС. Данный объект не имеет собственника. В связи с ограниченностью денежных средств в бюджете Ростовановского сельсовета мероприятия по постановке на учет ГТС не принимались, так как велась работа по постановке на учет водозаборных сооружений, водораспределительный сетей, сетей газоснабжения, памятников, автомобильных дорог. Для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества необходимо предоставить паспорт и геодезический план земельного участка, на что требуются денежные средства, которые бюджетом на этот год не предусмотрены.

Заинтересованное лицо администрация Курского муниципального района Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что администрация не усматривает бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края, так как считает, что заявленные ГТС должны находится в федеральной собственности согласно водному законодательству РФ. В представленном ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и следует из материалов дела Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Курского района Ставропольского края.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений2 установлено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, в юго-западной части х. Медведева, географические координаты 43°51'5,4" с.ш., 44°38'50,28" в.д. расположены гидротехнические сооружения в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение – донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума.

Мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 ГК РФ, органами местного самоуправления не принято.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 15.04.2015 года, зарегистрированные права на ГТС пруда в ЮЗ части с. Ростовановского; вид: Сооружение: адрес (местоположение): Северная широта: 43°58'48,72" Восточная долгота: 44°13'59,52", отсутствуют.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

Однако проверкой установлено, что, несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям п. п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учётом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределённости балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Поскольку рассматриваемый объект ГТС расположен в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем считает необходимым возложить на администрацию Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края обязанность по постановке указанного объекта ГТС на учёт.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Ростовановского сельсовета Курского муниципального района, выразившееся в необращении в период с 01.01.2015 года по 27.04.2015 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение - донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение - рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».

Возложить на орган местного самоуправления администрацию Ростовановского сельсовета Курского муниципального района Ставропольского края обязанность в срок не позднее трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объёме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение - донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение – рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Возложить на орган местного самоуправления администрацию Ростовановского сельсовета Курского муниципального района Ставропольского края обязанность в срок не позднее трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: ГТС № 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 170,0 м, ширина по гребню 5,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,6, низового 1:2,7, отметка гребня 177,0м; ГТС № 2 (водосборное сооружение - донный водовыпуск, диаметром 0,4 м), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,6 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума, функциональное назначение - рыборазведение, в границах муниципального образования Ростовановского сельсовета, географические координаты 43°58'48,72" с.ш., 44°13'59,52" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 25.05.2015 года.

Председательствующий судья А.В.Хаматкоев

2-543/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Другие
Администрация Курского муниципального района
Администрация МО Ростовановского сельсовета
Суд
Курский районный суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
kursky.stv.sudrf.ru
14.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2015Передача материалов судье
14.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2015Судебное заседание
21.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2015Дело оформлено
07.07.2015Дело передано в архив
21.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее