Дело № 2а-130/2019 (УИД 27RS0017-01-2019-000189-41) КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 г. с.Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Литовченко А.Л.,
при секретаре Рубцовой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Нанайскому району о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Предписанием от 29 марта 2019г., вынесенным Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Нанайскому району, на КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее - КГКУ «Хабаровскуправтодор») возложена обязанность:
-произвести ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре на участке от <данные изъяты> - в течение 7 суток с момента получения предписания;
-информировать участников дорожного движения путем установки технических средств организации дорожного движения о недостатках дорожного покрытия, согласно требованиям ГОСТа Р 52289-2004, ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ» на вышеуказанном участке - незамедлительно с момента получения предписания.
С данным предписанием КГКУ «Хабаровскуправтодор» не согласно, считает его незаконным, нарушающим права и законные интересы учреждения, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12.3.1 Свода правил СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги», асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5оС, осенью не ниже 10оС. Согласно сведениям о фактической максимальной температуре воздуха в Нанайском муниципальном районе на автомобильной дороге Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре за период с 27 марта по 01 апреля 2019г., предоставленным Федеральной службой гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, максимальная температура не превышает +3,8 оС, то есть ниже допустимой по условиям укладки асфальтобетонного покрытия. Нарушение технологии укладки асфальтобетонной смеси не приведет к достижению желаемого результата по обеспечению сохранности автомобильной дороги и поддержанию безопасных условий движения транспортных средств по ней и повлечет неэффективное использование бюджетных средств.
Таким образом, по мнению истца, исполнить предписание в установленный срок не представляется возможным по объективным причинам.
Кроме того, на учреждение возложены именно организационные функции, то есть организация деятельности по содержанию и ремонту дорог. Учреждение не может непосредственно выполнять такие работы, поскольку это противоречит целям, для которых оно было создано.
Согласно пунктам 1.8, 4.14 Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор», заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Оплата подрядных работ, выполнение которых недопустимо по климатическим условиям, влечет для учреждения и его должностных лиц административную ответственность по статьям 15.14 и 15.15.10 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных и нарушение порядка принятия бюджетных обязательств).
Ссылаясь на данные обстоятельства, КГКУ «Хабаровскуправтодор» просит признать предписание от 29 марта 2019г. незаконным.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Перечень требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений определены ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2 или более.
Судом установлено, что 28 марта 2019г., в ходе осуществления ОГИБДД ОМВД России по Нанайскому району повседневного контроля, на участке от <данные изъяты> автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре выявлены повреждения асфальтобетонного покрытия, выбоины, размер которых превысил, установленный ГОСТом. В целях устранения выявленных деффектов 29 марта 2019г. КГКУ «Хабаровскуправтодор» выдано предписание, в соответствии с которым учреждению необходимо:
- произвести ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре на участке от <данные изъяты> - в течение 7 суток с момента получения предписания;
-информировать участников дорожного движения путем установки технических средств организации дорожного движения о недостатках дорожного покрытия, согласно требованиям ГОСТа Р 52289-2004, ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ» на вышеуказанном участке - незамедлительно с момента получения предписания.
КГКУ «Хабаровскуправтодор», полагая, что предписание противоречит закону, нарушает их права и законные интересы, обратилось в суд с административным иском.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом в силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты"а","б" и "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В силу частей 1 и 2 статьи 30 Закона о безопасности дорожного движения, федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
В настоящее время действует Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716.
Пунктом 2 данного Положения установлено, что федеральный надзор осуществляется, в том числе, МВД России и его территориальными органами.
Во исполнение требований постановления Правительства РФ приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог
Как следует из пункта 33.6 Регламента, исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, включает в себя такую административную процедуру как надзор за дорожным движением.
Пунктом 81 Регламента предусмотрено, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В силу пункта 83 Регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе: наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
Согласно пунктам 17, 86, 87 Регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.
При выявлении нарушений обязательных требований безопасности по результатам исполнения государственной функции принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 N711, пунктом 87.3 Регламента предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Таким образом, проанализировав установленные фактические обстоятельства и сопоставив их с содержанием вышеперечисленных норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом при наличии законного основания и с соблюдением установленного порядка.
При этом доводы истца о неисполнимости предписания, ввиду его выдачи некомпетентному лицу, и невозможности устранения дефектов дорожного покрытия в установленные сроки в существующих погодных условиях не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пунктов 1 и 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 22 апреля 2015 № 80-пр, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется КГКУ "Хабаровскуправтодор".
Исходя из положений Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор», целью и основными видами деятельности данного учреждения являются осуществление функции единого государственного заказчика и (или) застройщика по объектам строительства, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Хабаровского края (пункты 2.2, 2.3.1.1)
Кроме того, согласно пункту 2.4.47 Устава, КГКУ «Хабаровскуправтодор», контролирует выполнение подрядчиками и исполнителями условия заключенных государственных контрактов и договоров, качество работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорного участка автодороги в любом случае является прямой обязанностью КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Данное учреждение создано для осуществления в определенных Уставом пределах полномочий исполнительных органов государственной власти в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Хабаровского края и осуществления на них дорожной деятельности, в связи с чем является субъектом, которому могло быть выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 73 Регламента в предписании, среди прочего, указывается срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца).
Из содержания предписания от 29 марта 2019г. видно, что срок устранения выявленных дефектов дорожного покрытия установлен должностным лицом ГИБДД в соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 для дорог III категории (обычных (не скоростных) автодорог).
При этом конкретного способа устранения дефектов дорожного покрытия в предписании не упомянуто. Тем самым истец не был лишен возможности устранить их любым способом по своему усмотрению с соблюдением требований технических регламентов, в связи с чем нарушения прав КГКУ «Хабаровскуправтодор» суд не усматривает.
С учетом изложенного, и поскольку совокупности обстоятельств, при наличии которых возможно признание решения должностного лица незаконным, не установлено возможность удовлетворения иска исключается.
Руководствуясь статьями 175-180,227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Нанайскому району о признании предписания незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 20 мая 2019г.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.Л.Литовченко
УИД 27RS0017-01-2019-000189-41
№ 2а-130/2019
Находится в Нанайском районном суде
Хабаровского края