Дело №
УИД 86RS0№-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 ноября 2024 года
Когалымский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО4, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО2, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» о прекращении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (далее по тексту – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь») и просит признать незаконными действия ответчика по неисполнению пунктов №, 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений, признать незаконным бездействие юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», выразившееся в не установлении санитарно-защитной зоны по адресам: ТПП «Когалымнефтегаз»: №, <адрес>, Восточно - Придорожный м/р; Кустовая площадка № <адрес>, Усть-Котухтинский м/р. и обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарного законодательства, а именно разработать проекты санитарно-защитных зон, получить экспертное заключение о соответствии проектной документации действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, получить решения об установлении санитарно-защитных зон на указанные выше объекты.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении плановой выездной и документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», осуществляющего деятельность по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Когалым, <адрес>, по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Когалым, <адрес>, по адресу: <адрес>, Восточно-Придорожное м/р нефти и газа; <адрес>, Кустовое м/р нефти и газа; <адрес>, Дружное м/р нефти и газа, выявлены нарушения обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей и санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно на производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз» отсутствуют проекты санитарно-защитной зоны, заключения на проекты санитарно-защитных зон и решения об установлении санитарно-защитных зон. Кустовые площадки на производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз» относятся к III категории по одному признаку как объекты нефтедобычи и по классификации СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием летучих углеводородов. Для предприятий проект санитарно-защитных зон согласно п.2.1. абз. 3. и п.2.2, определяет на первом этапе размер СЗЗ с обязательным последующим проведением натурных исследований (в случае превышения 0,1 ПДК или ПДУ) на границе 9 промплощадки правильности расчетов и окончательного установления границ СЗЗ на втором этапе. Установленные факты свидетельствуют о нарушении статей 20, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, п. 2.1. п.2.2, п.3.1, п.3.4, п.3.11, п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 71, п.72 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городскихи сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1, 3, 14, 16,18, 25 Правил установления санитарно- защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №).Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что в части пунктов 1, 2 предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений являются незаконными, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес>-Югры было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в признании недействительным пунктов №№, 2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А75-21487/2021). Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Постановлением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ Арбитражного суда ХМАО-Югры и постановление от ДД.ММ.ГГГГ Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-21487/2021 оставлены без изменения. ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Российской Федерации ООО «Лукойл – Западная Сибирь» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом, пункты №,2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и подлежат исполнению. До настоящего времени выявленные нарушения санитарного законодательства обществом не устранены. ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» не принимает достаточных мер по устранению нарушений требований санитарного законодательства, что приводит к нарушению требований в области санитарно-эпидемиологического законодательства и к угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация <адрес> и Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме ФИО3, в судебном заседании пояснила, что на исковых требованиях настаивает по основаниям изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме не возражает, если суд придет к выводу, что устранение обществом нарушений требований санитарного законодательства в течении 12 месяцев не достаточно, предоставить срок устранение до 2030 года в соответствии с дорожной картой представленной ответчиком.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО4, в судебном заседании пояснил, что общество с исковыми требованиями несогласно, просит в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО2, в судебном заседании пояснила, что общество с исковыми требованиями несогласно, просит в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, причин не явки не сообщил, с просьбой об отложении судебного заседания не обращался.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <адрес>, исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме удовлетворить, по основаниям, изложенным в пояснении на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, причин не явки не сообщил, с просьбой об отложении судебного заседания не обращался.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), учитывая мнение сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения сторон, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантировано в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Подпункты 3, 4 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ устанавливают, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
На основании пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрено, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» осуществляет хозяйственную деятельность по разведке и добычи нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и нефтехимической продукции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
По смыслу данных норм обязанность по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны несут все правообладатели объектов, причиняющих вред окружающей среде в связи, с чем данная обязанность должна быть возложена как на собственника, так и на арендатора. Собственник имущества не освобождается от необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, проявления должной степени заботливости и осмотрительности в отношении принадлежащего ему имущества. Возложение договором на арендатора обязанностей перед арендодателем по соблюдению действующих норм и правил, своевременному выполнению предписаний контролирующих органов по устранению нарушений и ответственности за невыполнение требований соответствующих органов и должностных лиц не исключает обязанности арендодателя выполнять установленную действующим законодательством обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований.
В пункте 2 указанного Постановления определено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Судом установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> на основании решения о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», осуществляющего производственную деятельность по следующим адресам: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>; <адрес>, Восточно-Придорожное м/рнефтии газа; <адрес>, Кустовое м/р нефти и газа; <адрес>, Дружное м/р нефти и газа; <адрес>, Северо-Кочевское м/р нефти и газа; <адрес>, Кочевское м/р нефти и газа; <адрес>, Урьевское м/р, ЦСТГ, ЦДНГ-2, Чумпасское м/р, ЦДНГ-4; ХМАО-Югра, <адрес>, Ловинский л/у, Филипповский л/у, Северо-Даниловский л/у, Шушминский л/у, была проведена выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемического надзора.
По результатам указанной плановой выездной проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что были установлены нарушения ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обязательных требований, в частности не установление санитарно-защитных зон на производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз»: КП №, № <адрес>, Восточно- Придорожный м/р; Кустовая площадка № <адрес>, Усть-Котухтинский м/р.
На основании указанного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО-Югре в <адрес> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование о разработке проекта санитарно-защитных зон и получении решения об установлении санитарно-защитных зон по всем объектам, на которых были выявлены нарушения, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» предоставлен срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», не согласившись с требованиями, предъявленными Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО-Югре в <адрес> в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А75-21487/2021 в удовлетворении требований ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ № в части пунктов №№,2, отказано.
Восьмым арбитражным апелляционным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение Арбитражного суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» оставлена, без удовлетворения.
Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение Арбитражного суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А75-21487/2021 и Восьмого арбитражного апелляционного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» оставлена, без удовлетворения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании решения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО-Югре в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по ходатайству общества была предоставлена отсрочка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО-Югре в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по ходатайству общества была предоставлена отсрочка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, собственником ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» объекта негативного воздействия на окружающую среду проект санитарно-защитной зоны объекта не разработан, а нарушение требований федерального законодательства действия по получению на указанные объекты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил не совершаются, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, учитывая преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А75-21487/2021, в которых участвовали те же стороны, которым были установлены обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование настоящего искового заявления, принимая во внимание, что представленными стороной истца доказательствами подтверждено причинение вреда окружающей среде в результате невыполнения требований санитарного законодательства, выразившихся в эксплуатации производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз», в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны, суд приходит к выводу об обязании общества устранить допущенные нарушения требований санитарного законодательства, разработать проекты санитарно-защитной зоны, получить на них санитарно - эпидемиологические заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Устанавливая обязанность ответчика устранить нарушения санитарного законодательства, разрешая вопрос о сроке, в течение которого административный ответчик обязан выполнить такую обязанность, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01 января 2028 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 указанной статьи.
При этом согласно редакции указанной нормы, действовавшей в момент вынесения в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 680 от 16 ноября 2021 года, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01 января 2022 года, либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 указанной статьи.
В соответствии с ч. 17 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях, предусмотренных ч. 14 ст. 26 указанного Федерального закона, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 01 января 2028 года обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена.
В силу Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучении населения», а также норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разработка проекта санитарно-защитных зон являлась и является для ответчика обязательной, а установленный частями 14 и 17 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок является предельным для выполнения данной обязанности.
Учитывая, что на момент наступления указанного срока ответчик должен обладать документами, предусмотренными положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, требования истца об установлении срока исполнения обязанности по разработке проекта санитарно-защитных зон в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда требованиям действующего законодательства не противоречит.
При этом суд принимает во внимание, что законодатель, определяя предельно допустимый срок установления зон с особыми условиями использования территории, не ограничивает обеспечение в судебном порядке защиты прав неопределенного круга лиц на санитарное благополучие, а сам факт установления предельного срока для установления санитарно-защитной зоны не освобождает ответчика от исполнения такой обязанности.
Таким образом, учитывая длительность неисполнения ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» требований действующего законодательства об установлении санитарно-защитных зон на производственных объектах, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание отсутствие причин, объективно препятствовавших ранее и препятствующих в будущем ответчику в установлении санитарно-защитных зон, суд приходит к выводу о том, что возложение на ответчика обязанности выполнить требования, изложенные в пунктах №, 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений, в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения является разумным сроком исполнения соответствующей обязанности, не нарушает права ответчика и способствует восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Когалыме к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ИНН №, выразившееся в не разработке в соответствии с пунктами № и № предписания от ДД.ММ.ГГГГ № проектов санитарно-защитной зоны для производственных объектов ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз», получении на них санитарно - эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных норм и правил и не обращения в уполномоченный орган для принятия решения об установлении санитарно-защитных зон.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ИНН № в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, в установленном санитарным законодательством порядке разработать проект санитарно-защитной зоны, получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон и обратиться в уполномоченный орган для принятия решения об установлении санитарно-защитных зон на производственные объекты ТПП «Когалымнефтегаз»: КП №, № Нижневартовский район, Сургутский район, Восточно- Придорожный м/р; Кустовая площадка № <адрес>, Усть-Котухтинский м/р.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья, подпись В.В. Трифанов
Копия верна В.В. Трифанов
Подлинный документ подшит в гражданском деле № Когалымского городского суда ХМАО-Югры