Решение по делу № 2-2190/2016 от 25.01.2016

Дело № 2-2615/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Рывкиной М.С.,

с участием истца Смирнова И.В., представителя истцов Смирнова И.В., Шаповалова В.В. – Андреева А.В., представителя ответчика администрации Волгограда Мололкиной Ю.Д., представителя третьего лица прокуратуры Волгограда Родионовой В.Е., представителя третьего лица комитета по жилищной политике администрации Волгограда Осадчей Ю.П., представителя третьего лица администрации Ворошиловского района Волгограда Пчелина А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Смирнова И. В., Шаповалова В. В. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома, сроках отселения физических и юридических лиц

установил:

Смирнов И.В., Шаповалов В.В. обратились в суд с иском к администрации Волгограда о признании действий незаконными, понуждении устранить допущенное нарушение, указав, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом ... Волгограда. Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ установлено аварийное состояние конструкций ... Волгограда и необходимость их реконструкции и восстановления. По обращениям истцов комитетом по жилищной политике администрации Волгограда предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №...п, согласно которому комитетом подготовлен проект постановления администрации Волгограда «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, ..., аварийным и подлежащим реконструкции», переселение граждан планируется осуществлять в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» на 2016-2010 годы. Конкретные сроки переселения граждан будут определены в зависимости от объемов финансирования, выделяемого из бюджета на реализацию программы. Считают, что орган местного самоуправления допускает незаконное бездействие, которое нарушает их права, как собственников жилых помещений.

Просили суд, признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, .... Обязать администрацию Волгограда вынести постановление о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, ... аварийным и подлежащим реконструкции, представить собственникам жилым помещений Смирнову И.В., Шаповалову В.В. проект соглашения о выкупе жилых помещений, определить выкупную цену либо предоставить в собственность равноценные жилые помещения.

Впоследствии истцами уточнены заявленные исковые требования, просят суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся а непринятии решения, предусмотренного п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, .... Обязать администрацию Волгограда издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц и юридических лиц из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Волгоград, ....

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело №... по иску Смирнова И.В., Шаповалова В.В. к администрации Волгограда о признании действий незаконными, понуждении устранить допущенное нарушение и гражданское дело №... по иску прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение в отношении многоквартирного ... г. Волгограда, объединены в одно производство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части иска прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение в отношении многоквартирного ... г. Волгограда прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных исковых требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему гражданскому делу по иску Смирнова И.В., Шаповалова В.В. к администрации Волгограда в части требований о вынесении постановления о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В судебном заседании истец Смирнов И.В., представитель истцов Смирнова И.В., Шаповалова В.В.Андреев А.В. на удовлетворении уточненных требований настаивали по основаниям, приведенным в иске и дополнении к нему. Пояснили, что даже с учетом решения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Волгограда нарушен определенный действующими нормативными актами 30-дневный срок для принятия постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В этой связи нарушены права истцов, в частности, они вынуждены осуществлять ежемесячное внесение средств с фонд капитального ремонта. Кроме того, до настоящего времени не определены конкретные сроки отселения граждан.

Истец Шаповалов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика администрации Волгограда Мололкина Ю.Д. в судебном заседании считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в соответствии с постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой ... Волгограда признан аварийным и подлежащим реконструкции. Указанный многоквартирный дом включен в муниципальную программу «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержден список граждан, подлежащих расселению. При этом до ДД.ММ.ГГГГ должно быть проведено общее собрание собственников помещений в целях принятия решения о реконструкции жилого дома. Администрация Волгограда не вправе предрешать вопросов, которые относятся к исключительной компетенции собственников помещений указанного дома. Тем самым в настоящее время органом местного самоуправления выполнены необходимые мероприятия, обусловленные признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Помощник прокурора Волгограда Родионова В.Е. в судебном заседании считала заявленный Смирновым И.В., Шаповаловым В.В. иск не подлежащим удовлетворению, поскольку приняты необходимые ненормативные акты по вопросу о признании жилого ... Волгограда аварийным, бездействие ответчиком не допущено.

Представитель третьего лица комитета по жилищной политике администрации Волгограда Осадчая Ю.П. просила суд в иске отказать. Указала, что администрацией Волгограда изданы необходимые акты о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, об утверждении списка граждан, подлежащих расселению. В настоящее время вопрос о реконструкции жилого дома должен решаться собственниками помещений данного дома.

Представитель третьего лица администрации Ворошиловского района Волгограда Пчелин А.И. также считал, что администрацией Волгограда не допущено бездействия, нарушение их прав истцами не доказано.

Третьи лица Смирнова Г.Н., Смирнов Р.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленный иск поддержали.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Судом установлено, что Смирнов И.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на ... Волгограда, о чем в деле представлена копия свидетельства о государственной регистрации права.

На основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Шаповалову В.В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на ... том же многоквартирном жилом доме.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации Ворошиловского района Волгограда принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого ... аварийным и подлежащим реконструкции.

Вследствие указанного заключения, спорный многоквартирный жилой дом включен в перечень аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых подлежат реализации мероприятия подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» на 2016 – 2020 годы.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по обеспечению прав граждан, проживающих в многоквартирном ... Волгограда» администрации Ворошиловского района Волгограда поручено обеспечить мероприятия по обследованию многоквартирного дома с привлечением специализированной организации.

Во исполнение названного постановления, администрацией Ворошиловского района Волгограда ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №... с ООО «Центркран» на оказание услуг по инструментальному обследованию строительных конструкций здания жилого ... г. Волгограда, с выдачей технического заключения.

При этом заключением межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятое заключение от ДД.ММ.ГГГГ отменено и определено принять заключение в отношении многоквартирного жилого дома по ..., с учетом выводов специализированной организации.

В соответствии с техническим заключением, утвержденным генеральным директором ООО «Центркран» ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом находится в аварийном состоянии. В связи с тем, что объект обследования относится к памятникам архитектуры, рекомендуется провести его реконструкцию.

Заключением названной выше межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом технического заключения ООО «Центркран» выявлены основания для признания многоквартирного жилого ... аварийным и подлежащим реконструкции.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

В соответствии с абз. 7 п.7 названного Положения, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

По смыслу п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Как установлено п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

По существу настоящего дела сторона истца настаивает на незаконности бездействия администрации Волгограда, связанного с не реализацией жилищных прав Смирнова И.В., Шаповалова В.В. вследствие принятия межведомственной комиссией заключения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции в порядке приведенного п. 49 Положения.

Однако суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Частью 8 той же нормы предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании ст.ст. 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приведенные нормы определяют, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления за счет средств бюджета проводить ремонтно-восстановительные работы в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими реконструкции.

Как обоснованно отмечено представителем администрации Волгограда в возражениях на иск, принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о реконструкции аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок.

В ходе рассмотрения настоящего дела стороной ответчика предъявлено суду постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, ..., аварийным и подлежащим реконструкции».

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 данного постановления комитету по жилищной политике администрации Волгограда поручено определить механизм и сроки переселения граждан, проживающих в многоквартирном дом. В случае, если собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме не осуществят его реконструкцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ, подготовить проект постановления администрации Волгограда об изъятии земельного участка, занимаемым многоквартирным жилым домом.

Пунктом 3.1 постановления на администрацию Ворошиловского района Волгограда возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ предъявить собственникам помещений, расположенных в многоквартирном жилом ... Волгограда письменное требование о проведении реконструкции указанного многоквартирного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Также, п. 6.1 постановления МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» поручено до ДД.ММ.ГГГГ инициировать проведение общего собрания собственников помещение указанного многоквартирного дома в целях принятия решения о проведении за счет собственных средств реконструкции многоквартирного жилого дома.

Распоряжением комитета по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: Волгоград, ....

Таким образом, на дату рассмотрения дела судом имеется изданный органом местного самоуправления ненормативный акт о признании многоквартирного жилого ... Волгограда аварийным и подлежащим реконструкции, администрацией Волгограда приняты меры к реализации жилищных прав истцов путем инициирования общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в целях его реконструкции.

Доводы иска о превышении администрацией Волгограда 30-дневного срока на принятие решения, предусмотренного абз. 7 п.7 Положения, не могут быть положены в основу решения об удовлетворении иска. Указанный срок не является пресекательным, а носит организационный характер, само по себе его нарушение основанием для удовлетворения иска в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления не является.

Поскольку предоставленный для реконструкции указанного жилого дома срок не истек, отсутствует бездействие администрации Волгограда в части невыполнения требований п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.

Что касается отсутствия конкретных сроков расселения истцов из многоквартирного жилого ... Волгограда, то как указывалось выше, мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории г. Волгограда регламентированы подпрограммой «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 18.12.2015 №1765. Согласно перечню аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) указанной подпрограммы спорный многоквартирный жилой дом включен в адресную программу по переселению граждан.

При этом определение судьбы жилого дома, издание правовых актов с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках расселения возможно только после принятия собственниками помещений решения относительно вопроса о капитальном ремонте дома.

Кроме того, в силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Суд находит, что само по себе признание незаконным бездействия администрации Волгограда не приведет к реальному восстановлению прав Смирнова И.В., Шаповалова В.В., в защиту которых предъявлен настоящий иск.

Утверждение стороны истцов о том, что они вынуждены были нести необоснованные расходы на оплату средств в фонд капитального ремонта вследствие несвоевременного принятия администрацией Волгограда решения о признании их многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, определяющего значения по делу не имеет, поскольку Смирнов И.В., Шаповалов В.В. не лишены права на обращение в суд с иском о возмещении причиненных им убытков.

Таким образом, поскольку рассматриваемый иск заявлен Смирновым И.В., Шаповаловым В.В. преждевременно, без учета действующих положений жилищного законодательства относительно порядка признания многоквартирного жилого дома аварийным и определенных условий реализации прав собственников помещений такого дома, заявленный иск о признании незаконным бездействия администрации Волгограда и возложении на ответчика обязанности издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Смирнова И. В., Шаповалова В. В. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома, сроках отселения физических и юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                   А.В. Олейников

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-2190/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаповалов В.В.
Смирнов И.В.
Ответчики
Администрация Волгограда
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Дело на странице суда
zent.vol.sudrf.ru
25.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2016Передача материалов судье
27.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2016Судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
10.03.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее