Решение по делу № 2-417/2024 от 04.07.2024

Дело №2-417/2024

44RS0006-01-2024-000516-74

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Антропово «22» августа 2024 года

Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.

при секретаре Моревой М.А.,

    с участием представителя истца – помощника прокурора Антроповского района Груздева С.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МКДОО «Детский сад «Теремок» Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по проведению обследования технического состояния образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МКДОО «Детский сад «Теремок» об установлении обязанности в срок до 01.07.2025г. обеспечить проведение обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Костромская область Антроповский район п. Антропово ул. Кирова д.11 с использованием современных средств технической диагностики.

В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности несовершеннолетних, о градостроительной деятельности. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ч.9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 296 ГК РФ, ч.1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч.ч. 6,7 ст. 55.24, 5.25 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988г. №312, п.п. 4.1., 4.3., 4.4,5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от 27.12.2012г. №1984-ст, п.п. 5.1, 8.2.2. Свода Правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих конструкций СП-13-102-2003 от 12.08.2003г. МКДОО «Детский сад «Теремок» эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния здания не проведено, что не обеспечивает безопасные условия получения дошкольного образования.

Со ссылкой на требования указанного законодательства, а также требования ст.45 ГПК РФ прокурор Антроповского района просил суд об установлении для ответчика МКДОО «Детский сад «Теремок» обязанности в срок до 01.07.2025г. обеспечить проведение обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Костромская область Антроповский район п.Антропово ул.
Кирова д.11 с использованием современных средств технической диагностики.

Представитель истца – помощник прокурора Антроповского района Костромской области Груздев С.Н. в судебном заседании исковое заявление прокурора поддержал и просил суд об его удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика – МКДОО «Детский сад «Теремок» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - администрации Антроповского муниципального района Костромской области и отдела образования администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. И.О. главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Козлов А.Ю. просил суд о рассмотрении дела без участия представителя администрации, не возражая против удовлетворения заявленных исковых требований истца. Направил в суд ходатайство, в котором просил суд о рассмотрении дела без его участия, не возражая против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии с требованиями ст.233 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства без участия представителя ответчика МКДОО «Детский сад «Теремок», а также представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

     Суд, выслушав представителя истца – помощника прокурора Антроповского района Костромской области Груздева С.Н., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В силу требований ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Из требований ст. 296 Гражданского кодекса РФ следует, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Порядок проведения контроля за техническим состоянием зданий с использованием современных технических средств диагностики предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих конструкций СП 13-102-2003 от 2003-08-21 (далее-СП 13-102-2003 от 2003-08-21) и ГОСТОМ Р 53778-2010 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния.

Согласно п. 5.1 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

Предварительное (визуальное) обследование сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация.

Детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов.

В соответствии с п.4.1 ГОСТа Р 31937-2011 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

В силу п. 4.5 указанного ГОСТа результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Согласно п. 8.2.2 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 для обмерных работ, по мере необходимости, применяются измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, нутромеры, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, а в случае необходимости используют специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы и прочее, а также применяют фотограмметрию. Все применяемые инструменты и приборы должны быть поверены в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что МКДОО «Детский сад «Теремок» обладает правом оперативного управления имуществом, в том числе зданиями, сооружениями, собственником которых является муниципальное образование – Антроповский муниципальный район Костромской области.

В соответствии с п. 5.15 Устава МКДОО «Детский сад «Теремок» Антроповского муниципального района Костромской области, утвержденного постановлением администрации Антроповского муниципального района Костромской области №72 от 17.06.2020г. МКДОО несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

МКДОО «Детский сад «Теремок» в нарушение указанных требований законодательства надлежащий эксплуатационный контроль зданий не осуществляет, современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проводит.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждены представлением об устранении нарушений законодательства об образовании прокурора Антроповского района от 31.05.2024г., ответом заведующей МКДОО «Детский сад «Теремок» на представление прокурора, копией устава образовательной организации.

Непроведение надлежащего эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательной организации грубо нарушает права воспитанников на безопасные условия получения дошкольного образования.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Антроповского района подлежат удовлетворению, на МКДОО «Детский сад «Теремок» должна быть возложена обязанность по обеспечению в срок до 01.07.2025г. проведения обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Костромская область Антроповский район п. Антропово ул. Кирова д.11 с использованием современных средств технической диагностики.

    При принятии решения суд учитывал позицию представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Антроповского муниципального района Костромской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198,233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области - удовлетворить.

    Возложить на МКДОО «Детский сад «Теремок» обязанность в срок до 01.07.2025г. по обеспечению проведения обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Костромская область Антроповский район п. Антропово ул. Кирова д.11 с использованием современных средств технической диагностики.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    

Судья                                 В.С. Копалыгина

                                    Решение изготовлено в                                          окончательной форме

                                    «26» августа 2024 года

                                    Судья________В.С. Копалыгина

2-417/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Антроповского района
Ответчики
МКДОО детский сад "Теремок"
Другие
Администрация Антроповского муниципального района
Отдел образования администрации Антроповского муниципального района
Суд
Галичский районный суд Костромской области
Судья
Копалыгина В.С.
Дело на сайте суда
galichsky.kst.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее