Дело № 33-1202
Кизлярский городской суд
судья Наников Г.П.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2014 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Гебековой Л.А.,
судей Абдуллаева М.К., Сатыбалова С.К.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Касумова М.С. гражданское дело по иску МВД по Республике Дагестан к Касумову М.С. о взыскании излишне выплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения представителя МВД по Республике Дагестан Гамзатова И.М., просившего апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Представитель МВД по Республике Дагестан Гамзатов И.М. обратился в суд с иском к Касумову М.С. о взыскании денежной суммы излишне переплаченной пенсии в размере <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных требований указано, что с 1991 по 2009 годы Касумов М.С. проходил службу в органах внутренних дел. Приказом от 24 августа 2009 г. № 309 л/с он уволен с должности заместителя начальника ЛОВД на ст.Кизляр по достижению предельного возраста пребывания на службе. Заключением Центра пенсионного обеспечения (далее ЦПО) при МВД по Республике Дагестан № 51/12355 Касумову М.С. установлена пенсия по выслуге лет. В последующем, приказом Следственного комитета при Прокуратуре России по Республике Дагестан № 19 от 21 апреля 2010 г. Касумов М.С. был зачислен на службу старшим следователем Тарумовского межрайонного Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России по Республике Дагестан и ему присвоено звание младшего советника юстиции. О факте поступления на службу ответчик своевременно не сообщил в ЦПО при МВД по Республике Дагестан, вследствие чего была допущена переплата пенсионных выплат, которая составила <данные изъяты> коп. за период с 21 апреля 2010 г. по 28 февраля 2014 г. Выплата пенсии прекращена с 1 марта 2014 г.
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе и в Следственный комитет при Прокуратуре РФ), выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Истец неоднократно обращался в адрес ответчика о добровольном возврате переплаченных сумм, однако ответчик от возврата уклоняется.
Решением Кизлярского городского суда от 10 декабря 2014 г. исковые требования МВД по Республике Дагестан удовлетворены, постановлено:
«Взыскать с Касумова М.С. в пользу МВД по Республике Дагестан излишне переплаченную пенсию в размере <данные изъяты> коп.».
В апелляционной жалобе Касумов М.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование заявленных требований указано, что он никогда не был в пенсионном отделе МВД по Республике Дагестан, так как увольнялся из Северо-Кавказского Управления внутренних дел на транспорте и пенсия ему назначена оттуда же; что он отказался от пенсионных надбавок к заработной плате в органах прокуратуры и следственного комитета, в связи с тем, что получал пенсию в органах внутренних дел; что при его увольнении из органов внутренних дел его бывшему руководству было известно о его поступлении на службу в Следственный комитет и данный факт он не скрывал и; что переплата пенсии произошла не по его вине.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Касумова М.С.
Из материалов дела видно и сторонами по делу не оспаривается, что Касумов М.С., работавший до 24 августа 2009 г. в органах внутренних дел, 21 апреля 2010 г. зачислен на службу в Следственный комитет при прокуратуре России по Республике Дагестан.
На л.д.6 имеется заключение № 12355 ЦПО при МВД по Республике Дагестан от 26 ноября 2009 г. о назначении Касумову М.С. пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст.6 вышеуказанного закона РФ пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 Закона (в том числе сотрудникам органов внутренних дел), при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно п.13 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. То есть нормы вышеуказанного Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том числе и требования ст.6, распространяются и на сотрудников следственного комитета.
Порядок назначения и выплаты пенсий лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, регламентируется Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 44 «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» и приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Согласно ст.19 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 44, пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта Российской Федерации и других случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность государственной службы, обязан в 5-дневный срок сообщить об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлена форма заявления о назначении пенсии, в которой предусмотрено, что в случае поступления на работу (службу), пенсионер обязуется сообщить об этом в пенсионный орган в 5-ти дневный срок.
Таким образом, из приведенных выше требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения и выплату пенсий сотрудникам органов внутренних дел, следует, что обязанность по сообщению в пенсионный орган о поступлении на службу в правоохранительные органы возлагается на получателя пенсии.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено и ответчиком не оспаривается, что при поступлении на службу в органы следственного комитета он не сообщил об этом обстоятельстве в МВД по Республике Дагестан и получал назначенную при увольнении из органов внутренних дел пенсию.
Доводы апелляционной жалобы Касумова М.С. о том, что при его увольнении из органов внутренних дел его бывшему руководству было известно о его поступлении на службу в Следственный комитет и данный факт он не скрывал и, что переплата пенсии произошла не по его вине, заявлялись истцом также и суду первой инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку, как установлено судом, им не исполнена обязанность по уведомлению органа внутренних дел о поступлении на службу, которая лежит на самом получателе пенсии.
Доводы жалобы о том, что он никогда не был в пенсионном отделе МВД по Республике Дагестан, так как увольнялся из Северо-Кавказского Управления внутренних дел на транспорте и пенсия ему назначена оттуда же, опровергаются материалами дела – имеющейся в материалах дела копией заявления самого Касумова М.С. о назначении пенсии, адресованного начальнику ФЭО МВД по Республике Дагестан, в котором он также обязался сообщить в пенсионный орган в 5-тидневный срок о поступлении на работу, а также вышеупомянутым заключением № 12355 от 26 ноября 2009 г.
Доводы жалобы Касумова М.С. о том, что при поступлении на службу в органы Следственного комитета он отказался от пенсионных надбавок к заработной плате не имеют юридического значения для существа спора и не могут служить основанием к отмене решения суда по делу. Кроме того, каких-либо доказательств данного обстоятельства – заявлений об отказе от получения надбавок, решений уполномоченных структур Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Дагестан по данному вопросу, истцом суду также не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в апелляционной жалобе не приведено доводов, которые могли бы служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Кизлярского городского суда от 10 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Касумова М.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Гебекова
Судьи М.К. Абдуллаев
С.К. Сатыбалов