Дело № 2а-446/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 августа 2017г. п. Тюльган
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сычева А.П.,
при секретаре Семещенко Н.В.,
с участием: представителя административного истца заместителя прокурора Матвеева Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия,
Установил:
прокурор Тюльганского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тюльганского района при осуществлении мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет выявлены нарушения законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций, а также Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности администраций муниципальных образований сельских поселений района.
Сельские поселения обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Однако, отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, администрацией сельсовета в 2016-истекшем периоде 2017 года не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок администрацией МО Благодарновский сельсовет не составлен.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области.
Обязать администрацию МО Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в срок до 30.09.2017 года составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Матвеев Р.Н. административный иск поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.
Административный ответчик администрация МО Благодарновский сельсовет для участия в деле своего представителя не направили. В письменном заявлении просили суд рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика, возражений по административному иску не представили.
На основании ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 8, 23 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пп. 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон - № 44-ФЗ), муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно ч.1 ст. 80 Закона № 44-ФЗ, в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Учитывая вышеизложенное сельские поселения обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Как установлено судом, отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, администрацией сельсовета в 2016-истекшем периоде 2017 года не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок администрацией МО Благодарновский сельсовет не составлен.
Согласно ч. 2 ст. 80 Закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
По смыслу положений Закона № 44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Однако положения Закона № 44-ФЗ, предусматривающие обязанность составления муниципальными заказчиками перечня поставщиков путем проведения предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, администрацией МО Благодарновский сельсовет, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, не исполняются, что является грубым нарушением федерального законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Уставом к вопросам местного значения МО Благодарновский сельсовет относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 7 Закона № 273-ФЗ, одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Бездействие администрации МО Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, выражающееся в несоблюдении единого порядка размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.
Принимая во внимание, что отсутствие перечня поставщиков, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, могут повлечь грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при возникновении подобных ситуаций, способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, суд считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30.09.2017 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05.04.2013 ░░░░ № 44-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░