Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <адрес> Московской области
ДД.ММ.ГГ мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Шкаленковой М.В., при секретаре Битулевой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорокина М. В. о признании незаконным бездействия начальника ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> по выдаче направления на ВВК с целью получения заключения о причине инвалидности, обязании направить на ВВК
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд, указав, что с мая 1952 года он находился на действительной военной службе по призыву. ДД.ММ.ГГ был освидетельствован военно-врачебной комиссией военного госпиталя № <адрес> и признан негодным к несению военной службы с исключением с учета.
Военно-врачебная комиссия врачебного госпиталя № установила, что «заболевание получено в период прохождения военной службы».
В свидетельстве о болезни № отмечено, что заболевание наступило с конца 1953 года «при выполнении служебных обязанностей».
В настоящее время заявитель является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой ВТЭК, выданной ДД.ММ.ГГ Жуковским отделом № МСЭ Московской области.
Однако по результатам освидетельствования 24.03.-ДД.ММ.ГГ (акт № от ДД.ММ.ГГ г.) экспертная комиссия неверно указала причину инвалидности - «заболевание получено в период прохождения военной службы», вместо правильного: «вследствие военной травмы».
Понятие военная травма дано в пункте 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в котором установлено «1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
...Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения /1/, контузии /2/, увечья /3/ или заболевания /4/, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;.. .Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».
Принципиальное различие между заболеваниями, отнесенными к п. 1 и заболеваниями, отнесенными к п. 2 определяется следующими критериями:
в первом случае (п.1) заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы (не обязательно при боевых действиях);
во втором случае (п.2) заболевания получены в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы...
Комиссией было оставлено без должного внимание ключевое для дачи правильного заключения обстоятельство: с мая 1952 года заявитель находился на действительной военной службе по призыву.
Таким образом, для случая заявителя понятия «период прохождения военной службы» и «исполнение служебных обязанностей» являются тождественными.
В силу п. 10 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу началом исполнения обязанностей военной службы считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 37. данного Закона: «Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:.. .е) нахождения на территории воинской части... з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; /и даже/.. .к) прохождения военных сборов...».
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": «Бюро медико - социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы».
По данному поводу заявитель обратился к руководителю главному эксперту МСЭ по Московской области с жалобой на решение Жуковского филиала МСЭ МО. В поданной жалобе просил изменить решение Жуковского отдела № МСЭ Московской области (акт № от ДД.ММ.ГГ г.) в отношении Сорокина М. В., ДД.ММ.ГГ года рождения, указав правильную причину инвалидности: «вследствие военной травмы».
В ответ на жалобу Руководитель-главный эксперт по МСЭ по Московской области Е.К.Козьмиди письмом от ДД.ММ.ГГ № рекомендовал по вопросу изменения причины инвалидности обратиться в соответствующую Военно-врачебную комиссию через военкомат по месту жительства, что заявитель и сделал.
Начальник ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГ за № № отказал заявителю в удовлетворении заявления вопреки действующему законодательству.
На основании изложенного заявитель просит признать бездействие
начальника ОВК Московской области по <адрес> и
<адрес> относительно направления заявителя на Военно-врачебную
комиссию с целью получения заключения ВВК о причине инвалидности
(отказ от ДД.ММ.ГГ за № №) - не основанном на законе,
обязать начальника ОВК Московской области по <адрес>, г.
Лыткарино и <адрес>, устранить в полном объёме допущенное
нарушение прав - направить Сорокина М. В., ДД.ММ.ГГ, уроженца <адрес>, на Военно-врачебную комиссию с целью
получения заключения ВВК о причине инвалидности.
В судебное заседание заявитель и его представитель явились, доводы заявления поддержали.
В судебное заседание представитель ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> явилась, просила в удовлетворении заявления отказать, сославшись на то, что у отдела военного комиссариата отсутствуют полномочия по выдаче направления на ВВК в отношении заявителя.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
В ходе судебного заседания установлено, что Сорокин М.И. с мая 1952 года находился на действительной военной службе по призыву.
