Решение по делу № 33-5047/2023 от 26.06.2023

29RS0019-01-2023-000295-19

Судья Карелина С.Ю.

Докладчик Моисеенко Н.С.           Дело № 33-5047/2023            16 августа 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Корепановой С.В.,

судей Моисеенко Н.С., Радюка Е.В.,

при секретаре Тюрлевой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-258/2023 по административному иску директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Онежский детский дом» Аникеенко В.Н. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании недействительным заключения, недействительным постановления, возложении обязанностей

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» на решение Онежского городского суда Архангельской области от 15 марта 2023 г., с учетом определения об исправлении описки от 22 мая 2023 г.,

Заслушав доклад судьи областного суда Моисеенко Н.С., судебная коллегия

установила:

директор государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Онежский детский дом» (далее - Детский дом) в интересах несовершеннолетнего Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании недействительным заключения отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от       9 декабря 2022 г., недействительным постановления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 декабря 2022 г. «Об отказе во включении несовершеннолетнего            Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию «Онежский муниципальный район»», понуждении администрацию включить несовершеннолетнего Н.К.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию «Онежский муниципальный район».

Требования мотивированы тем, что с 19 апреля 2022 г. в Детском доме воспитывается несовершеннолетний Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Родители ребенка были лишены родительских прав. Н.К.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанное жилое помещением закреплено за ним 22 апреля 2022 г. Площадь жилого помещения - <адрес> составляет 67,5 кв.м. В квартире зарегистрированы шесть человек, следовательно, на долю каждого приходится по 11,25 кв.м., что меньше учетной нормы, которая составляет 12 кв.м.

Также Н.К.Ю. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение закреплено за ним в 23 мая 2022 г., собственниками данного жилого помещения являются еще три человека. Общая площадь жилого помещения - <адрес> оставляет 29,1 кв.м., следовательно, на долю каждого приходится по 7,28 кв.м., что меньше учетной нормы, которая составляет         12 кв.м. В связи с чем, Н.К.Ю. имеет право на включение в список по обеспечению жилыми помещениями в г. Онега.

Администрация Детского дома в целях защиты прав и законных интересов воспитанника обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении несовершеннолетнего в указанный список. 9 декабря 2022 г. отделом опеки и попечительства было вынесено заключение об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего Н.К.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. 12 декабря 2022 г. на основании вышеуказанного заключения администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» издано постановление об отказе во включении Н.К.Ю. в данный список. Основанием для отказа послужило сложение жилых площадей, которые приходятся на долю несовершеннолетнего, то есть 11,25 кв.м. + 7,28 кв.м. = 18,53 кв.м. Полагают, данное постановление не соответствует нормам федерального законодательства и ущемляет права воспитанника, создает препятствия в реализации права Н.К.Ю. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании представитель Детского дома Верига Д.А. просил удовлетворить исковые требования.

Представитель администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Птаховская И.С. в судебном заседании с иском не согласилась.

Третьи лица министерство образования и науки Архангельской области, министерство финансов Архангельской области своих представителей в суд не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение:

«исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным заключение отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 9 декабря 2022 г. об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемых жилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес>.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 декабря 2022 г. «Об отказе во включении несовершеннолетнего Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию «Онежский муниципальный район».

Возложить на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанность включить Н.К.Ю, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию «Онежский муниципальный район».

С решением суда не согласился ответчик администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», в поданной апелляционной жалобе просит отменить, принять новое решение.

В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие законных оснований для признания недействительным заключения от 9 декабря 2022 г. об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего Н.К.Ю. в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>, и отмены постановления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 декабря 2022 г. «Об отказе во включении несовершеннолетнего Н.К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и включения Н.К.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Суд, ссылаясь на то, что все зарегистрированные по адресу: <адрес> сохраняют право пользования жилым помещением и проживания в нем, не принял во внимание, что в настоящее время несовершеннолетние: Н.Л.Е., Н.В.Ю., К.М.Ю., К.М.Е. К.У.Я. фактически в жилом помещении не проживают и в него не вселяются, поскольку вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения осуществляется с момента прекращения опеки (попечительства).

При этом не учтено, что наличие закрепленного жилого помещения за лицами рассматриваемой категории граждан, не препятствует реализации их права на жилище.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы директор ГБУ АО «Онежский детский дом» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с определением судьи Архангельского областного суда от 15 августа 2023 г. рассмотрение настоящего дела производится по рпавилам административного судопроизводства.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.    № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Н.К.Ю.,      ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения его матери и отца родительских прав на основании решения Онежского городского суда Архангельской области от 23 ноября 2021 г.

С 19 апреля 2022 г. Н.К.Ю. зачислен в число воспитанников Детского дома.

Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 22 апреля 2022 г. , за Н.К.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную благоустроенную квартиру, общей площадью 67,5 кв.м., находящуюся в многоквартирном доме. В квартире по месту жительства зарегистрированы Н.Л.Е. Н.Ю.А., Н.К.Ю., К.М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.М.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.У.Я.,                ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 23 мая 2022 г. , за Н.К.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности В.Л.Е., К.М.Ю., К.У.Ю., Н.К.Ю. по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности за каждым.

Данное жилое помещение представляет собой однокомнатную неблагоустроенную квартиру, общей площадью 29,1 кв.м., находящуюся в многоквартирном доме.

