11RS0020-01-2024-001798-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с уведомлением: представителя истца администрации ГП «Жешарт», ответчика Сахно Т.Е., представителя третьего лица администрации МР «Усть-Вымский»,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 06 ноября 2024 года гражданское дело по иску руководителя администрации ГП «Жешарт» к Сахно Т. Е. об обязании привести размер участка захоронения в соответствии с установленными нормами,
УСТАНОВИЛ:
руководитель администрации ГП «Жешарт» обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к Сахно Т.Е. об обязании привести размер участка захоронения в соответствии с установленными нормами.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15.10.2024 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования привлечена администрация МР «Усть-Вымский».
В судебном заседании от 15.10.2024 г. представитель истца администрации ГП «Жешарт» Петряшов М.Ю. доводы и основания, изложенные в иске поддержал в полном объеме.
В судебном заседании от 06.11.2024 г. представитель истца участия не принимал, о месте и времени извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без участия представителя.
Ответчик Сахно Т.Е. в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения иска извещалась судебными повестками, которые вернулись с пометками «за истечением срока хранения».
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Ч. 1 ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
При возвращении почтовым отделением связи судебной повестки и извещения с отметкой «истек срок хранения», признается, что в силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В силу ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
При таких обстоятельствах, суд считает ответчика Сахно Т.Е. о времени и месте судебного заседания извещенной надлежащим образом, а рассмотрение дела в её отсутствие в заочном производстве возможным.
Представитель третьего лица администрации МР «Усть-Вымский» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени извещен.
Проверив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Организация похоронного дела, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с п. 3.8. Инструкции о порядке похорон и содержания кладбищ в адрес, утв. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес 12 января 1979 г. № 25 на каждое захоронение гроба должен отводиться участок земли не более 5 кв. адрес могилы для захоронения гроба следует принимать 2 х 1, между могилами должно быть по длинным сторонам 1 м по коротким - 0,5 м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее прах), крематориями для предания тел останков умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Администрацией ГП «Жешарт» выдано разрешение <Номер> на захоронение Н. (дата смерти – ............. с выделением участка под родственное захоронение, лицом, ответственным за указанное захоронение является ответчик Сахно Т.Е.
Между тем, в результате проведенного администрацией ГП «Жешарт» осмотра места захоронения, выявлено незаконное увеличение размеров участка захоронения Н. (участки <Номер>, <Номер>).
Согласно сведениям, указанным в акте, на участке <Номер>, <Номер> имеется 1 (одно) захоронение Н., на котором установлен памятник, бетонный цоколь, стол, скамья и металлическая ограда, размер периметра составляет – 37 м., площадь земельного участка под захоронение составляет – 59,56 кв.м.
Незаконное увеличение размеров участка захоронения Н., является нарушением требований, установленных решением Совета МО ГП «Жешарт» от 02.03.2012 № 2-37/329 (в редакции от 29.10.2021) «О порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории общественного кладбища МО ГП «Жешарт».
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 9 Устава МО ГП «Жешарт» к вопросу местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Во исполнении указанных полномочий принято решения Совета МО ГП «Жешарт» от 02.03.2012 № 2-37/329 (в редакции от 29.10.2021) «О порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории общественного кладбища МО ГП «Жешарт».
Пунктом 14 указанного решения (в редакции от 29.10.2021) установлено следующее: на одиночное захоронение – 3,5 м. х 2,5 м., но не более 8,74 кв.м.; на родственное захоронение – 3,5 м. х 3,6 м. + 1,8 м. на каждое последующее захоронение, но не более 4 человек и (или) 16,2 кв.м.
Пунктом 29 указанного решения (в редакции от 29.10.2021) установлен запрет на установку оград, превышающих установленные размеры, на резервирование земли под будущие захоронения.
Решение Совета МО ГП «Жешарт» от 02.03.2012 № 2-37/329 (в редакции от29.10.2021) «О порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории общественного кладбища МО ГП «Жешарт», обнародовано – 02 ноября 2021 г.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Администрацией ГП «Жешарт» в адрес Сахно Т.Е. направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а так же, направлялась претензия о необходимости привести размеры участка захоронения в соответствии с выделенными нормами.
Выявленные нарушения в части незаконного увеличения размеров участка захоронения Н. – Сахно Т.Е. не устранены. С представленными доводами представителя истца, суд соглашается.
Актом обследования захоронения от 12 сентября 2022 г., проведенного комиссией следует, что на участке захоронения Н. установлено увеличение размера участка захоронения, что подтверждается фотоматериалами и рулеткой, которой были произведены замеры границ ограды.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком Сахно Т.Е. не представлены доказательства, подтверждающие ее позицию, изложенную в письменном возражении на предостережение, где Сахно Т.Е. указала, что в разрешении на захоронение <Номер> от <Дата>, выданного администрацией ГП «Жешарт» указан лишь номер квартала, номер ряда, участок родственного захоронения. Указания на данные о размере границ по оградке отсутствуют, так же отсутствует ссылка на законодательство, в котором прописаны размеры участка для нового родственного захоронения, а именно, Положения «О порядке организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории МО ГП «Жешарт».
Так же, Сахно Т.Е. указала, что ввиду отсутствия вышеуказанных данных, отсутствия устной информации со стороны администрации ГП «Жешарт», границы участка под захоронение были определены самостоятельно.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В соответствии со ст. 21 того же закона гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, суд учитывает, что в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд учитывает, что все работы на кладбище, связанные с установкой ограждений, могут производиться только с разрешения администрации МО ГП «Жешарт», а, у ответчика Сахно Т.Е. разрешения на установку ограды, размер периметра, которой составляет 37 м., не имеется.
В связи с чем, иск администрации ГП «Жешарт» является обоснованным, и подлежит удовлетворению в полном объеме, Сахно Т.Е. надлежит обязать привести размер участка захоронения Н. (рег. <Номер>) на участках <Номер>, <Номер>, ............ квартала, ............ ряда, общественного кладбища МО ГП «Жешарт», в соответствии с нормами, установленными для родственных захоронений (3,5 м. х 3,6 м. + 1,8 кв.м. на каждое последующее захоронение, но, не более 4 человек и (или) 16,2 кв.м.), уменьшив размер ограды.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика Сахно Т.Е. в доход бюджета МР «Усть-Вымский» надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска судом в размере 3000 рублей.
руководствуясь ст. ст. 12, 56, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования администрации ГП «Жешарт», удовлетворить.
Обязать Сахно Т. Е. привести размер участка захоронения Н. (рег. <Номер>) на участках <Номер>, <Номер>, ........... квартала, ............ ряда, общественного кладбища МО ГП «Жешарт», в соответствии с нормами, установленными для родственных захоронений (3,5 м. х 3,6 м. + 1,8 кв.м. на каждое последующее захоронение, но, не более 4 человек и (или) 16,2 кв.м.), уменьшив размер ограды.
Взыскать с Сахно Т. Е. в доход бюджета МР «Усть-Вымский» госпошлину за рассмотрение иска судом в размере 3000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - А.Ю. Лисиенко