Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2018 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой М.В. при секретаре Рай Е.В., с участием прокурора Авазовой В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области» к Леонтьева Ю.А., Леонтьевой Д. П., Леонтьеву А.Ю. о выселении,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области» обратилось в суд с иском к Леонтьеву Ю.А., Леонтьевой Д.П., Леонтьеву А.Ю., в котором с учетом уточнения исковых требований просило обязать ответчиков освободить нежилое помещение №... №... кв.м.) в здании по адресу <адрес>, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указано, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> пожарное депо ПЧ-37 УГПС (назначение нежилое здание, площадь общая №....м., инвентарный №..., литер: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области».
В настоящее время в здании без законных на то оснований ответчики занимают административно-служебное помещение №....
Доказательств законности нахождения ответчиком в спорном помещении отсутствуют. Доказательства предоставления спорного помещения ответчикам в связи с трудовыми отношениями с №... также отсутствуют.
Ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не допускается без предоставления иного жилого помещения.
Представители истца Власов В.О. и Сейкин А.А. исковое заявление поддержали, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Леонтьева Д.П. и Леонтьев Ю.А. в судебном заседании иск не признали, в обоснование возражений пояснили, что не согласны с требованием о выселении.
Ответчик Леонтьев А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчиков Кирдянова А.Ю. в судебном заседании полагала, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку спорное помещение является жилым, пригодно для постоянного проживания ответчиков. Ответчики были вселены в установленном порядке, несут расходы по оплате коммунальных платежей.
Представителем ответчиков представлен письменный отзыв на исковое заявление.
Прокурор Авазова В.Б. в судебном заседании дала заключение о том, что иск подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков Леонтьева Ю.А., Леонтьеву Д.П. и их представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что пожарное депо №... (назначение нежилое здание, площадь общая №... кв.м., инвентарный №..., <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>.
В здании пожарного депо в нежилом помещении №... проживают Леонтьев Ю.А., Леонтьева Д.П., Леонтье А.Ю.
В соответствии с п. п. 2.6, 2.9 норм пожарной безопасности НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного помещения, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Аналогичное содержание имела статья 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... "Об основах федеральной жилищной политики", определяющая структуру жилищного фонда как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Данной статьей предусмотрено, что жилищный фонд включает в себя, в том числе, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).
Таким образом, само по себе целевое назначение здания пожарной части не исключает наличие в нем жилых помещений. Действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство предусматривало возможность наличия жилых помещений в других строениях, следовательно, не исключалась такая возможность и в зданиях пожарной части.
Такие жилые помещения, которые расположены в здании пожарной части, имеют статус специализированного жилого помещения в силу закона, данный статус спорного помещения не изменен.
Таким образом, правоотношения по пользованию жилыми помещениями в здании пожарной части характеризуются как основанные на договоре найма специализированного жилого помещения.
При этом, последующая передача служебного жилого помещения в оперативное управление 8 №... ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации не влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.
Факт того, что помещения здания пожарной части №... (<адрес>, р.<адрес>) используются в качестве жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, подтверждается актом обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ, составленным межведомственной комиссией администрации рабочего поселка Кольцово, и заключением от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилых помещений пригодными для проживания.
При установленных обстоятельствах, довод иска о том, что здание в целом имеет статус нежилого, не может рассматриваться в качестве критерия, определяющего статус спорного жилого помещения, которое указывалось в техническом паспорте, как комната №..., предназначено для постоянного проживания в нем граждан, и является объектом жилищных прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, доводы истца о том, что спорное помещение- комната №... не является жилым помещением, суд признает несостоятельными.
Положениями ст. 7 ЖК РСФСР предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
Леонтьев Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности пожарного 2 класса (приказ ППЧ №... №... от ДД.ММ.ГГГГ), уволен с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 33 п. 2 (по состоянию здоровья) КЗОТ РФ (приказ ППЧ №... №... л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписки из Книги регистрации граждан, нуждающихся в жилье, ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления Леонтьев Ю.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении квартиры.
Ответчики Леонтьев А.Ю. является сыном Леонтьева Ю.А., Леонтьева Д.П. - супругой.
Исходя из вышеуказанной Книги регистрации граждан, нуждающихся в жилье, в период вселения Леонтьева Ю.А. в помещение здания №... была создана и действовала в пожарной части жилищно-бытовая комиссия, в полномочия которой входили вопросы постановки работников пожарной части на учет нуждающихся в жилых помещениях и вопросы предоставления жилых помещений, что подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Медунцева Ю.А., Бурцевой В.А., которые подтвердили, что в пожарной части действовала жилищно-бытовая комиссия, в полномочия которой входило осуществление вопросов постановки работников пожарной части на учет нуждающихся в жилых помещениях и вопросов предоставления жилых помещений.
Семья Леонтьева Ю.А. была вселена в спорное жилое помещение в №... г. держателем жилого фонда в связи с тем, что Леонтьев Ю.А. являлся сотрудником №..., подтвержден представленной стороной истца выпиской и самой Книгой регистрации. Вселение производилось на основании решения жилищно-бытовой комиссии о признании Леонтьева Ю.А. нуждающимся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.
Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны ответчиков при вселении в спорное помещение допущено не было. Обратного доказано не было; решения жилищно-бытовой комиссии не сохранились по обстоятельствах, не зависящим от ответчиков.
На момент признания Леонтьева Ю.А. нуждающимся в жилом помещении, Леонтьева Д.П. являлась его супругой, Леонтьев А.Ю.- сыном. Следовательно, все члены семьи, в том числе и ответчики, являлись нуждающимися в жилом помещении и состояли на учете в качестве нуждающихся, который осуществлялся на месту работы главы семьи.
Доказательств того, что Леонтьев Ю.А. и члены его семьи снимались с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, суду представлено не было. При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что ответчики на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не позднее, чем с ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия на учет Леонтьева Ю.А.).
Спорное служебное помещение было предоставлено Леонтьеву Ю.А. в №... году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации- ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.ст.43,47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Леонтьеву Ю.А. и членам его семьи Леонтьевой Д.П. и Леонтьеву А.Ю. жилого помещения, жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
При этом, в соответствии со ст.ст.101, 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину также выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Согласно статьям 47 и 105 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение является основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное ему помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях и служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до ДД.ММ.ГГГГ; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Согласно сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России №... от ДД.ММ.ГГГГ Леонтьев Ю.А. обращался в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы в Новосибирской области» Минтруда России:
№...
№...
№...
В №... обращение в ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России в Бюро №... для разработки индивидуальной программы №...
Учитывая установленные по делу обстоятельства ответчики как по ранее действовавшему жилищному законодательству, так и по ЖК РФ, права на проживание в спорном помещении не имеют, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не относятся ни к одной из категорий лиц, выселение которых без предоставления другого жилого помещения не допускается.
С учетом изложенного требования Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области» о возложении обязанности на ответчиков освободить нежилое помещение №...
За подачу искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 6400 руб., что подтверждается платежным поручением №... от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением №... от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Леонтьеву Д. П., Леонтьева Ю.А., Леонтьеву А.Ю. освободить нежилое помещение №... №... кв.м.), в здании по адресу <адрес>
Взыскать солидарно с Леонтьевой Д. П., Леонтьева Ю.А., Леонтьеву А.Ю. в пользу Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6400 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.В. Попова