29 августа 2022 г. администрация Детского дома в целях защиты прав и законных интересов воспитанника Н.К.Ю. обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что закрепленное за несовершеннолетним жилое помещение непригодно для проживания.

9 декабря 2022 г. отделом опеки и попечительства было вынесено заключение об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего Н.К.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> и в жилом помещении по адресу: <адрес>, согласно которому на Н.К.Ю. приходится общей площади закрепленных за ним жилых помещений – 18,53 кв.м. В жилом помещении по адресу: <адрес> проживает только В.Л.Е., в жилом помещении по адресу:        <адрес>, никто не проживает, зарегистрированных лиц по месту жительства нет.

Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 декабря 2022 г. директору Детского дома Аникеенко В.Н. отказано во включении Н.К.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по МО «Онежский муниципальный район», поскольку на основании заключения отдела опеки и попечительства не установлено обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего Н.К.Ю. в закрепленных за ним жилых помещениях.

С постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» не согласился директор Детского дома Аникеенко В.Н., оспорив его в судебном порядке.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возникновение, а также возможность реализации права лица относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма не могут быть поставлены в зависимость от реализации прочими лицами своих правомочий, как собственниками жилого помещения, проживания в нем и пользования им в тот или иной промежуток времени, а также от выполнения такими лицами своей обязанности по регистрации в нем по месту жительства или пребывания, а также из того, что вселение Н.К.Ю. в жилое помещение по договору социального найма невозможно и противоречит его интересам, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории МО «Онежское» решениями Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Онежское» от              28 апреля 2011 г. № 95, Совета депутатов третьего созыва муниципального образования «Онежское» от 18 декабря 2013 г. № 129.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.             № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения содержатся и в Законе Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Архангельской области от     17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» закреплению подлежат жилые помещения, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживали совместно со своими родителями (законными представителями) - собственниками или нанимателями указанных жилых помещений.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа, является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что общая площадь квартиры <адрес> составляет 67, 5 кв.м. Согласно копии поквартирной карточки в данном жилом помещении зарегистрировано по месту жительства 6 человек, в том числе несовершеннолетний          Н.К.Ю. Таким образом, на долю каждого из зарегистрированных в жилом помещении приходится по 11,25 кв.м.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости следует, что несовершеннолетний Н.К.Ю, является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 29,1 кв.м. Таким образом, на долю несовершеннолетнего приходится 7,28 кв.м.

При таких обстоятельствах, в результате сложения площади жилых помещений, на долю несовершеннолетнего Н.К.Ю, приходится общая площадь 18,53 кв.м.

Решениями Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Онежское» от 28 апреля 2011 г. № 95, Совета депутатов третьего созыва муниципального образования «Онежское» от 18 декабря 2013 г. № 129 на территории МО «Онежское» установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В связи с чем, несовершеннолетний Н.К.Ю. обеспечен жилыми помещениями более учетной нормы площади жилых помещений для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся на территории МО «Онежское».

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В соответствии со статьей 16 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, нанимателями, членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если такое вселение противоречит интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, факт невозможности вселения подтверждается заключением межведомственной комиссии, создаваемой для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о непригодности жилых помещений для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Как следует из материалов дела, при одновременном вселении в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> всех зарегистрированных лиц (6 человек) в указанную квартиру общая площадь жилого помещения, закрепленного за детьми, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, будет менее учетной нормы площади жилого помещения 11,25 кв.м. (67,5 кв.м. : 6).

При таких обстоятельствах, вселение несовершеннолетнего           Н.К.Ю. в указанное закрепленное за ним жилое помещение является невозможным и противоречит его интересам.

Как следует из материалов дела, Н.К.Ю. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:       <адрес>, общей площадью 29,1 кв.м. Сособственниками данного жилого помещения, которым принадлежат остальные доли в праве собственности на него, являются В.Л.Е., К.М.Ю. К.У.Ю. по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности за каждым.

Вместе с тем, из комиссионного акта проверки использования и сохранности жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок, оставшийся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, распоряжения им от 31 января 2023 г. следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> расположено на 1 этаже, 2 – этажного дома, состоит из 1 комнаты, его санитарно – техническое состояние удовлетворительное, на момент проверки в нем никто не зарегистрирован в установленном порядке и не проживает фактически.

Каких – либо доказательств, свидетельствующих о невозможности вселения несовершеннолетнего в данное жилое помещение, в материалах дела не имеется.

В связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о невозможности вселения несовершеннолетнего в данное жилое помещение.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение Онежского городского суда Архангельской области от 15 марта 2023 г., с учетом определения об исправления описки от 22 мая 2023 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 15 марта     2023 г., с учетом определения об исправления описки от 22 мая 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Онежский детский дом» Аникеенко В.Н. в интересах несовершеннолетнего Н.К.Ю. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании недействительным заключения, недействительным постановления, возложении обязанностей, отказать.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий                            С.В. Корепанова

Судьи                                    Н.С. Моисеенко

Е.В. Радюк

33-5047/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Директор ГБУ АО Онежский детский дом Аникеенко Владимир Николаевич
Ответчики
Отдел опеки и попечительства
Администрация МО Онежский муниципальный район
Другие
Министерство финансов Архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
26.06.2023Передача дела судье
16.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее