№2-2074/2021 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
г. Ростов-на-Дону «29» июня 2021 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Шелковской А.А.,
с участием истца Бузенко С. В., представителя ответчика ФГКУ "Южному региональному управлению жилищного обеспечения» МО РФ Соколова Я.О., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бузенко С. В. к ФГАУ "Росжилкомплекс» филиал Южный, третьи лица: Каплицкая Е. В., Бузенко Н. Г., Бузенко Г. Е., о признании членом семьи собственника,
установил:
Бузенко С.В. обратилась в Георгиевский городской суд Ставропольского края с исковым заявлением к ФГКУ "Южному региональному управлению жилищного обеспечения» МО РФ, третьи лица: Каплицкая Е. В., Бузенко Н. Г., Бузенко Г. Е. о признании членом семьи собственника.
В обоснование иска указано, что истец Бузенко С.В. проживает по адресу: <...>. Совместно с ней по указанному выше адресу проживают ее супруг Бузенко Г.Е., дочь Бузенко Н.Г., дочь Каплицкая Е.В., дочь ФИО и внук Ф Т.Г., который зарегистрирован по данному адресу, что подтверждается домовой книгой. Истец проживает совместно с указанными выше лицами, ведёт с ними общее хозяйство и имеет общий бюджет, занимаясь воспитанием и содержанием несовершеннолетнего внука ФИО
Истец, её дочери Бузенко Н.Г. и Каплицкая Е.В., а также супруг Бузенко Г.Е. состоят на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, являются участниками программы «Обеспечение жильем военнослужащих». Однако в указанную программу как член семьи истца не включен несовершеннолетний внук Ф Т.Г., рождения 26 октября 2018 года, так он родился после постановки семьи истца на учет. Для постановки внука на учет как члена ее семьи, нуждающегося в жилом помещении, истец обратилась к ответчику. Решением от 16 декабря 2020 года №08/26 отказал истцу, мотивируя отказ тем, что внук не является членом ее семьи и рекомендовал обратиться в суд.
Признание ФИО членом её семьи необходимо истцу для получения социальных льгот, предусмотренных ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, в связи с чем Бузенко С.В. обратилась в суд и просила признать ФИО членом её семьи.
Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 марта 2021 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону.
В судебном заседании истец требования иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс» филиал Южный по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование позиции предоставил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Третьи лица: Каплицкая Е.В., Бузенко Н.Г. и Бузенко Г.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела без их участия, поэтому суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривая социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, закрепляет круг лиц, которым они предоставляются.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениям и в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абзаца 2 пункта 5 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащего» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся… супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
По смыслу ст. 2 СК РФ, согласно которой членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другие родственники и иные лица.
Из установленных по делу обстоятельств следует. что истец проживает по адресу: <...>.
На основании договора на передачу квартиры от 18.01.2010 истцу, ее дочери Каплицкой Е.В. и супругу Бузенко Г.Е. выданы свидетельства о государственной регистрации права по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную выше квартиру.
Вместе с истцом по указанному адресу проживают её супруг Бузенко Г.Е., дочь Бузенко Н.Г., дочь Каплицкой Е.В., дочь ФИО и внук Ф Т.Г. Все проживающие с истцом лица зарегистрированы по месту своего жительства.
Истец, её дочери Бузенко Н.Г. и Каплицкая Е.В., а также супруг Бузенко Г.Е. состоят на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, и являются участниками программы «Обеспечение жильем военнослужащих».
Признание ФИО, внука истца, членом её семьи необходимо для получения социальных льгот, предусмотренных ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
Для постановки внука на учет как члена ее семьи, нуждающегося в жилом помещении, истец обратилась к ответчику, который решением от 16.12.2020 №08/26 отказал истцу, поскольку внук истца не является членом ее семьи.
Рассматривая доводы истца, и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
К членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, согласно ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижении ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении.
Закон не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи".
Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце третьем подпункта "б" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам необходимо руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
Поскольку внук военнослужащего не является его членом семьи в силу прямого указания закона, то есть не являются ребенком и супругом военнослужащего, отнесение данных лиц к членам семьи военнослужащего законодатель связывает с нахождением этих лиц на иждивении военнослужащего.
Законодательное определение понятия «лица, находящиеся на иждивении военнослужащих» содержится в ст. 31 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", где сказано, что члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи в данном случае получают содержание только от военнослужащего, т.е. они не получают материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования.
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь военнослужащего членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, т.е. эта помощь является не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий военнослужащего должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Следовательно, для правильного разрешения дела юридически значимыми обстоятельствами являются установления того, находится ли внук Ф Т.Г., на полном содержании истца, и является ли для него помощь истца постоянным и основным источником средств к существованию.
В силу пункта 1 статьи 80 СК РФ на родителей возлагается обязанность по содержанию своих детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Исходя из совокупного толкования вышеназванных норм, несовершеннолетний не лишен права на совместное проживание с матерью или отцом, получения от них соответствующего содержания.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Так, согласно материалам дела мать несовершеннолетнего ФИО является трудоспособной. Принимая во внимание то, что несовершеннолетний Ф Т.Г. имеет мать, то обязанности по его содержанию в силу семейного законодательства возложены на нее.
Кроме того, как видно из материалов дела ФИО 2 года 9 месяцев, он может посещать детское дошкольное учреждение, а Каплицкая Е.В. выйти на работу и получать необходимые денежные средства для содержания своего несовершеннолетнего сына.
Факт совместного проживания истца с несовершеннолетним внуком и оказание ему помощи не свидетельствует о нахождении ФИО на полном иждивении истца и ведения ими общего хозяйства.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что несовершеннолетний состоит на иждивении истца, мать несовершеннолетнего лишена родительских прав либо является нетрудоспособной и не имеет дохода, при этом сам по себе факт совместного проживания несовершеннолетнего с истцом, обладающим статусом военнослужащего, не может быть принят в качестве основания для удовлетворения требований о признании внука членом семьи, в целях признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Указание истца на то, что внук проживает вместе с ней в одной квартире, само по себе не свидетельствует, что он находится на полном содержании истца, и эта помощь является постоянным и основным источником средств к его существованию, учитывая, что мать несовершеннолетнего ребенка является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по указанному выше адресу.
Принимая во внимание, что несовершеннолетний Ф Т.Г. имеет мать, обязанность по его содержанию в силу семейного законодательства возложены на нее родителей, а факт совместного проживания с несовершеннолетним и оказание ему помощи не свидетельствует о нахождении на иждивении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Поскольку факт нахождения внука ФИО на иждивении истца своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашел, правовых оснований для признания его членом семьи истца в данном конкретном случае суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бузенко С. В. действующей также в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО к ФГАУ "Росжилкомплекс» филиал Южный, третьи лица: Каплицкая Е. В., Бузенко Н. Г., Бузенко Г. Е. о признании членом семьи собственника, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021.