ДД.ММ.ГГ был освидетельствован военно-врачебной комиссией военного госпиталя № <адрес> и признан негодным к несению военной службы с исключением с учета, с указанием заболевание получено в период прохождения военной службы.
В настоящее время заявитель является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой ВТЭК, выданной ДД.ММ.ГГ Жуковским отделом № МСЭ Московской области, причина инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы»
ДД.ММ.ГГ Сорокин М.В. обратился в ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> с заявлением, в котором просил направить его на военно-врачебную комиссию с целью получения заключения ВВК о причине инвалидности.
На данное заявление ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГ за № № был дан ответ, что выдача направления на ВВК не входит в полномочия отделов военным комиссариатов, установленных законодательством, при этом заявитель вправе обжаловать заключение в ВВК, либо в суд.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.
Раздел II указанного Положения содержит основные задачи военных комиссариатов. Одной из них является: «проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий:
по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;
по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе;
по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования, и граждан, пребывающих в запасе;
иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (военные сборы), направлением граждан, проходящих обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на учебные сборы (стажировки);( п/п 21 п. 17).
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» предусмотрено, что
1. Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы),
3. На военно-врачебную комиссию возлагаются:
а) проведение медицинского освидетельствования (далее освидетельствование):
г) определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы,…
8. Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.»
Согласно п. 3. Приказа Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах РФ Для проведения ВВЭ и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации создаются штатные и нештатные военно-врачебные комиссии
Штатными ВВК (ВЛК) являются:
...ВВК военных комиссариатов субъектов Российской Федерации... (п. 7) Штатные ВВК имеют право (п. 13)
контролировать, рассматривать, утверждать (не утверждать) заключения подчиненных ВВК (ВЛК);
пересматривать собственные заключения или заключения подчиненных ВВК (ВЛК) о категории годности к военной службе по результатам повторного освидетельствования, если в состоянии здоровья освидетельствуемого произошли изменения, дающие основания для пересмотра ранее вынесенного заключения;
пересматривать или отменять собственные заключения и заключения подчиненных ВВК (ВЛК) о причинной связи увечий, заболеваний у граждан, проходящих (проходивших) военную службу (военные сборы) при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы;
пересматривать или отменять собственные заключения и заключения подчиненных ВВК (ВЛК) о тяжести увечья при наличии вновь открывшихся обстоятельств, характеризующих его тяжесть;
проверять подчиненные ВВК (ВЛК) и давать им указания по вопросам ВВЭ (ВЛЭ);
направлять в военно-медицинские учреждения на контрольное стационарное или амбулаторное обследование и освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан, проходивших военную службу и имеющих право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях;
истребовать из медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы, военных комиссариатов, воинских частей, других организаций медицинские документы, личные и пенсионные дела, материалы административного расследования, дознания, уголовного дела, характеристики, архивные справки, выписки из приказов, актов, протоколов и другие документы, содержащие сведения, необходимые для вынесения заключения;
истребовать из ВВК (ВЛК), военно-медицинских учреждений, воинских частей сведения о результатах освидетельствования;
привлекать для решения вопросов ВВЭ (ВЛЭ) главных (ведущих) медицинских специалистов и других врачей-специалистов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, родов войск, Командования специального назначения, флотов, флотилий, эвакуационного пункта фронта,
местного эвакуационного пункта, управления госпитальной базы фронта, военно-медицинского учреждения.»
Таким образом, из положений действующего законодательства не следует обязанность отдела военного комиссариата, выдать заявителю направление на ВВК с целью получения заключения о причине инвалидности, поскольку причина инвалидности была ранее установлена. В случае несогласия заявителя с данным решением ВВК в части установления причины инвалидности, заявитель не лишен защитить свои права путем обжалования вынесенного в отношении него решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Сорокина М. В. о признании незаконным бездействия начальника ОВК Московской области по <адрес> и <адрес> по выдаче направления на ВВК с целью получения заключения о причине инвалидности, обязании направить на ВВК, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Шкаленкова М.В.