Решение по делу № 2-3656/2020 от 19.03.2020

УИД 11RS0001-01-2020-003764-86

Дело № 2-3656/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 года                            г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Семенчиной Е.Е.,

с участием представителя истца Горфина Р.В.,

представителя ответчика Юдиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипцова Виктора Николаевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» об организации проведения работ по ремонту дорожного покрытия,

у с т а н о в и л :

Архипцов В.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании организовать проведение работ по приведению дорожного покрытия на проезде общего пользования к многоквартирным домам ..., во дворовом проезде общего пользования напротив многоквартирного ....

Впоследствии Архипцов В.Н. изменил исковые требования, в итоге, просил возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность организовать выполнение мероприятий, направленных на приведение дорожного покрытия дворового подъезда общего пользования в районе многоквартирных домов ..., а также участка дороги общего пользования от ... до многоквартирного ... в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. Также истцом заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и на оплату услуг представителя в размере 6000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Управляющая компания».

В судебном заседании представитель Архипцов В.Н. на иске настаивал.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Архипцов В.Н. проживает в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве, запись в ЕГРП от 27.10.2008).

Как следует из электронной карты города и фотографических снимков, вдоль многоквартирных домов ... со стороны фасада, где расположены входы в подъезды имеется дворовой проезд, который используется для движения транспортных средств.

Проезд и проход к многоквартирному дому ... осуществляется посредством автомобильной дороги общего пользования от ... до многоквартирного ... и вышеуказанного дворового проезда общего пользования.

** ** ** должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару было проведено обследование дорог и улиц, расположенных на территории г.Сыктывкар, на предмет эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007.

В ходе проверки было, в том числе, установлено, что в дворовом проезде общего пользования вдоль домов ... на всем протяжении проезжей части вдоль домов имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 80 см и глубине – 8 см, имеются повреждения бортового камня, нарушения положения бортового камня.

По итогам проверки был составлен акт, в котором отражено, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии указанных покрытий требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ** ** ** № 1245-ст.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ** ** ** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от ** ** ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пунктов 3, 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ** ** ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Федерального закона от ** ** ** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ** ** ** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Согласно ст. 3 Федерального закона от ** ** ** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ** ** ** № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу частей 2, 3 ст. 5 данного закона автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от ** ** ** № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч. 9 ст. 6 указанного Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ** ** ** № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Указанные полномочия в области дорожной деятельности реализуются органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа.

При этом под дорожной деятельностью согласно ст. 3 данного Закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ** ** ** № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ** ** ** № 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно пунктам 5 и 25 ч. 1 ст. 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» к ведению городского округа относятся, в том числе, следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами

Согласно п. 2.1 Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от ** ** ** № 24/2017-330 (далее – Правила) автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отводов автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы благоустройства автомобильных дорог).

Пунктом 2.47 Правил установлено, что содержанием автомобильных дорог является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Выявление в ходе проверки нарушений послужило основанием для возбуждения в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения).

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** по делу № 5-2224/2019 администрация МО ГО «Сыктывкар» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В объективную сторону вменённого администрации МО ГО «Сыктывкар» правонарушения было включено, в том числе то, что администрация МО ГО «Сыктывкар», являясь ответственным за содержание улично-дорожной сети ... в безопасном для дорожного движения состояния, не выполнила требования по содержанию в безопасном для дорожного движения автомобильных дорог от ... до многоквартирного ..., а также в дворовом проезд общего пользования в районе многоквартирных домов №....

Согласно ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Управление многоквартирными жилыми домами №... осуществляется ООО «Управляющая компания».

Границы земельного участка, предназначенного для обслуживания указанных многоквартирных жилых домов в предусмотренном законом порядке не установлены, в связи с чем суд не может согласиться с доводами представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» о том, что содержание спорного дворового проезда лежит собственниках помещений указанных домов.

С ** ** ** требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, устанавливаются Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от ** ** ** № 1245-ст.

Требования указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных данным стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В силу п. 4.5 и таблицы 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 улицы в жилой застройке, второстепенные, проезды основные относятся к одной из групп улиц.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений в виде:

- отдельного повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв.м;

- повреждений (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью более 2,1 кв.м – для улиц и дорог местного значения (кроме парковых), главных улиц, основных улиц в жилой застройке и площадью более 5,2 кв.м - для второстепенных улиц в жилой застройке, основных проездов, велосипедных дорожек.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 70 данного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно положением статей 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При этом в силу ст. 60 указанного Кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Спорный участок дороги и дворовой проезд являются объектами транспортной инфраструктуры, предназначенными для движения неопределенного круга транспортных средств.

Ответчиком не представлено каких-либо допустимых доказательств, указывающих на надлежащее исполнение обязательств по содержанию и ремонту спорного участка автодороги и дворового проезда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация МО ГО «Сыктывкар» не предприняла своевременно все необходимые и достаточные меры по обеспечению надлежащего состояния дорожного покрытия дворового проезда общего пользования в районе домов № ... ..., а также автомобильной дороги общего пользования от ... до многоквартирного ....

Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению путем обязания ответчика организовать выполнение мероприятий, направленных на приведению дорожного покрытия дворового проезда общего пользования в районе многоквартирных домов ..., а также участка дороги общего пользования от ... до многоквартирного ... в соответствие требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ** ** ** № 1245-ст.

С учётом мнения сторон, а также с учётом необходимости разрешения вопроса о финансировании работ, проведения предусмотренных законодательством конкурсных процедур, для соблюдения которых требуется значительное время, суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – до ** ** **, полагая данный срок разумным с учетом объема работы.

С учётом положения статей 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу Архипцова В.Н. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины надлежит взыскать 300 рублей, в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя – 6000 рублей. Размер понесённых истицей расходов на оплату услуг представителя подтверждён имеющимися в материалах дела письменными доказательствами (заключённым с Горфиным Р.В. договором и распиской представителя о получении денежных средств) и является разумным с учётом объёма проделанной представителем истца по делу работы.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Архипцова Виктора Николаевича удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок не позднее ** ** ** организовать выполнение мероприятий, направленных на приведение дорожного покрытия дворового подъезда общего пользования в районе многоквартирных домов ..., а также участка дороги общего пользования от ... до многоквартирного ... в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ** ** ** № 1245-ст.

Взыскать с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу Архипцова Виктора Николаевича в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя 6000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Д.А. Паншин

Мотивированное решение суда составлено – 16.07.2020.

2-3656/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Архипцов Виктор Николаевич
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Горфин Роман Владимирович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Предварительное судебное заседание
08.06.2020Предварительное судебное заседание
12.06.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее