Мотивированное решение 10.07.2019
2-2-130/2019
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2019 года р.п. Ачит
Красноуфимский районный суд постоянное судебное присутствие в р.п. Ачит Ачитского района Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Байдина С.М.
при секретаре Крашенинниковой М.В.
с участием
истца Суханова И.С.
представителя ответчика: ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» - Мурзиновой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова И.С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Ачитская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании компенсационной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Суханов И.С. обратился с иском к ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ», Министерству здравоохранения Свердловской области, в котором просил взыскать с ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» компенсационную выплату за молоко с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1/300 ставки рефинансирования банка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что работает <данные изъяты> в ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ». На его рабочем месте в начале ДД.ММ.ГГГГ выявлены вредные производственные факторы класса 3.1. и 3.2. О нарушениях своих прав он узнал в ДД.ММ.ГГГГ, когда решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в его пользу была частично взыскана задолженность по заработной плате, а также компенсация 4% за вредные условия труда. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ руководителем Ачисткой ЦРБ вынесен приказ № об установлении с ДД.ММ.ГГГГ оклада с учетом повышающего коэффициента за работу в сельской местности, а также вредные условия труда. С начала ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включительно ему и другим работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не выдавалось молоко, по предусмотренным нормам, а также не осуществлялась компенсационная выплата в размере эквивалентном стоимости молока. Министерство здравоохранения Свердловской области является контролирующей организацией, и не осуществляет надлежащий контроль в Ачитской ЦРБ.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, обосновав их доводам и изложенными в исковом заявлении. Дополнительно суду показал, что до ДД.ММ.ГГГГ молоко ему выдавалось. Оценку труда, проведенную в ДД.ММ.ГГГГ он не оспаривал, поскольку там имеется заключение аттестационной комиссии по комплексной оценке труда (строка 070) о том, что рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». По поводу выдачи молока, либо выплаты компенсации к работодателю с письменным заявлением не обращался так как это бесполезно. Полагает, что в его работе присутствует «Биологический» фактор, поскольку при работе ему приходится контактировать со <данные изъяты>.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении оказать, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ была проведена специальная оценка труда, по результатам которой вредных факторов, при наличии которых положено молоко, на рабочем месте истца не установлено. Данная оценка труда истцом не оспаривалась.
Ответчик Министерство здравоохранения СО ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, предварительно представив отзыв, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции указывая на то, что при проведенной специальной оценке труда на рабочем месте истца выявлен класс условий труда 3.1 установлен только по фактору «шум». Предоставление молока в данном случае не предусмотрено.
Заслушав истца, представителя ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности работодателя, в частности, в числе прочего работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу п. 1 и п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Указанным постановлением установлено, что перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н в числе прочего утвержден перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
"О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" отмечено, что в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:
1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» и Сухановым И.С. заключен трудовой договор № в соответствии с которым Суханову И.С. предоставлена работа по должности <данные изъяты> в структурном подразделении поликлиника, при этом дата начало работы определена ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом 4 указанного трудового договора определены должностной оклад, с учетом работы в сельской местности, выплаты компенсационного характера, а также выплаты стимулирующего характера.
В ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация рабочего места истца, по результатам которой составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда №.
С данной картой аттестации Суханов И.С. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Результаты аттестации рабочего места Сухановым И.С. обжалованы не были.
Согласно карты аттестации рабочего места общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1. При этом класс условий труда 3.1 установлен лишь по фактору «шум».
Кроме того, согласно карты аттестации, имеется необходимость установления повышенного размера оплаты труда работников, в то время как фактически повышенный размер оплаты труда отсутствует. Напротив установлено, что имеет место компенсация в виде молока или других равноценных пищевых продуктов в то время как основания для этого отсутствуют.
Других специальных оценок условий труда на рабочем месте истца не проводилось.
На основании анализа и оценки в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ представленных доказательств, суд пришел к выводу о том, что между истцом и ответчиком ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» заключен трудовой договор, в соответствии с условиями которого, истец выполняет работу по должности <данные изъяты>. Согласно специальной оценке условий труда рабочего места истца проведенной в ДД.ММ.ГГГГ не установлено оснований для выдачи Суханову И.С. молока или других равноценных пищевых продуктов.
Истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия на его рабочем месте вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Суханова И.С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Ачитская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании компенсационной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.М. Байдин