Дело № 2а-2313/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 19 мая 2021 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Миловановой Ю.В.,
при секретаре Рыгиной О.А.,
с участием административного истца Кораблиной Э.С.К., представителя административного ответчика ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области Кадыровой Л.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кораблиной Э.С. кызы к ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о списании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Кораблина Э.С.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о списании задолженности, в обоснование исковых требований указав, что она являлась индивидуальным предпринимателем, с 2016 года предпринимательскую деятельность не осуществляет. Однако, несмотря на то, что Кораблина Э.С.К. предпринимательскую деятельность не осуществляет, за ней числится задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 150272 рублей 17 копеек. Кораблина Э.С.К. просит суд списать образовавшуюся задолженность.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав, что задолженность перед бюджетом образовалась не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 3 ст.3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений ст.ст.44,45,48 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что Кораблина Э.С.К. состоит на учете в ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области.
Так же в судебном заседании установлено, что Кораблина Э.С.К. в период с "."..г. по "."..г. являлась индивидуальным предпринимателем, что не оспаривалось в судебном заседании.
Инициируя судебное разбирательство, административный истец указывает на то, что он хоть и утратил статус индивидуального предпринимателя, но ему по прежнему продолжают начисляться налоги и пени, что, по его мнению, является незаконным и просит их списать.
Однако, как следует из лицевого счета Кораблиной Э.С.К., по состоянию на "."..г. она имеет задолженность в размере 150272 рублей 17 копеек. Данная задолженность перед бюджетом образовалась у административного истца не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так, задолженность по страховым взносам образовалась по разным срокам:
сумма в размере 7447 рублей 43 копеек – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до "."..г., образовалась в период 2016 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 4589 рублей 97 копеек – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г., образовалась в период 2017 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 23399 рублей 99 копеек – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с "."..г.), образовалась в период 2017 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 26545 рублей – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с "."..г.), образовалась в период 2018 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 5840 рублей – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г., образовалась в период 2018 года, по сроку уплаты, начиная с "."..г.;
сумма в размере 29354 рублей – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с "."..г.), образовалась в период 2019 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 6884 рублей – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г., образовалась в период 2019 года, по сроку уплаты, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 17834 рублей 69 копеек – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с "."..г.), образовалась в период 2020 года, по сроку уплаты начиная с "."..г.;
сумма в размере 7396 рублей 16 копеек – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г., образовалась в период 2020 года, по сроку уплаты начиная с "."..г..
Кроме того, Кораблина Э.С.К. имеет задолженность по имущественным налогам, а в частности по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером 34:35:020106:3690, расположенному по адресу: <адрес>, <...> и по налогу на имущество на 1/5 долю в квартире, с кадастровым номером 34:35:000000:50371, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Ввиду того, что обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в установленный законодательством срок Кораблиной Э.С.К. не была исполнена, налоговым органом в порядке ст.69 НК РФ в её адрес была выставлены требования об уплате страховых взносов:
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г.;
от "."..г. №... с предложением добровольного погашения задолженности до "."..г..
После истечения срока уплаты по выставленным требованиям Инспекцией, на основании ст.46 НК РФ, были вынесены и направлены в адрес налогоплательщика решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика, в соответствии со ст.47 НК РФ, вынесены и направлены в службу судебных приставов постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).
В силу под.2 п.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ч.1 ст.232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п.5 ст.430 НК РФ определено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах индивидуального предпринимателя включительно.
Частью 5 ст.432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В силу под.2 и 3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Пунктом 1 ст.45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.59 НК РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
В силу под.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежным к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона № 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015.
Из содержания ст.12 Закона № 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной вышеуказанной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.).
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
С учетом изложенного, для целей ст.12 Закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01 января 2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.
Кроме того, распространение ст.12 Закона № 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01 января 2015 года, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 - 2017 года, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
Иное регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 01 января 2017 года), установлено статьей 11 Закона № 436-ФЗ только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, и не может быть распространено на платежи, указанные в статье 12 Закона № 436-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, учитывая наличие у физического лица, прекращенного статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности уплачивать страховые взносы, тем самым у налоговой инспекции имелись основания для направления Кораблиной Э.С.К. требования об уплате страховых взносов и пени; размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями установлен п.1 ст.430 НК Российской Федерации, порядок определения размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, прекратившим осуществлять предпринимательскую деятельность, определен положениями п.5 ст.430 НК РФ, следовательно, поскольку Кораблина Э.С.К. прекратила осуществление предпринимательской деятельности 16 ноября 2020 года, налоговым органом обоснованно, в соответствии с требования закона, произведен расчет страховых взносов пропорционально времени осуществления предпринимательской деятельности.
Оснований для восстановления каких-либо прав административного истца в рамках заявленных требований судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем, заявленные им требования подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 292-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Кораблиной Э.С. кызы к ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о списании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Милованова
Справка: мотивированное решение изготовлено 01 июня 2021 года.
Судья Ю.В. Милованова