РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № За-654/2019 по административному исковому заявлению Лаврова А.В. и Латкина А.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Лавров А.В. и Латкин А.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что им на праве общей собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 16 079 849 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 14 октября 2016 года и составляет 39 878 025 рублей 52 копейки.
Лавров А.В. и Латкин А.А. не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, считают ей завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков земельного налога.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком ООО «Центр оцени и судебной экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 14 октября 2016 года составляет 22 931 435 рублей 45 копеек.
При таких обстоятельствах, Лавров А.В. и Латкин А.А. полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке.
На основании изложенного, административные истцы просят суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 079 849 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 октября 2016 года в размере 22 931 435 рублей 45 копеек.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Лавров Д.А. административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области и Администрации сельского поселения Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в письменных возражениях, направленных в адрес суда, возражает против удовлетворения административного искового заявления, поскольку уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административных истцов, проверив дело, полагает административный иск Лаврова А.В. и Латкина А.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата...
...Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных выше Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Судом установлено, что Лаврову А.В. и Латкину А.А. на праве общей собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 16 079 849 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 ноября 2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 года № 814 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области. Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 14 октября 2016 года и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, составляет 39 878 025 рублей 52 копейки.
Поскольку административные истцы несут расходы по оплате земельного налога за пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости, права и законные интересы Лаврова А.В. и Латкина А.А. напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка и считая свои права нарушенными, административные истцы 1 февраля 2019 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Ввиду этого, обращение Лаврова А.В. и Латкина А.А. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
По смыслу заявленных административным истцом требований, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов, как собственников земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административными истцами в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, итоговая рыночная стоимость которого на 14 октября 2016 года составила 22 931 435 рублей 45 копеек.
Общие требования к отчету об оценке установлены статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка указанного выше объекта недвижимости выполнена по состоянию на 14 октября 2016 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает возможным принять отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица – Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, о том, что уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административных истцов на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения Лаврова А.В. и Латкина А.А. в суд является 1 февраля 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Лаврова А.В. и Латкина А.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 079 849 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 октября 2016 года в размере 22 931 435 рублей 45 копеек.
Датой подачи Лавровым А.В. и Латкиным А.А. заявления в суд считать 1 февраля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 марта 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.