Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2014 года Мытищинский городской суд Московской области
в составе судьи Борисик А.Л.,
с участием прокурора Гвоздева А.С.,
при секретаре Никитиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3975\14 по заявлению Кондрашева А. И. о защите избирательных прав, признании решения Территориальной избирательной комиссии Мытищинского района незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Кондрашев А.И. обратился в суд с заявлением о признании решения территориальной избирательной комиссии Мытищинского района от 27 июня 2014 № 5/3 «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года» незаконным и его отмене.
В обоснование своего заявления Кондрашев А.И. указал, что ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «Родники» опубликовано Решение территориальной избирательной комиссии Мытищинского района от 27 июня 2014 № 5/3 «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года».
Оспариваемое решение противоречит пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - «Закон о выборах»).
Согласно данной нормы, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме избирательных округов.
Каждый кандидат имеет право сам определить количество подписей, которое ему необходимо для регистрации, основываясь на численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанной в схеме избирательных округов, утверждаемой представительным органом местного самоуправления в определенные законом сроки.
Если в схеме избирательных округов отсутствуют сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, то у избирательной комиссии нет права произвольно устанавливать количество подписей, необходимых для регистрации кандидата по соответствующему избирательному округу.
Заявитель указал, что минимальное количество подписей- 38, установленное избирательной комиссией по избирательному округу № 10 и максимальное количество подписей- 52, установленное по избирательному округу № 17, свидетельствует о том, что избирательные округа образованы с отклонением от средней нормы представительства избирателей более чем на 10 процентов, то есть с нарушением условий образования избирательных округов установленных пунктом «а» части 4 статьи 18 «Закона о выборах».
Согласно закона, численность избирателей в округе № должна составлять <данные изъяты>, в округе № - <данные изъяты> избирателей. При средней норме представительства в <данные изъяты> избирателей, количество избирателей в округе № должно быть не менее чем <данные изъяты>, а в округе № не более чем <данные изъяты> избирателей. В данном случае отклонение от установленной законом нормы составляет не 10, а более чем 15 процентов, что, безусловно, является нарушением закона.
Возложение на кандидата обязанности по вычеркиванию подписей избирателей также противоречит пункту 3 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», согласно которого, количество представляемых для регистрации кандидата подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов.
Если избирательная комиссия установила количество подписей необходимое для регистрации кандидата, то она не должна лишать кандидата предоставленного ему законом права на предоставление большего количества подписей в пределах 10 процентной нормы ( л.д. 4-6).
В судебном заседании заявитель Кондрашев А.И. заявление поддержал, просил суд его удовлетворить, признать решение территориальной избирательной комиссии Мытищинского района от 27 июня 2014 № 5/3 «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года» незаконным, отменить его.
Заявитель поддержал доводы, приведенные в заявлении, кроме того, пояснил, что оспариваемое решение ТИК устанавливает количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов по одномандатным округам в соответствии со сведениями о численности избирателей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит п.10 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает, что регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, осуществляется по состоянию на 01 января и на 01 июля.
Кроме того, избирательные округа сформированы с нарушением требований п.4 ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», включение в состав данных округов дополнительных населенных пунктов по причине их труднодоступности незаконно.
Заявитель указал также, что оспариваемым решением ТИК нарушены его права, как кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № № и как избирателя ( л.д.
Представитель заинтересованного лица- Территориальной избирательной комиссии Мытищинского района по доверенности Моисеева Л.В. в судебном заседании заявление не признала, просила суд в его удовлетворении отказать и пояснила, что доводы заявителя о нарушении оспариваемым решением ТИК его избирательных прав, так как данным решением установлено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по 19 одномандатным избирательным округам и на кандидата возложена обязанность по исключению (вычеркиванию) из подписных листов подписей избирателей в количестве, превышающем предусмотренное п. 1 данного решения являются необоснованными, поскольку 18.07.2013г. Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района № утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области.
Требования и порядок сбора подписей в поддержку кандидатов, регламентируются ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 29 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 "О муниципальных выборах в Московской области".
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 12,06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, могут собираться подписи избирателей, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
В данной норме напрямую указывается, что при выдвижении кандидатов по определенному одномандатному избирательному округу, количество подписей собираются исключительно из числа и только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (по описанию - включая улицы и домовладения в границах избирательных округов утвержденной схемы).
Схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области утверждена Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района от 18.07.2013г. № 71/3, официально опубликована 20.07.2013 года в межмуниципальной газете «Родники» № 102 (18654), а также размещена на интернет-сайте органов местного самоуправления Мытищинского муниципального района.
Законность Решения Совета депутатов об утверждении схемы избирательных округов предметом настоящего рассмотрения не является.
Представитель ТИК указала также, что поскольку схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области была утверждена ДД.ММ.ГГГГ, с целью уточнения фактической численности избирателей по одномандатным избирательным округам к моменту выборов депутатов в Совет депутатов Мытищинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, Территориальной избирательной комиссией Мытищинского района направлен официальный запрос в МУП «Городской информационный вычислительный центр» (ГИВЦ) о численности избирателей в разрезе избирательных округов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Информация согласно справки ГИВЦ о численности избирателей в разрезе избирательных округов (по каждому избирательному округу) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, была доведена до сведения депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района на восемьдесят пятом заседании Совета депутатов Мытищинского муниципального района, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается письмом Совета депутатов от 19.06.2014г. № 99/1.
Утверждения заявителя о произвольном установлении ТИК Мытищинского района количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов и об отклонении от средней нормы представительства избирателей при образовании избирательных округов, более чем на 10 процентов, также являются необоснованными.
Так, в силу п. «а» ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
Число зарегистрированных избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории Мытищинского муниципального района <данные изъяты> человек. Средняя норма представительства избирателей составляет - <данные изъяты> человек (10% - <данные изъяты> чел.).
Следовательно, максимальное примерное отклонение от средней нормы представительства избирателей составляет - <данные изъяты> человек, а минимальное - <данные изъяты> человека.
В одномандатном избирательном округе № зарегистрировано <данные изъяты> человек, что более 10%, но менее 30%, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, согласно утвержденной схеме избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области, в состав округа № входят труднодоступные и отдаленные местности - деревни: <данные изъяты>., а также поселки - <данные изъяты>.
Таким образом, установленное законодательством примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей при образовании одномандатных избирательных округов, было соблюдено в полном объеме.
Представитель ТИК пояснила также, что по тексту пункта 3 оспариваемого заявителем решения допущена описка в части указания в нем на пункт 1 решения, тогда как должно быть указано на пункт 2 ( л.д. ).
Прокурор Гвоздев А.С. в судебном заседании пояснил, что полагает незаконным пункт 3 оспариваемого решения ТИК, поскольку в нем указано на количество подписей избирателей согласно пункту 1 решения, то есть на необходимое количество подписей избирателей, тогда как должно быть указано на пункт 2 решения, поскольку данный пункт решения содержит указание на максимальное количество подписей избирателей, из которых кандидат обязан исключить лишние. В остальной части решение ТИК является законным и отмене не подлежит ( л.д. ).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Териториальной избирательной комиссией (ТИК) Мытищинского района принято решение № 5/3 «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года», законность которого оспаривает заявитель Кондрашев А.И. ( л.д. 24-26).
Решением ТИК определено необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидатов в депутаты по каждому из <данные изъяты> одномандатных избирательный округов, а также максимальное количество данных подписей.
Указанное решение опубликовано в газете «Родники» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Изучив оспариваемое решение, суд находит его соответствующим закону, кроме положений пункта 3 ( л.д. 25).
Так, согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом10 статьи16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Настаивая на том, что оспариваемое решение ТИК не соответствует приведенным нормам, заявитель указывает, что избирательные округа в Мытищинском районе сформированы с нарушением закона.
Доводы заявителя Кондрашева А.И. о нарушении закона при формировании избирательных округов не могут быть приняты судом во внимание и не подлежат изучению при рассмотрении настоящей жалобы, поскольку вопрос об обоснованности решения Совета депутатов Мытищинского муниципального района об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района не является предметом разрешения и судебной оценки в данном случае.
Так, Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области, которая действует в неизменном виде и подлежит применению при проведении выборов депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года.
Решение Совета депутатов об утверждении схемы избирательных округов опубликовано в газете «Родники» № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ).
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области не признано незаконным и не отменено.
Таким образом, суд находит оспариваемое решение ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ, определяющее необходимое и максимальное количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> по каждому из 19 одномандатных избирательных округов законно основанным на схеме данных избирательных округов.
Заявитель Кондрашев А.И. утверждает также, что минимальное количество подписей- 38, установленное избирательной комиссией по избирательному округу № и максимальное количество подписей- <данные изъяты>, установленное по избирательному округу №, свидетельствует о том, что избирательные округа образованы с отклонением от средней нормы представительства избирателей более чем на 10 процентов, то есть с нарушением условий образования избирательных округов установленных пунктом «а» части 4 статьи 18 «Закона о выборах».
Согласно закона, численность избирателей в округе № должна составлять <данные изъяты>, в округе № - <данные изъяты> избирателей. При средней норме представительства в <данные изъяты> избирателей, количество избирателей в округе № должно быть не менее чем <данные изъяты>, а в округе № не более чем <данные изъяты> избирателей. В данном случае отклонение от установленной законом нормы составляет не 10, а более чем 15 процентов, что, безусловно, является нарушением закона.
С приведенными доводами суд не может согласиться, находит их не основанными на законе.
Так, в силу п. «а» ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
Поскольку число зарегистрированных избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории Мытищинского муниципального района <данные изъяты> человек (л.д. 13-20), средняя норма представительства избирателей составляет - <данные изъяты> человек (10% - <данные изъяты> чел.).
Следовательно, максимальное примерное отклонение от средней нормы представительства избирателей составляет - <данные изъяты> человек, а минимальное - <данные изъяты> человека.
В одномандатном избирательном округе № зарегистрировано <данные изъяты> человек, что более 10%, но менее 30%, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, согласно утвержденной схеме избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области, в состав округа № входят труднодоступные и отдаленные местности - деревни: <данные изъяты>., а также поселки - <данные изъяты>.
Таким образом, установленное законом примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей при образовании одномандатных избирательных округов соблюдено.
При разрешении настоящего заявления суд находит обоснованными доводы представителя ТИК о том, что поскольку схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области была утверждена ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем за год до выборов, с целью уточнения фактической численности избирателей по одномандатным избирательным округам к моменту выборов депутатов в Совет депутатов Мытищинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, ТИК Мытищинского района была получена информация из официального источника- МУП «Городской информационный вычислительный центр» (ГИВЦ) о численности избирателей по избирательным округам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 31-69).
В силу ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
В рассматриваемом случае суд не усматривает законных оснований для признания незаконным оспариваемого решения ТИК по основаниям приведенной выше нормы по причине определения численности избирателей по состоянию на 01 июня, а не на 01 июля, поскольку само по себе данное обстоятельство никак не влияет на избирательные права заявителя, уточнение численность избирателей по каждому избирательному округу производилось с целью уточнения и дополнения списков избирателей.
Более того, суд не может не учитывать того, что, как следует из заявления, Кондрашев А.И. ссылается на нарушения по избирательным округам №, не имеющим к нему никакого отношения, поскольку сам он выдвигается кандидатом по избирательному округу №, а активное избирательное право заявитель сможет реализовать по округу №, согласно схемы избирательных округов, как проживающий в дер. <адрес>.
Таким образом, исходя из совокупности приведенных выше обстоятельств, суд не соглашается с доводами Кондрашева А.И., приведенными в заявлении.
Вместе с тем, суд находит не соответствующим требованиям закона п. 3 Решения ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в случае представления кандидатом в депутаты Совета депутатов Мытищинского муниципального района подписей избирателей в количестве, превышающей предусмотренное пунктом 1 настоящего решения ( п.1- необходимое количество подписей избирателей) , кандидат обязан… по своему выбору исключить ( вычеркнуть) из подписных листов подписи избирателей в количестве, превышающем предусмотренное пунктом 1 настоящего решения …
Суду представляется очевидным, что в тексте п. 3 Решения ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ должно содержаться указание на пункт 2 решения, поскольку именно он определяет максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, из числа которых кандидат должен исключить подписи в количестве, превышающем необходимое.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Кондрашева А. И. о защите избирательных прав, признании решения Территориальной избирательной комиссии Мытищинского района незаконным – удовлетворить частично.
Признать пункт 3 Решения территориальной избирательной комиссии Мытищинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» незаконным, отменить его.
В удовлетворении заявления в части признания незаконными пунктов 1, 2, 4, 5, 6 Решения территориальной избирательной комиссии Мытищинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей, необходимом для регистрации кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ»- отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский горсуд в течение пяти дней.
Судья