АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2023 года по делу № 33-4767/2023
Судья Мерзлякова Ю.Г. № 2-493/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего судьи Черниковой О.Ф.,
и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гаркушенко И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционному представлению Слободского межрайонного прокурора Кировской области Волкова А.А. на решение Слободского районного суда Кировской области от 22 мая 2023 года по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению гимназия города Слободского о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания,
заслушав доклад судьи Ординой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению гимназия города Слободского Кировской области (далее по тексту МКОУ гимназия г. Слободского, гимназия), указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних и законодательства в области обеспечения надлежащего технического состояния зданий и сооружений. В ходе проверки установлено, что МКОУ гимназия г. Слободского образовательную деятельность осуществляет в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
С учетом дополнений и уточнений исковых требований, ссылаясь на пункты 3.3 - 3.4, 4.1, 4.3, 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», с целью недопущения нарушения прав обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, просил возложить на ответчика обязанность провести с привлечением специализированной организации обследование технического состояния здания, расположенного по адресу г<адрес>, а именно: выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Решением Слободского районного суда Кировской области от 22.05.2023 в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен межрайонный прокурор Кировской области Волков А.А., в апелляционном представлении просит решение суда отменить, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Возражая против выводов суда о недоказанности нарушений прав и интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, достаточности выполненных мероприятий по обследованию здания образовательного учреждения, а также добровольности применения требований ГОСТ 31937-2011, указывает, что суд не учел положения п. п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, согласно которым обследование технического состояния здания образовательного учреждения производится исключительно с привлечением специализированной организации, оснащенной современной приемной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не позднее чем через два года после ввода их в эксплуатацию, и в дальнейшем не реже одного раза в 10 лет. Убежден, что указанные судом мероприятия, направленные на обследование технического состояния здания образовательного учреждения, невозможно признать надлежащим исполнением требований ГОСТ 31937-2011 в части периодичности их проведения и объема обязательных к проведению мероприятий. Ни один из перечисленных документов, указанных в решении суда, не содержит выводов о результатах обследования и не соответствует целям, указанным в п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011.
Обращает внимание, что при обращении в суд прокурор обосновал необходимость обследования технического состояния здания образовательного учреждения в целях исключения нарушение прав неопределенного круга лиц, прав и интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В возражениях на апелляционное представление директор МКОУ гимназия г. Слободского Баранова З.А. доводы представления опровергает, просит решение суда оставить без изменения.
Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, заслушав старшего прокурора отдела прокуратуры Кировской области Новикову И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приобщив к материалам дела новые доказательства по делу, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МКОУ гимназия г. Слободского осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
Слободской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних и законодательства в области обеспечения надлежащего технического состояния зданий и сооружений, у ответчика запрошена информация относительно проводимых обследований здания гимназии.
Полагая, что с момента строительства здания гимназии и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации ответчиком не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации предусмотрена ст. 28 Федерального закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», прокурор с учетом уточнений и дополнений исковых требований обратился с иском о возложении обязанности на ответчика провести с привлечением специализированной организации обследование технического состояния здания гимназии.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал, что техническое состояние здания школы постоянно контролируется, ежегодно перед началом учебного года проводится процедура готовности проверки общеобразовательной организации к новому учебному году муниципальной комиссией с составлением акта; ежегодно проводится работа по осмотру всех учебных кабинетов с оформлением акта разрешения на проведение учебных занятий; на постоянной основе проводятся технические осмотры состояния здания и прилегающей территории, комиссией образовательного учреждения ежегодно проводятся осмотры технического состояния здания, в подтверждение чего представлены соответствующие акты.
Разрешая спор, проверив доводы истца, а также возражения ответчика против них, руководствуясь положениями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», установив недоказанность прокурором необходимость проведения оценки технического состояния здания образовательного учреждения, учитывая, что эксплуатационный контроль здания гимназии производится ежегодно комиссией образовательного учреждения с участием представителя органа местного самоуправления, нарушений прав и интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения не имеется, нарушений требований действующего законодательства со стороны ответчика не допущено, районный суд отказал в удовлетворении исковых требований.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации.
Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
В соответствии со ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (ч. 7).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч. 8).
Согласно ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (ч. 1).
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации (ч. 4).
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений (ч. 5).
Согласно статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1).
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 №1984-с утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее по тексту ГОСТ 31937-2011), который устанавливает требования к механической безопасности зданий и сооружений и предусматривает проведение обследований зданий (сооружений) для определения работоспособности зданий (сооружений), возможности дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимости восстановления, усиления, ремонта.
В зависимости от объема и целей обследования проводят либо комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений), либо обследование технического состояния зданий (сооружений).
В соответствии с п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются грунты основания, фундаменты, строительные конструкции здания (сооружения) и их элементы, технические устройства, оборудование (п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 установлено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что обследование технического состояния зданий и сооружений проводят с целью определения, является ли их состояние нормативным и работоспособным, возможна ли их дальнейшая безаварийная эксплуатация.
В соответствии с Уставом МКОУ гимназия г. Слободского учредителем и собственником занимаемого образовательным учреждением здания гимназии является муниципальное образование «город Слободской».
Согласно техническому паспорту данного здания от 11.01.2016 литеры А и А1 здания гимназии построены в 1862 году, Литер А2 – в 1987 году, общая площадь здания составляет 1657,8 кв.м.
На основании заключенного между муниципальным образованием «город Слободской» и МКОУ гимназия г. Слободского договора от 14.05.2020 здание по адресу: <адрес>, закреплено за ответчиком на праве оперативного управления.
В нарушение требований ГОСТ 31937-2011 с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава МКОУ гимназия г. Слободского, утвержденного Постановлением Администрации г. Слободского от 03.12.2015 №2628, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия города Слободского Кировской области является некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан на образование.
Согласно п. 2.1 Устава гимназия осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Кировской области и настоящим Уставом.
Основной целью деятельности гимназии является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 2.2. Устава).
Гимназия обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся и работников гимназии (п. 3.3.5 Устава).
Гимназия несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье учащихся и работников Гимназии (п. 3.3.6 Устава).
Как следует из материалов дела постановлениями администрации города Слободского ежегодно утверждается план мероприятий по организации подготовки материальной базы муниципальных образовательных организаций города Слободского к новому учебному году и отопительному сезону, утверждается состав межведомственной комиссии по организации и оценке готовности образовательных организации к началу учебного года и отопительному сезону.
Согласно представленным ответчиком актам проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность, от 02.08.2021, 05.08.2022 гимназия признана готовой к учебному году. Ответчиком также представлены внутренние акты проверки отдельных частей здания и прилегающей территории.
Ответчиком также в обоснование возражений представлены составленные сотрудниками гимназии и утвержденные его директором акты технического состояния здания и прилегающей территории, в том числе составленные 24.04.2012, 17.09.2015.
Кроме того, представлены документы, подтверждающие проведение работ в гимназии по перепланировке в соответствии с действующим законодательством при наличии требуемых действующим законодательством документов: сообщения о дополнительном финансировании (л.д. 84, 85, 86), датируемые 2013 годом распоряжения администрации города Слободского разрешении перепланировки и переустройства части помещений в здании гимназии и об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию здания гимназии (л.д. 87, 88), акт указанной комиссии (л.д. 89), а также рабочая документация по перепланировке северной лестничной клетки гимназии, составленная ООО «<данные изъяты>» (л.д. 90) и проектно-сметная документация на данную перепланировку (л.д. 91).
В акте от 15.11.2013 назначенной распоряжением главы администрации города Слободского от 18.09.2013 № № межведомственной комиссии в составе заместителя Главы администрации и других сотрудников администрации города Слободского, начальника управления и главного специалиста управления муниципальным имуществом указаны выводы о несоответствии здания гимназии требованиям действующего законодательства: отсутствуют ограждения на кровле южной и северной части здания - ГОСТ 25772 (п.8.11 СНиП 21-01-97*); отсутствует зонирование и ограждение территории здания (МКОУ гимназия) забором (СанПиН 2.4.2.2821-10 п.3.1., п.3.2); требует ремонта перекрытие между первым и вторым этажом, подсобного помещения буфета и бухгалтерии (СанПиН 2.4.2.2821-10 п 4.28, СП 118.13330.2012, п.9.1, п.9.2.); многочисленные сквозные отверстия в шиферном покрытии крыши, отсутствие элементов шиферного покрытия в учебном корпусе (СП 118.13330.2012. п.6.2, п.9.1., п.9.2, п. 9.3., п.9.4.); подушки оконных переплетов с коробками в учебных кабинетах требуют замены, площадь форточек в учебных кабинетах не соответствует требованиям СанПиН и составляет менее 1/50 площади пола (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.6.8., СП 118.13330.2012, п.9.4); отслоение красочной пленки покрытия стен здания (СП 118.13330.2012, п.9.2); отсутствие исправной системы вентиляции и гидроизоляции (СанПиН 2.4.2.2821-10 п.6.11, СП 118.13330.2013, п.4.17, п.8.6.); отсутствует холодное водоснабжение и канализация в кабинете физики, кабинетах начальных классов, лаборантской физики, кабинете домоводства (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.27, п.8.1, СП 118.13330.2012. п.4.16); не отвечают требованиям унитазы в мужском и женском туалетах (6 штук), требуют ремонта туалетные комнаты (СанПиН 2.4.2.28.21-10); не выполнена отмостка с дворовой части здания, на существующей отмостке имеются трещины, разломы, нарушающие, целостность конструкции (СНиП 2.02.01-83, п.3.3182, п.4.30, СП 118.13330.2012, п.9.3., п.9.2.); отсутствует твердое покрытие для подъезда к буфету (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.8); необходимо проведение ремонта подсобных помещений буфета (отсутствие целостного покрытия стен, пола, потолка), требуется ремонт полового покрытия в моечном и раздаточном отделениях помещений буфета-раздаточной (СП 118.13330.2012, п.9.1, п.9.2); частичное разрушение внешнего слоя кирпичной кладки: с южной стороны по цоколю; западной стороны угла здания, рядом с выходом на дворовую территорию; сколы, многочисленное выпадение элементов кирпичной кладки (СП 118.13330.2012, п.9.2, п.9.3,); отсутствует плиточное исполнения пола в рекреации (путь эвакуации) - ФЗ № 133 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; требуется замена дверей в лаборантских кабинетов физики и химии на противопожарные (СП 118.13330.2012, п.6.46); трещины кирпичной кладки по периметру здания (СанПиН 2.4.2.2821-10 п.4.28, СП 118.13330.2012, п.9.1, п.9.2).
Комиссия установила, что здание гимназии не соответствует требованиям СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений» и требует проведения ремонта.
Приятие всех необходимых мер по обследованию технического состояния здания гимназии, по мнению ответчика также подтверждается доказательствами, свидетельствующими об оперативном обследовании части здания гимназии в случае возникновения аварийных ситуаций и их своевременное устранение (л.д.92-119).
Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» от 05.08.2019 № №, проведенному по результатам обследования части стены и отмостки здания гимназии, обследуемые строительные конструкции здания МКОУ гимназии г. Слободского по адресу: <адрес> (цокольная часть наружной стены южного фасада части здания литер А; цокольная часть участка наружной стены южного фасада части здания литер А1) получили значительные повреждения. Техническое состояние обследуемых наружных стен (за исключением участков, имеющих разрушения) по совокупности признаков, в соответствии с требованиями и формулировкой ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как ограниченно работоспособное. Техническое; состояние участков стен, имеющих разрушения по совокупности признаков, в соответствии с требованиями и формулировкой ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как аварийное. Механическая безопасность конструкций обследуемых наружных стен на период обследования не обеспечивается, что вызывает угрозу жизни и здоровью, имуществу граждан. Возможны дальнейшие обрушения конструкций. Необходимо оградить пребывание людей у опасных участков.
В соответствии с актом комиссии в составе директора гимназии, заместителя директора по АХЧ гимназии, заведующего отделом образования и молодежной политики администрации города Слободского от 16.09.2021 кровельное покрытие северной части здания находится в неудовлетворительном состоянии – повсеместно наблюдаются отверстия, трещины. Кровельное ограждение и снегозадержание отсутствует. На крыше имеются 2 слуховых окна. Окна Деревянные, со следами гниения и сломанными створками. Требуется выполнить демонтаж старых и устройство новых слуховых окон. У окон отсутствуют лестницы для выхода на кровлю - необходимо установить лестницы. Для дополнительного проветривания чердака необходимо установить 3 флюгарки. Водосточная система кровли здания - полностью разрушена. Частично отсутствуют водосточные трубы, желоба. Требуется заменить старую водосточную систему. Окна имеют многочисленные деформации.
Согласно акту комиссии учреждения с участием заведующего отделом образования и молодежной политики администрации города Слободского от 05.10.2021 установлено, что конструкции крыши южного здания нуждаются в капитальном ремонте с заменой обрешетки и покрытия, установкой кровельных ограждений снегозадержания, водосточной системы, слуховых окон; конструкции чердака северного и южного зданий нуждаются в капитальном ремонте с заменой утепления, пароизоляции и стяжек чердака; требуется выполнить огне-биозащиту несущих деревянных конструкций стропильных крыш и обрешетки северного и южного зданий; требуется выполнить капитальный ремонт отмостки вокруг здания с заменой покрытия и оснований, новое покрытие отмостки принять из асфальтобетона с утеплением пенополистирольными плитами; конструкции бутобетонного фундамента нуждаются в капитальном ремонте с заделкой трещин, частичной перекладкой разрушенных участков и оштукатуривание наружной поверхности для устройства вертикальной гидроизоляции и утепления пенополистирольными плитами; на цоколе здания частично отсутствует штукатурка, требуется выполнить капитальный ремонт цоколя (л.д. 9 - 13).
Аналогичным актом от 15.12.2021 установлены множественные несоответствия состояния строительных конструкций и инженерного оборудования здания гимназии требованиям действующего законодательства.
В связи с участием гимназии в государственной программе капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» по результатам обследования здания ООО «<данные изъяты>» в 2021 году разработана техническая документация, необходимая как для включения в указанную программу, так и определившая необходимость проведения в здании гимназии капитального ремонта.
Из возражений на исковое заявление ответчика (л.д. 201-202) и материалов дела следует, что указанные технические документы ООО «<данные изъяты>» составлены на основании акта обследования от 2013 года и актов обследования здания гимназии от 16.09.2021 года (л.д. 124 - 127) и от 15.12.2021 (л.д. 130-179).
Вместе с тем, исходя из анализа представленных в обоснование возражений доказательств, соглашаясь в доводами апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что проводимые ответчиком мероприятия, направленные на обследование технического состояния здания гимназии, нельзя признать надлежащим исполнением требований ГОСТ 31937-2011 в части периодичности их проведения, объема обязательных к проведению мероприятий, в том числе объектов исследования.
Как указывалось выше, по смыслу п.п. 4.1, 4.3 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния здания образовательного учреждения проводится исключительно с привлечением специализированной организации, оснащенной современной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных специалистов, не позднее чем через два года после ввода их в эксплуатацию, и в дальнейшем не реже одного раза в 10 лет.
Так акты проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность, от 02.08.2021, 05.08.2022 о готовности гимназии к учебному году являются комиссионными, в состав комиссии включены представители Главы администрации города Слободского, заведующий и консультанты отдела образования и молодежной политики администрации города Слободского, начальник Финансового управления администрации города Слободского; акты согласованы с пожарным надзором, ПДН, Росгвардией, ГИБДД, а также с представителями общественных организаций и Роспотребнадзора, однако данные акты составлены не специализированной организацией с соблюдением требований, предусмотренных ГОСТ 31937-2011.
По аналогичным основаниям судебная коллегия отклоняет акты технического состояния здания и прилегающей территории, в том числе составленные 24.04.2012, 17.09.2015, 16.09.2021, 05.10.2021, 15.12.2021, документы, подтверждающие проведение работ в гимназии по перепланировке, акт проверки межведомственной комиссии от 15.11.2013, назначенной распоряжением главы администрации города Слободского от 18.09.2013 № №.
Заключение ООО «<данные изъяты>» от 05.08.2019 № № сделано по результатам обследования лишь части стены и отмостки здания, следовательно, не может быть расценено судебной коллегией как надлежащее исполнение ответчиком требований ГОСТ 31937-2011 в части объема обязательных к проведению мероприятий.
Техническая документация ООО «<данные изъяты>» не отвечает принципу достаточности доказательств по делу, так как выполнена на основании составленных не специализированной организацией акта обследования от 2013 года и актов обследования здания гимназии от 16.09.2021 и от 15.12.2021.
Правового значения получение положительного заключения экспертизы КОГАУ «<данные изъяты>» от 09.10.2021 и 06.07.2022 для разрешения данного спора не имеет.
Судебная коллегия, соглашаясь с доводами уточнённого искового заявления и доводами апелляционного представления, полагает, что непроведение должного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Неистечение сроков эффективной эксплуатации здания и отсутствие реальной необходимости в техническом обследовании, а также ссылки ответчика на то, что учреждение регулярно проводит осмотры здания, а также в части применения ГОСТ 31937-2011 на добровольной основе, не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики.
Обязанность проведения технического обслуживания, периодических осмотров основана на положениях ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при этом, образовательное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, по условиям договора №69 от 05.02.2010 несет бремя, связанное с содержанием названного имущества.
При невозможности исполнить решение суда в установленный законом срок по объективным причинам ответчик не лишен права обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения закона, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Слободского районного суда Кировской области от 22 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Слободского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназию города Слободского Кировской области обязанность с привлечением специализированной организации провести обследование технического состояния здания МКОУ гимназия г. Слободского, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2023