Дело №2а-142/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 января 2019 года г. Белогорск
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, председателю Зуйского сельского совета - главе Администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действия Администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым (далее – Администрация), выразившиеся в направлении истцу письма от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в завершении оформления прав на земельный участок площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, <адрес>, и предоставлении данного земельного участка в собственность, а также обязать Администрацию повторно рассмотреть заявление истца о завершении оформления прав на земельный участок площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, <адрес>, и предоставлении данного земельного участка в собственность и принять по результатам рассмотрения данного заявления решение.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Зуйского поселкового совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 разрешено изготовить проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,079 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек в пгт. Зуя, <адрес> из земель запаса пгт. Зуя Зуйского поселкового совета. ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца был изготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в Администрацию о предоставлении земельного участка в собственность, однако, письмом главы Администрации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было сообщено, что у Администрации отсутствуют правовые основания для передачи в собственность указанного земельного участка. Истец полагает, что ответчик безосновательно отказал истцу в оформлении завершения прав на земельный участок в форме письма, фактически не рассмотрев его заявление, в связи с чем, обратился с данным иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Администрации ФИО4 (л.д.28).
В судебном заседании представитель истца по тем же основаниям исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель Администрации, а также глава Администрации ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд письменные ходатайства с просьбой рассматривать дело в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся соответчиков, извещённых надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из представленных суду материалов дела следует, что решением Зуйского поселкового совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 разрешено изготовить проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,079 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек в пгт. Зуя, <адрес> из земель запаса пгт. Зуя Зуйского поселкового совета (л.д.10).
Согласно справки заведующего сектором по вопросам муниципального имущества, землеустройства и территориального планирования Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанное решение Зуйского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ не отменялось (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца был изготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием указанного земельного участка (л.д.13-18).
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в Администрацию о предоставлении земельного участка в собственность, однако, письмом главы Администрации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было сообщено, что у Администрации отсутствуют правовые основания для передачи в собственность указанного земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (л.д.20).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В статье 34 Закона № 131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 31 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Статьёй 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Согласно статье 1 Закона Республики Крым №-ЗРК/2015, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьёй 39.15 ЗК РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определён порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ приведены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу пункта 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Проанализировав содержание ответа, суд приходит к выводу, что административный ответчик не рассмотрел указанное заявление истца в установленном законом порядке с указанием оснований для отказа предоставления земельного участка, без вынесения соответствующего решения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое действие административного ответчика подлежит признанию незаконным, с возложением на ответчика – как полномочного органа обязанности повторно рассмотреть заявление истца.
Руководствуюсь ст. ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым по рассмотрению заявления ФИО1, выразившиеся в направлении истцу письма от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в завершении оформления прав на земельный участок площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, <адрес>.
Обязать администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о завершении оформления прав на земельный участок площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: