Судья Емельянова Е.Б. дело № 33-888/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 30 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Юровой О.В.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Волжск» на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 11 марта 2016 года, которым постановлено:
удовлетворить заявление Макаровой В.И. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании права на предоставление жилого помещения.
Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить Макаровой В.И. на праве собственности жилое помещение в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной Правительством Республики Марий Эл, равнозначное жилому помещению по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова В.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Волжск», в котором просила обязать администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить ей в собственность жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, включить в программу переселения из аварийного дома <адрес>. В обоснование требований Макарова В.И. указала, что является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Согласно справке дознавателя ОГПС-2 в подъезде истца в 2003 году произошел пожар, огнем уничтожена квартира и имущество. 18 марта 2015 года было опубликовано сообщение о решении вопросов переселения из аварийного жилого фонда с указанием дома истицы. Истица является пенсионером по возрасту, все это время проживает во временном жилье. Истица неоднократно обращалась в администрацию городского округа «Город Волжск» о решении жилищного вопроса.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Волжск» просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Макаровой В.И. В жалобе указано, что, поскольку первый подъезд жилого дома <адрес>, в котором находилась квартира истца, утрачен в связи с пожаром, а не в результате физического износа в процессе эксплуатации, жилое помещение, находящееся в собственности истца, не подлежало включению в республиканскую программу переселения граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу Макарова В.И. приводит доводы в пользу решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 июня 2016 года принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку решением суда разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Марий Эл, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
В ходе апелляционного рассмотрения дела установлено, что оспариваемым решением суда возложена обязанность на администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить Макаровой В.И. на праве собственности жилое помещение в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной Правительством Республики Марий Эл, равнозначное жилому помещению по адресу: <адрес>.
Из раздела IV Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года
N 143, следует, что финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов городских округов и муниципальных районов.
В разделе V Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, указано, что реализация программы осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с положениями части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене и в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ, рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Макаровой В.И. и ее представителя Ильичевой Н.В., просивших оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя Правительства Республики Марий Эл Закировой Л.Д., представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Отмахова А.Л., оставивших вопрос на усмотрение суда, изучив материалы дела, рассмотрев указанное выше дело по правилам, установленным ГПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Макарова В.И. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, площадью 37,3 кв.м, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 16 июля 2003 года, договора дарения долей в праве общей долевой собственности на квартиру от
16 декабря 2015 года.
Согласно поквартирной карточке на спорную квартиру Макарова В.И. зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, с 22 мая 1998 года по настоящее время.
Иного жилого помещения в собственности либо по договору социального найма Макарова В.И. не имеет.
Из справки Государственной противопожарной службы <адрес> от 26 ноября 2003 года видно, что 07 ноября 2003 года в жилом доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате пожара огнем уничтожены деревянные конструкции стен, перекрытия и имущество в квартире <№>
Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Волжск» от 17 ноября 2011 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановлению администрации городского округа «Город Волжск» от 12 декабря 2011 года N 1882 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции» жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.Указанный жилой дом включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года N 143. Квартира Макаровой В.И. в списке квартир, включенных в указанную программу, отсутствует.
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес> следует, что дом состоит из двух подъездов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года следует, что если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года
N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года
N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительство Республики Марий Эл постановлением от 06 мая 2013 года N 143 утвердило республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы.
В разделе III указанной программы установлено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится, в том числе, путем предоставления собственникам жилых помещений взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцом выбран способ обеспечения ее жилищных прав в виде предоставления жилого помещения на праве собственности, равнозначного утраченному при пожаре, что соответствует положениям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года N 143.
Доводы администрации городского округа «Город Волжск» о том, что первый подъезд <адрес>, в котором находилась квартира, принадлежащая Макаровой В.И., не признавался непригодным для проживания и подлежащим сносу, а Макарова В.И. не включена в список граждан, подлежащих переселению из аварийного дома и включенных в республиканскую адресную программу, не лишает ее законного права требовать предоставления жилого помещения взамен сгоревшего.
Согласно постановлению администрации городского округа «Город Волжск» от 12 декабря 2011 года N 1882 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции» весь жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, без указания номеров квартир и подъездов.
Довод о том, что истец в установленном порядке не отнесена к категории малоимущих граждан и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, не имеет юридического значения для рассматриваемого спора, поскольку для предоставления Макаровой В.И. квартиры на праве собственности взамен утраченной жилой площади не требуется признание ее таковой и нахождение на учете в качестве нуждающейся.
В силу раздела V Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года
N 143, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов необходимо обеспечить разработку и утверждение муниципальных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, проведение инвентаризации и последующего мониторинга аварийного жилищного фонда на территории городского округа (муниципального района).
В связи с этим, требования Макаровой В.И. о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить ей на праве собственности жилое помещение в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года N 143, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
11 марта 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым обязать администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить Макаровой В.И. на праве собственности жилое помещение в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 мая 2013 года
N 143, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судья Ваулин А.А.
Юрова О.В.