РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2016 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А.М., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по иску МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> к Филиалу ВГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просил обязать ответчика снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенному по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что в Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> (далее Комитет) обратились Васильева М.В., Васильева К.А. с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> в.м. с кадастровым номером №, по основаниям предоставления земельного участка без проведения торгов. На земельном участке с кадастровым номером № (который снят с кадастрового учета) располагается жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. Данный жилой дом принадлежит Васильевой М.В. и Васильевой К.А. на праве общей долевой собственности, согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен для обслуживания части указанного жилого дома и размещения хозяйственных построек и поставлен на кадастровый учет, в настоящее время данный земельный участок имеет статус ранее учтенного земельного участка. Земельный участок, расположенный непосредственно под домом был снят с кадастрового учета и аннулирован (имел кадастровый №). Однако, в настоящее время, для того, что бы предоставить земельный участок Васильевой М.В., Васильевой К.А. для обслуживания части жилого дома и размещения хозяйственных построек, необходимо сформировать единый земельный участок, то есть объединить земельные участки под домом и земельный участок, предоставленный для обслуживания части жилого дома и размещения хозяйственных построек (кадастровым номером №) и поставить на кадастровый учет как единый объект недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером № имеет статус ранее учтенного, также не является преобразуемым в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № не может быть снят с государственного кадастрового учета иначе как по решению суда.
В ходе рассмотрения дела представителем истца Тулохоновым О.А. исковые требования были уточнены, представитель Комитета просил снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Жамбалов В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав на необходимость формирования единого земельного участка, расположенного под частью жилого дома, принадлежащего Васильевым, и используемого для его обслуживания для дальнейшей постановки на кадастровый учет как единый объект недвижимости.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> Михайлов Д.П. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее против удовлетворения требований Комитета не возражал, указал, что земельный участок, имеющий статус «ранее учетный», может быть снят с кадастрового учета только по решению суда, поскольку оснований для исключения сведений о нем из кадастра в административном порядке у органа кадастрового учета не имеется.
Третьи лица Васильева М.В., Васильева К.А. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Комитета, исследовав материалы дела, суд полагает возможным заявленные требований удовлетворить по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Васильева М.В., Васильева К.А. обратились в Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, для использования в целях размещения квартиры.
Из материалов дела следует, что Васильева М.В. является собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ)
Васильевой К.А. принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.
Решением КУИиЗ <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Васильевым предварительно согласовано предоставление земельного участка в общую долевую собственность, утверждена схема расположения земельного участка.
В то же время судом установлено, что часть жилого дома, собственниками которого являются Васильевы и для использования которого они просят предоставить земельный участок с кадастровым номером №, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который снят с кадастрового учета.
Согласно кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером № внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, предназначен для обслуживания жилого дома и размещения хозяйственных построек и имеет статус «ранее учтенный».
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе в отношении земельного участка кадастровый номер, описание местоположения границ, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Закона о кадастре) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером № не является преобразуемым и имеет статус "ранее учтенный", сведения о нем могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в суд с настоящими требованиями.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Системный анализ положений статей 24, 25 Закона о кадастре применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора, в административном порядке.
Частью 4 ст. 1 ГПК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена иным способом.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет до принятия Закона о кадастре (ДД.ММ.ГГГГ.), в связи с чем не имеет статуса "временный" и не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Данная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от №.
Само по себе отсутствие в ст. 25 Закона о кадастре, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета земельного участка, условия для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае имеются иные следуемые из приведенных положений гражданского, земельного законодательства и законодательства о кадастре основания.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., сведения о правах на этот земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) и иные правопритязания.
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка фактически отсутствует спор о праве, учитывая невозможность его предоставления заинтересованным лицам, что влечет нарушение их прав, с учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права суд полагает возможным снять земельный участок с кадастровым номером № с кадастрового учета.
Избранный Комитетом способ защиты нарушенного права не противоречит положениям ГПК РФ и согласуется со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова