Дело № 2а- 237/2021(2а-2472/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Солдатковой Р.А.
при секретаре Половинкиной А.В.
с участием административного истца Пирогова А.Е.
представителя административного ответчика Лепляева А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Пирогова Антона Евгеньевича к призывной комиссии Оренбургского района Оренбургской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» о признании незаконным решения призывной комиссии, его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Пирогов А.Е. обратился с данным административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований указано, административный истец состоит на воинском учете в военном комиссариате Оренбургского района Оренбургской области. Входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом 2020 года на военную службу, решением призывной комиссии он признан годным к прохождению срочной военной службы и ему была вручена повестка для отправления к месту службы на 23.11.2020 года. Указывает, что врачами, входящими в состав медицинской комиссии, были проигнорированы его жалобы на состояние здоровья, направление на дополнительное обследование выдано не было, вследствие чего, по мнению административного истца, не представляется возможным установить удостоверенный диагноз. Указанное обстоятельство повлияло на решение призывной комиссии. Решение в вышестоящую комиссию не обжаловал.
Считает решение призывной комиссии незаконным, поскольку нарушено его право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
На основании изложенных обстоятельств, просит признать незаконным решение призывной комиссии и отменить его.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал по доводам, приведенным в исковом заявлении. Настаивал на том, что при прохождении медицинской комиссии он предъявлял жалобы, связанные с заболеванием желудка, но дополнительное обследование не было назначено.
Административный ответчик – призывная комиссия Оренбургского района в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения иска возражала (л.д.77).
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Оренбургской области» привлеченный к участию в деле в качестве административного ответчика на основании определения суда от 21.12.2020 года возражал против удовлетворения требований истца по доводам, приведенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Военный комиссариат Оренбургского района и призывная комиссия Оренбургской области в судебное заседание представителей не направила, извещение надлежащее. Суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика, заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ч. 2. ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Статья 28 Закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Положением в пункте 17 определено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено как п. 7 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, так и ст. 15 Федерального закона N 113-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 29 данного Федерального закона установлены полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которая, в частности, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу (п. 2); имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (п. 3).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3 ст. 5.1 Федерального закона).
Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, предусматривает, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (п. 20).
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации. В случае выявления у гражданина при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (п. 20).
Пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" предусмотрено, что на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу.
Системный анализ приведенных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что решение призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу по состоянию здоровья утверждается призывной комиссией субъекта Российской Федерации, которая вправе с целью правильного определения состояния здоровья и годности к военной службе призывника проводить его медицинское освидетельствование. При этом не исключается возможность проведения освидетельствования указанного лица в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе, а, следовательно, и возможность принятия призывной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего решения, в случае, если обследование не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии.
Судом установлено, что административный истец решением комиссии военного комиссариата Оренбургского района Оренбургской области по постановке граждан на воинский учет от 08.02.2017 года поставлен на воинский учет как пригодный к военной службе с незначительными ограничениями - ст.59 в «Б3».
Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2020 года №581 «О призыве в октябре - декабре 2020 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» в период с 1.10.20209 года по 31.12.2020 года осуществлялся призыв на военную службу (осенний призыв).
В период весеннего призыва 15.07.2020 призыв на военную службу Пирогова А.Е. был отменен в связи с выполнением установленного задания на призыв.
В период осеннего призыва в 2020 году административный истец проходил медицинское освидетельствование, по результатам которой Решением призывной комиссии Оренбургского района от 27.10.2020 года (протокол №11) постановлено призвать на военную службу. Итоговое заключение о категории годности статья 59 «в» Б3.
С этой целью призывнику Пирогову А.Е. была вручена повестка серии 5620 №007474 на 23.11.2020 года для отправки к месту службы.
Административный истец по повестке не явился, 26.11.2020 года обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решение призывной комиссии Оренбургского района в призывную комиссию Оренбургской области не обжаловалось, соответственно, призывная комиссия субъекта РФ не проверяла заключение от 27.10.2020 года и не утверждала. Дополнительное обследование призывников, подлежащих призыву на военную служб, направляемых со сборного пункта Оренбургской области в медицинские организации в соответствии с приложением №2 к распоряжению Губернатора Оренбургской области от 26.03.2020 года №92-р.
Таким образом, Решение призывной комиссии Оренбургского района от 27.10.2020 года (протокол №11) не реализовано, Пирогов А.Е. на военную службу не призывался в связи с обращением в суд, соответственно, дополнительное медицинское обследование ему не могло быть назначено. Между тем, все данные о медицинском обследовании Пирогова А.Е., в том числе его жалобы отражены в карте медицинского освидетельствования, на основании его жалобы было назначено эндоскопическое исследование, выставлен диагноз. Результаты обследования не повлияли на категорию годности. Других жалоб не предъявлял, что отражено в протоколе. Административный истец иных доказательств незаконности решения не представил.
Как следует из выше приведенных норм закона, решение призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу по состоянию здоровья или о призыве окончательно утверждается призывной комиссией субъекта Российской Федерации, которая вправе с целью правильного определения состояния здоровья и годности к военной службе призывника проводить его медицинское освидетельствование. При этом, не исключается возможность проведения освидетельствования Пирогова А.Е. в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Следовательно, поскольку решение призывной комиссии Оренбургской области отсутствует, оснований для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения не имеется. Решение призывной комиссии Оренбургского района на момент обращения Пирогова А.Е. в суд с административным иском не реализовано, соответственно, прав административного истца не нарушило.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Пирогова Антона Евгеньевича к призывной комиссии Оренбургского района Оренбургской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» о признании незаконным решения призывной комиссии, его отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.02.2021 года.
Судья: Р.А.Солдаткова