К делу № 2а-2654/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Майкоп 18 ноября 2021г.
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием представителя административного истца Забара А.Н. – Шебзуховой С.М.,
представителя Администрации МО «Город Майкоп» - Рубана С.А.,
представителя Управления архитектуры и градостроительства МО «Город Майкоп» - Селивановой М.М.,
прокурора Лошакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Забара Александра Николаевича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании нормативного акта недействительным в части,
У С Т А Н О В И Л:
Забара А.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании нормативного акта недействительным в части. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507058:287 и находящееся на нем нежилое здание с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
Согласно Проекту детальной планировки центральной части <адрес>, утвержденному постановлением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 10.07.2009г. № 517 «красная линия» проходит по земельному участку истца. Указанное обстоятельство подтверждается градостроительным планом земельного участка.
Считает, что указанным постановлением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» нарушаются его права и законные интересы как собственника земельного участка.
Так, в оспариваемом проекте планировки красная линия установлена без учета существующего объекта (до реконструкции жилой дом 1920 г. постройки) недвижимости и юридических границ земельного участка, сформированного до утверждения проекта планировки. В результате отнесения части земельного участка к землям общего пользования, истец лишается права распоряжения, владения и пользования этим объектом недвижимости.
С учетом положений 208 КАС РФ просил признать Проект детальной планировки центральной части города Майкопа, утвержденный постановлением Главы администрации муниципального образования Город Майкоп от 10.07.2009г. № 517, недействующим с момента вступления в силу в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители Администрации МО «Город Майкоп» и Управления архитектуры и градостроительства МО «Город Майкоп» против удовлетворения иска возражали, просили в его удовлетворении отказать ввиду наличия у органа местного самоуправления полномочий по установлению «красной линии».
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд считает исковые требования Забара А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № и находящееся на нем нежилое здание с кадастровым номером 01:08:0507058:23, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Управлении Росреестра по РА в установленном порядке.
Как указывает истец, установленная Проектом детальной планировки центральной части города Майкопа, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 10.07.2009г. № 517, красная линия проходит по принадлежащему ему земельному участку, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы как собственника земельного участка, поскольку в результате отнесения части земельного участка к землям общего пользования, он лишается права распоряжения, владения и пользования этим объектом недвижимости.
В целях определения прохождения установленной Проектом детальной планировки центральной части города Майкопа красной линии на данном участке городской территории по делу было назначено проведение соответствующей судебной строительной экспертизы.
Согласно заключению ООО «Арте-Проект» установленная Проектом детальной планировки центральной части города Майкопа красная линия пересекает не только земельный участок по адресу: <адрес>, но и расположенный на нем объект капитального строительства. При этом использование земельного участка по целевому назначению, а также расположенного на нем капитального объекта в целях его реконструкции невозможно.
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу пункта 12 этой же статьи Кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в период утверждения Проекта планировки территории регламентировались Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 N 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации N 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), подлежащих применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции РДС 30-201-98 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий (это понятие раскрывается в пункте 11 статьи 1), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43).
Тем самым, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Из материалов дела следует, что согласно Выписке из ЕГРН от 23.03.2021г. сведения о принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507058:23 внесены в государственный кадастр недвижимости 24.10.2005г., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины; индивидуальное жилищное строительство, площадь 758+/- 6 кв.м.; система координат кадастрового округа, сведения о существующих ограничениях (обременениях) не указаны.
Тем самым, параметры земельного участка с заявленной площадью 758 кв.м. внесены в государственный кадастр недвижимости в 2005 г., то есть до уточнения административным ответчиком красных линий в 2009 г., границы земельного участка статус условных не имеют.
Исходя из смысла пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости, поскольку красные линии - это границы территорий. В данном случае красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости и юридических границ указанного земельного участка.
Соответственно, прохождение красной линии через объекты недвижимости истца возлагает на него обязанность обеспечить неограниченному кругу лиц право пользования принадлежащим ему имуществом, что создает угрозу ограничения в любое время прав истца как собственника.
Таким образом, принадлежащий истцу земельный участок (в части, расположенной за пределами красной линии), нельзя признать территорией общего пользования, поскольку расположенное на данном участке нежилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, используется исключительно собственником для личных целей.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Между тем, в нарушение приведенной нормы, доказательств обусловленности прохождения красной линии через земельный участок истца целями изменения в публичных интересах границ территорий общего пользования и расположения линейных объектов, в том числе с планируемым резервированием (изъятием) необходимой части земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, администрация не представила.
Доводы о том, что оспариваемый акт был принят в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления, а красная линия как обязательный элемент проекта планировки территории может проходить через объект недвижимости, суд считает несостоятельными, поскольку исходя из смысла пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости, поскольку красные линии - это границы между существующими земельными участками и территориями общего пользования, к которым принадлежащий истцу земельный участок не относятся.
Использование спорного земельного участка или его части неограниченным кругом для беспрепятственного прохода, проезда, а также в качестве сквера, бульвара или улицы при указанных выше обстоятельствах полностью исключено, что в силу пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяет отнести спорный земельный участок или его часть к территории общего пользования.
Доводы ответчика о приобретении земельного участка административным истцом после утверждения оспариваемого Проекта планировки территории суд также отклоняет, поскольку, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца вследствие применения оспариваемого нормативного акта.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании недействительным в части Проекта детальной планировки центральной части города Майкопа, утвержденный постановлением Главы администрации муниципального образования Город Майкоп от 10.07.2009г. № 517, и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
административный иск Забара Александра Николаевича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании нормативного акта недействительным в части – удовлетворить.
Признать Проект детальной планировки центральной части города Майкопа, утвержденный постановлением Главы администрации муниципального образования Город Майкоп от 10.07.2009г. № 517, недействующим с момента вступления в силу в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Настоящее решение (сообщение о его принятии) подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Город Майкоп».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2021г.
Председательствующий -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0003-01-2021-003638-86
Подлинник находится в материалах дела № 2а-2654/2021 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.