Дело № 2-1884/2023 Председательствующий Цицкиев Р.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-685/2024
07 мая 2024 года г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Дзаитова М.М. и Цечаева С.В.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Албакова Магомеда Магомедовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложении обязанности поставить на учет и принять решение о предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке очередности по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 09 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходит службу в МВД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ. Однако МВД по <адрес> отказало ему в принятии на учет на получение ЕСВ, что следует из выписки протокола ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ, которое истец считает незаконным.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО5 удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО12 просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Истец ФИО5, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материал дела, выслушав представителя ответчика ФИО12, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца ФИО14. просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные 1) с вселением в жилое помещение иных лиц ( за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 28 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 118 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ).
Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился с рапортом на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия о постановке на учет для получения ЕСВ, что подтверждается отметкой о входящей корреспонденции на рапорте.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в постанове на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием условий для принятия сотрудника на учет.
Решение ЖБК мотивировано тем, что с 1999 года ФИО5 был зарегистрирован и проживал в частном жилом доме площадью 88 кв.м. по адресу: <адрес> качестве члена семьи собственника - своей матери ФИО13 до момента ее смерти, где проживает по настоящее время совместно с братьями ФИО1,1983 г.р., и ФИО1, 1985 г.р., принявшим наследство после смерти матери, а также членами их семьи.
Истцом ФИО5 после смерти матери никаких действий для вступления в права наследования не предпринято, что свидетельствует, по мнению ответчика, о совершении истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Удовлетворяя требование истца, суд обоснованно указал, что невступление ФИО5 в наследство не свидетельствует об умышленном ухудшении истцом своих жилищных условий и совершении намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты.
Согласно материалам дела на момент смерти матери истца – ДД.ММ.ГГГГ в принадлежавшей ей на праве собственности жилом доме было зарегистрировано 12 человек (три сына, их супруги и дети), и обеспеченность на каждого члена семьи составляла 7,3 кв.м.
После смерти матери собственником дома стал его брат ФИО1, проживающий в нем со своей супругой ФИО2 и пятью несовершеннолетними детьми (Ибрагимом, Сайд-ФИО6, Камилат, Каримой и Айшой).
Также в указанном доме проживает брат ФИО3 со своей супругой ФИО4 и двумя несовершеннолетними детьми, а также истец (л.д. 65). Их обеспеченность в жилом помещении на каждого члена семьи составляет менее 15 кв.м.
В связи с изложенным суд обоснованно пришел к выводу о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и правомерно удовлетворил исковые требования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 09 октября 2023 года по гражданскому делу по иску Албакова Магомеда Магомедовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложении обязанности поставить на учет и принять решение о предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке очередности оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Коригова М.М.