Судья Гусева Л.В. Дело № 33а-5324/2021
УИД 22RS0051-01-2020-001177-72
№ 2а-116/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Кайгородовой О.Ю., Скляр А.А.,
при секретаре Семеновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тальменского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие Администрации Тальменского района Алтайского края по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, бездействие Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, возложить на административных ответчиков обязанности в срок до 1 июля 2021 года принять меры по созданию в соответствии с требованиями законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, произвести строительство контейнерных площадок согласно утвержденным реестрам.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка органов местного самоуправления района и поссовета в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), в результате которой установлено, что Администрацией Тальменского района Алтайского края и Администрацией Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края в должной мере не реализуются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, а именно, на территории Тальменского района в ряде населенных пунктов контейнеры не установлены, вывоз мусора осуществляется бестарным способом. Для сбора ТКО на территории Тальменского района необходимо установить 576 контейнеров объемом 0,75 куб.м и 96 контейнеров объемом 7,6 куб.м, а для их установки необходимо построить 342 контейнерных площадки и 96 площадок под кузова. На территории Тальменского поссовета необходимо установить дополнительно 108 контейнеров, и построить 316 контейнерных площадок. В адрес главы Тальменского района 23 августа 2019 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО, однако до настоящего времени места (площадки) накопления ТКО не построены, контейнеры для сбора ТКО в полном объеме не установлены, сбор ТКО в населенных пунктах района не организован, осуществляется бестарным способом.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2021 года административные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации Тальменского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района Тальменский район, бездействие Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории рабочего поселка Тальменка муниципального района Тальменский район; на административных ответчиков возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района Тальменский район и на территории рабочего поселка Тальменка муниципального района Тальменский район в виде создания (строительства) соответствующих требованиям законодательства мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, согласно утвержденному Перечню (реестру) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тальменского района Алтайского края и СанПин 2.1.3684-21 соответственно.
В апелляционной жалобе Администрация Тальменского района Алтайского края просит решение отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в части требований к данному ответчику, ссылаясь на то, что обязанность по направлению в орган местного самоуправления, уполномоченного на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведений о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, лежит на региональном операторе. На территории Тальменского района Алтайского края в <адрес> сбор ТКО осуществляется в соответствии с пунктом 15 СанПин 2.1.3684-21 бестарным методом. В настоящее время с региональным оператором идет согласование об определении метода сбора ТКО бестарным методом. По результатам согласования с региональным оператором будут внесены изменения в Перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тальменского района Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 16 мая 2019 года № 390. В условиях дефицита бюджета района на 2021 год, определённого в размере 30311,0 тыс. руб., создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО противоречит принципу сбалансированности бюджета, предполагающему, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах. С учетом изложенного, исполнить решение в установленный судом срок не представляется возможным.
В возражения на апелляционную жалобу прокурор просит об отказе в ее удовлетворении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор И.К.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части удовлетворенных административных требований к административному ответчику Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края сторонами не оспаривается, судом апелляционной инстанции дело рассматривается по жалобе административного ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края, в связи с чем, решение суда первой инстанции проверяется судебной коллегией только в оспариваемой части.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что на территории Тальменского района Алтайского края и Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края с 2019 года вопрос со строительством контейнерных площадок (мест) размещения ТКО не решен, в бюджетах района и поселка расходы на строительство не запланированы, не согласован с региональным оператором безтарный способ накопления отходов, а потому нашло подтверждение оспариваемое бездействие, которое является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Данные выводы мотивированы, основаны на материалах дела и нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (преамбула) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрены требования к местам (площадкам) накопления отходов.
Согласно ее пункту 1 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.4 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88), действовавшими до 4 декабря 2020 года, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года и действовавшие до 1 марта 2021 года, устанавливали гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) (пункт 1.2).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные и введенные в действие с 15 августа 2010 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), также действовавшие до 1 марта 2021 года, согласно их пункту 1.2 устанавливали обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В силу пунктов 8.2.4, 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В соответствии с пунктом 3 «СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 1 марта 2021 года, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Таким образом, накопление твердых коммунальных отходов допускается лишь в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих действующему законодательству.
Как установлено пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 11, 12 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16).
Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования в случаях, когда такая обязанность не возложена законодательно на других лиц.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.
В силу части 1.1 статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом № 89-ФЗ.
Так, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены статьей 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».
В ходе рассмотрения дела установлено, что 23 августа 2019 года прокурором Тальменского района Алтайского края главе Тальменского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (л.д.6-9).
Ответом главы Тальменского района от 26 сентября 2019 года подтверждается, что представление прокурора признано обоснованным. Сообщается, что сбор и вывоз ТКО с 1 января 2019 года на территории Тальменского района осуществляет региональный оператор АО «Эко-Комплекс», при этом сбор осуществляется только в р.<адрес>. В других населенных пунктах сбор и вывоз ТКО не производится. Для сбора ТКО на территории района необходимо установить 576 контейнеров объемом 0,75 куб.м и 96 контейнеров объемом 7,6 куб.м стоимостью 990700 руб. Для установки этих контейнеров требуется строительство 433 контейнерных площадок на сумму 13034000 руб., итого расходы составят 22941000 руб. Однако бюджет района является дефицитным, поэтому средств на приобретение контейнеров и строительство площадок не имеется. Администрация района обратилась в Министерство Алтайского края с просьбой об оказании финансовой помощи из краевого бюджета, вопрос решен положительно, решено выделить из краевого бюджета 2500000 руб., которые будут израсходованы на приобретение контейнеров объемом 0,75 куб.м. в р.п.Тальменка.
В материалы дела административными ответчиками представлены утвержденные Перечни (Реестры) мест (площадок) накопления ТКО (л.д.107-131; 176-208).
Представленные Администрацией Тальменского района соглашения, заключенные с муниципальными образованиями сельских поселений о передаче части полномочий в сфере обращения с ТКО, действовали в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года, соответственно, на момент вынесения решения, утратили силу (л.д.57-106).
Представленное в материалы дела Администрацией Тальменского поссовета решение Совета депутатов Тальменского поссовета от 24 декабря 2020 года №175 «О рассмотрении бюджета Тальменского поссовета на 2021 год» с соответствующими приложениями подтверждает, что в расходной части бюджета на 2021 год не запланированы расходы на обращение с ТКО.
Администрация Тальменского района бюджет на 2021 год в материалы дела не представила, в судебном заседании представитель подтвердил отсутствие в расходной части бюджета района средств на строительство контейнерных площадок, не уточнен реестр размещения мест накопления ТКО с учетом бестарного способа сбора ТКО, не согласован с региональным оператором мешковой способ накопления отходов.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к верным выводам о незаконном бездействии Администрации Тальменского района Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях сельских поселений муниципального района Тальменский район, и нарушении в этой связи прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Доводы апелляционной жалобы о дефиците бюджета района, осуществление работы по согласованию с региональным оператором метода сбора ТКО (бестарным способом) не влияют на законность принятого судом первой инстанции решения, поскольку выводов суда не опровергают.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности предоставленного судом срока для исполнения возложенной обязанности подлежит отклонению с учетом того, что выполнение обязанности, возложенной судом, возможно только до наступления зимнего периода времени и установления снежного покрова, что в полной мере соответствует установленному судом сроку - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного оснований к отмене и изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тальменского района Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи